Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
консультация по развитию речи

Сердюк Наталья Викторовна

Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

                     Консультация для педагогов

   «Приёмы педагогической работы по воспитанию

 у детей навыков правильного произношения звуков»

 Цели:

-уточнить знания воспитателей о задачах воспитания звуковой культуры речи.

-познакомить с приёмами работы, направленные на воспитание звуковой культуры речи.

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.

Можно выделить следующие основные задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей.

2. Выработка дикции.

Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.

4. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.

Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы.

• В первую очередь к ним относятся занятия.

• Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники, развлечения и др.

• речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).

Для решения вышеперечисленных задач применяются различные приёмы работы:

Уточнение и совершенствование движений органов речевого аппарата.

Во второй младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

В средней группе уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

В подготовительной к школе группе уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим [и], умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим [у]», и т. д.

Артикуляционная гимнастика.

Показ и объяснение артикуляции часто включается в игровой сюжет.

Можно использовать в работе следующую литературу:

Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика»

Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Н. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика»

Т.В. Вересова Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.

Звукоподражание

Инсценировки небольших рассказиков с использованием звуков

Например:

Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а». Мышонок смеется: «И-и-ии-ии». Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э». Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у». Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о». Ребенок маленький плачет: «Уа-уа-уа-уа-уа». Дети в лесу перекликаются: «Ау-ау» и т.д.

Чтение, драматизация рассказов, сказок с имитациями голосов животных

(В. Сутеев «Кто сказал мяу», С. Маршак «Глупый маленький мышонок»…)

Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов

Работа повторяется трижды: в первый раз «чистоговорки», скороговорки произносятся в замедленном темпе; во второй — в обычном темпе; в третий — убыстрение.

Сначала дается материал, содержащий наиболее лёгкие согласные звуки: п, б, м, т, д, н, к, г.

Например:

У бабы бобы, у деда дубы.

Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.

У пеньков опять пять опят стоят.

Дед Данила делил дыню, Дольку Диме, дольку Дине.

Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.

Петя пилил пилой пень.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

С детьми четвертого года жизни отрабатываются «чистоговорки»: «Посеем мак, мак; взойдет вмиг, вмиг», «Польем лютики и лилии из лейки».

С детьми пятого года жизни: «В гору — бегом, с горы — кувырком», «Машины шинами по шоссе шелестят», «Ужин нужен и жуку и ужу».

С детьми шестого года жизни отработка правильной артикуляции проводится тем же приемом игры, но в усложненной форме. Ребенку дается задание произнести одну за другой сразу несколько «чистоговорок» на разные согласные. Например: «Шла Саша по шоссе», «На шесте — дворец, во дворце — певец», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели».

Игры на развитие воздушной струи

«Подуй на султанчик», «Сдуй снежинку», «Помоги летать бабочке», «Футбол»

Дидактические игры (настольные, словесные)

Например: «Добавлялки»

(небольшие стихотворные тексты, в которых ребёнок должен добавить последний слог последнего слова.)

Плачет бедный серый кот,

У него болит жи_________!

В болоте тонет и ревёт,

Неуклюжий беге_______

Эту птицу угадай-ка,

Над волной парила чай_____

На поляне стоит домик,

Кто хозяин в доме? гно_____

А у папы для красы

Под носом пышные у______

Меня лижет прямо в лобик

Мой щенок весёлый Бо_____

Как на занятии, так и вне занятий ведущим приемом является

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

Так же активными приемами являются:

- хоровые и индивидуальные повторения;

- совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь – с 5 лет (незамедлительное повторение ребенком речи-образца). - обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»);

- индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»); - пример правильной речи сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.

Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

laquo;Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Подготовила:Учитель-логопед  Мороз Светлана ВячеславовнаНор...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» ...