Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по развитию речи

Сирина Алёна Сергеевна

Содержание

 

  1. Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи……………………...2

 

  1. Процесс обучения грамоте обучающихся  детей с ТНР………………………..5

 

 

  1. Особенности обучения чтению и письму детей с тяжелыми нарушениями речи………………………………………………………………………………...9

 

  1. Конспект открытого урока по русскому языку на тему  ««Имя прилагательное»»………………………………………………………………11

 

 

  1. Приложение………………………………………………………………………12

 

  1. Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

   Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.

Задачи обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи делятся на:

1)Образовательные (формирование следующих умений):

  • анализировать предложение на слова;
  • определять слоговую структуру слова;
  • правильно артикулировать звуки;
  • правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных, в соответствии с правилами орфоэпии;
  • дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно;
  • различать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, а также свистящие и шипящие;
  • характеризовать звуки по их основным признакам;
  • осуществлять звуковой анализ слов;
  • сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу;
  • различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие;
  • овладевать слитным послоговым чтением;
  • синтезировать слоги в слова, слова в предложения;
  • правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты;
  • каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.

2) Коррекционно-развивающие:

  • коррегировать и развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь, память и т.д.
  • коррегировать и развивать зрительно-пространственные функции;
  • коррегировать и развивать моторную сферу (выработать правильные и координированные движения пальцев рук).

3) Воспитательные

  • прививать и развивать положительные личностные качества: аккуратность, самостоятельность, активность и т.п.;
  • воспитывать интерес к изучению родного языка.

Задачи обучения русскому языку детей с ТНР.

  • Повысить уровень речевого и общего психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • Закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;
  • Сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках чтения, развития речи, логопедических занятиях, грамматики и правописания;
  • Выработать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
  • Развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Обеспечить профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий, дизорфографий у школьников с ОНР, а также коррекцию нарушений устной речи.

Коррекционная работа при нарушении письменной речи у детей с ТНР.

   Методика устранения каждого вида дисграфии и дислексии представляет собой систему методов, направленную на преодоление основного дефекта, на создание определенной функциональной системы. Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. В коррекционной работе следует воздействовать на все этапы этой сложной деятельности.

   Особенности формирования речевых функций у детей с нарушениями письменной речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Нарушения чтения и письма различаются не только по механизмам, но и по степени выраженности. Особенности проявления также зависят и от этапа овладения чтением и письмом. Механизмы, вызывающие возникновение нарушений письменной речи, одновременно обуславливают нарушения устной речи. В связи с этим при устранении дислексий и дисграфий коррекционное воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

   Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения чтения и письма имеют в своей основе различные механизмы. Основной задачей педагогического воздействия является коррекция нарушенного механизма.

Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности:

а) несформированность одной из операций,

б) несформированность нескольких операций процессов чтения и письма,

в) недостаточная автоматизированность операций,

г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.

Процесс коррекции психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением и письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.

Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с ТНР.

Добукварный период в школе для детей с ТНР длится 3 месяца (+ П), 2 месяца (- П). В массовой школе добукварный период длится 8 часов.

Дидактическая цель добукварного периода – практическое ознакомление учащихся с первоначальными грамматическими понятиями: «предложение», «слово», «слог».

 

Задачи добукварного периода:

  • Научить выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова;
  • Осуществлять слоговой и фонематический анализ;
  • Дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно;
  • Пополнить словарный запас;
  • Познакомить учащихся с первоначальными грамматическими понятиями: предложение, слово, слог, звук;
  • Осуществлять подготовку руки и глаза к чтению и письму; развивать глазомер и ориентировку в малом пространстве, вырабатывать правильные и координированные движения пальцев и кисти руки, познакомить с письменными принадлежностями и научить пользоваться ими;
  • Обучить письму элементов букв.

Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода состоит из:

Упражнения в выделении предложений из речи, делении предложений на слова. Свободные высказывания детей на тему, предложенную учителем (на основе личного опыта). Составление рассказа по вопросам учителя.

Упражнения в делении слов на слоги. Объяснение нового материала. Наблюдение за языковым материалом, определенным темой и целью урока. Рассматривание рисунков на странице букваря, определение названий предметов, грамматические задания в соответствии с целью урока.

Закрепление нового материала. Упражнения. Игры. Итоги урока (обобщающая беседа по теме урока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Процесс обучения грамоте обучающихся детей с ТНР

   Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).

