Технология "Сторителлинг"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Шарапова Евгения Дмитриевна

Технология "Сторителлинг"

Вторая младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.docx21.53 КБ
Файл storitelling.pptx388.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сторителлинг —  интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги, я предлагаю вашему вниманию один из интерактивных методов работы с детьми дошкольного возраста «Сторителлинг».

Сторителлинг в переводе звучит как «рассказывание историй». 

Дети больше любят и лучше  запоминают  импровизированные, рассказанные истории, чем прочтенный текст.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Как бы это могло выглядеть?

Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории.

Ещё один вид – цифровой сторителлинг– это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, инфографика).

 В своей работе мы несколько сузили  область применения этого метода  и адаптировали её для своих детей, и решили  использовать  игру «Кубики историй».

 Для изготовления игры затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная.

Использовать ее можно в любом месте и в любое время. Мы самостоятельно сделали кубики, на грани приклеили красочные рисунки (это сказочные герои, различные предметы,    природные

явления и т.д.).

На начальном этапе для знакомства с кубиками мы проводим дидактическую игру «Потешки на кубе».  Это один кубик, на гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной из потешек. Затем,  бросая куб, дети вместе с воспитателем рассматривают верхнюю  выпавшую сторону куба, и рассказывают соответствующую потешку.

Впоследствии,  дети могут самостоятельно играть в куб, рассказывая друг другу потешки или сочиняя по картинкам свои истории.

Когда дети понимают суть игры и хорошо с ней справляются. Мы предлагаем поиграть в игру «Кубики историй».  Это уже несколько кубиков (для младших дошкольников достаточно 6 кубиков.

Суть игры «Кубики историй»  заключается в том, что дети поочередно бросают на стол по одному кубику и сочиняют историю.  Первый игрок бросает кубик и начинает свою историю.

Начать можно со слов  «Однажды…», «Давным-давно…», «В сказочном мире…»  и пр.

Следующий игрок бросает свой кубик и  продолжает историю,  нанизывая на нить повествования выпавший ему символ-картинку, затем третий игрок и т.д.,  пока все кубики не окажутся на столе.

Последний игрок завершает историю, подводит итоги, делает вывод.

Каждый раз истории получаются разными, не  повторяются, так как сочетания выпавших картинок каждый раз новые.

Основой истории  может стать все что угодно. Можно рассказать уже существующую историю, а можно придумать свою собственную. Лучше начинать с простых историй, описывающих интересный или смешной случай из личного опыта. Дети младшего и среднего возраста с удовольствием рассказывают семейные истории, делятся личными переживаниями, также любят рассказывать о книгах, которые им прочитали.

Метод «сторителлинг» имеет четкую структуру:

1.Вступление (цель – увлечь и вызвать интерес слушателя);

2.Развитие события (появляется сюжет и нравы персонажей);

3.Кульминация (развитие сюжета, основные события);

4.Заключение (завершение истории, выводы, мораль).

Преимущества использования техники «сторителлинг»  с детьми    дошкольного возраста:

1.  Метод  «сторителлинг»  –  один из  способов  разнообразить занятия, чтобы  заинтересовать  и найти подход к  любому ребенку. Не требует  больших  затрат и может быть использован в любое

время и в любом месте.

2. Метод  «сторителлинг»  имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают воображение, логику, память, а так же  повышают культурное образование.

3. Метод «сторителлинг» можно успешно использовать в проектной деятельности детей.

4. Использование метода  «сторителлинг»  в работе с детьми с ОВЗ способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.

5.  Метод «сторителлинг»  объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.

Преимущество метода «сторителлинг»  –  увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно  построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

Таким образом, техника «сторителлинг»,  которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для социально-коммуникативного  развития  детей,  облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения и развития речи.  Импровизированные рассказы  всегда уникальны, неповторимы тем самым  вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.

Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее,  а  молчаливые становятся более разговорчивыми.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

Сочинять истории не только увлекательно, но и очень полезно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 С торителлинг с использованием «Кубиков историй» Подготовила воспитатель: Шарапова Е.Д..

Слайд 2

«Рассказывая истории, мы изменяем нашу жизнь» Марк Твен

Слайд 3

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения .

Слайд 4

Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Слайд 5

Задачи: • развивать творческое мышление, воображение; • развивать грамматически правильную речь; • способствовать раскрытию талантов и самовыражению. • наглядно мотивировать поступки героев; • научиться умственному восприятию и переработке информации, • c формировать желание общаться.

Слайд 6

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности: Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Историю нужно сделать «живучей». История должна быть убедительной, правдивой. Важно учитывать психологические и организационные моменты .

Слайд 7

Нетрадиционная техника сторителлинга с использованием «Кубиков историй». Суть игры в том, что вы бросаете кубики на стол и начинаете историю со слов «Однажды…» или «Давным-давно…», «Хочу рассказать, как я…», «Я сегодня шла в детский сад и увидела…», «Когда-то…», нанизывая на нить повествования все изображения, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлёк ваше внимание.

Слайд 8

Оригинальные « Storycubes » можно сейчас заказать через Интернет.

Слайд 9

Для изготовления «кубиков историй» нам понадобится:

Слайд 10

Правила игры: Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает. Первый игрок достаёт из «волшебного мешочка» кубик, бросает его в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

Слайд 11

Наборы кубиков историй следующих типов: - набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем - погодные явления и др.);

Слайд 12

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;

Слайд 13

- Есть тематические кубики ( например, по темам «Транспорт», «Времена года», «Сказки» и т.д.).

Слайд 14

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста. 1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. 2 . Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование . 3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность; 4 . Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала. Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

Слайд 15

Спасибо за внимание