   В процессе овладения чтением и письмом обучающийся переходит от практического  владения устной речью к осознанию языковых процессов. Учитывая особенности нарушений речи у обучающихся с ТНР, а также психологическую характеристику процессов овладения чтением и письмом, содержание  программы в I классе по данному разделу предусматривает формирование следующих умений: анализировать предложения на слова; определять слоговую структуру слова;

  • правильно артикулировать звуки; правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов,
  • особенно многосложных и со стечением согласных в соответствии с правилами орфоэпии;
  • различать звуки, особенно сходные акустически и артикуляторно, на слух;   
  • определять различия гласных и согласных, ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и  мягких, а также свистящих, шипящих и аффрикат, аффрикат и звуков, входящих в их состав (с-ш, з-ж, ц-с, ч-щ, ч-ц); характеризовать звуки по их основным признакам (согласный - гласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий); осуществлять звуковой анализ слов;
  • сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу; различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие; синтезировать слоги в слова, слова в предложения;  овладевать слитным послоговым чтением; правильно понимать читаемые слова,  предложения, тексты; каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.

Процесс обучения грамоте обучающихся с ТНР подразделяется на два периода: 

Подготовительный или добукварный; букварный.

   В подготовительный период формируются необходимые речевые и неречевые предпосылки обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом дети должны  анализировать предложения на слова, осуществлять слоговой и фонематический анализ,  дифференцировать звуки на слух и в произношении, иметь достаточный словарный запас, 35 владеть грамматическим строем речи.   В добукварный период обучения грамоте необходимо привлечь внимание детей к речи, ее звуковой стороне, научить детей выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова — обозначением предмета, действия, признака предмета. Дети учатся определять общие, повторяющиеся слова в предложениях, дополнять предложение словом, определять место того или иного слова в предложении. Лишь после закрепления представлений о слове как значимой единице речи  рекомендуется переходить к анализу звукослогового состава слова. В процессе развития слогового анализа выделяются 3 этапа:

  1. определение слогового состава слова с опорой на вспомогательные приемы (отхлопывание, отстукивание и др.);
  2. определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки, во внешней речи;
  3. определение количества слогов во внутренней речи (например, по заданию придумать слова с двумя слогами).

   Работа по анализу звуковой структуры слова проводится с учетом онтогенетической  последовательности появления различных форм звукового анализа в процессе речевого  развития и содержит:

  • узнавание звука на фоне слова;
  • выделение первого и последнего звука в слове и определение места звука в слове  (начало, середина, конец слова);
  • определение последовательности, количества, позиционного места звука в слове по отношению к другим звукам (какой по счету звук в слове, перед каким звуком, после какого звука слышится).

   Навык узнавания звука на фоне слова в серии заданий по выделению 5 - 6 звуков (последовательно), например а, у, м, ж, р. Работа над каждым звуком начинается с анализа сюжетной картинки. В процессе беседы по картинке выделяется и оречевляется детьми соответствующее звукоподражание (а-а - плачет ребенок, у-у - воет волк, м-м - мычит теленок, ж-ж - жужжит жук, р-р - рычит собака).

   После воспроизведения звукоподражания обучающиеся учатся слышать этот звук в односложных и двухсложных словах, включающих данный звук и не включающих его (например, определяют, слышится ли жужжание жука в словах жук, окно, пожар, мыло, жираф).

   Выделение первого и последнего звука в односложных — двухсложных словах, определение места звука: начало, середина, конец. Прежде всего школьники учатся выделять первый ударный гласный из слова (Оля, Аня, Уля), далее формируется умение выделять первый согласный (не взрывной) из односложных слов (например, звук м в словах мак, мох, мал и др.). В дальнейшем дети учатся выделять глухой взрывной звук в конце слова (кот, мак), сонорный звук в конце слова (дым, дом, сон, сын).

   Определение последовательности, количества и места звука в слове. Эта форма фонематического анализа является наиболее сложной и формируется у обучающихся с ТНР длительное время. Вместе с тем определение последовательности, количества и места звуков в слове представляет собой важную предпосылку для успешного овладения чтением и письмом. Развитие этой формы фонематического анализа рекомендуется проводить в букварный период в два этапа: развитие фонематического анализа простых односложных слов (без стечений согласных); развитие фонематического анализа двух-трехсложных слов.

   Развитие фонематического анализа односложных слов необходимо проводить с учетом поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин):

  • а) выполнение действия фонематического анализа с опорой на внешние действия (графические схемы и фишки);
  • б) выполнение действия фонематического анализа в речевом плане;
  • в) анализ звукового состава слова по представлению.

   На первом этапе предполагается использование картинок, готовой графической схемы, фишек. Анализируя хорошо знакомые слова (например, ум, ах, мак, дом), дети последовательно выделяют звуки и закрывают клеточки фишками.

   На втором этапе школьники определяют звуковую структуру односложных слов только в речевом плане, без опоры на готовую графическую схему.

   На третьем этапе дети выполняют задание на фонематический анализ в умственном плане (например, выбирают картинки, в названии которых 3 звука, подбирают слова, в которых 3 звука).

   В процессе анализа звукослоговой структуры двух-трехсложных слов школьники знакомятся с понятием слог, со слоговым составом слова, анализируют звуковую структуру более сложных слов, усваивают слогообразующую роль гласных.

      Одним из важных звеньев процесса обучения грамоте является формирование у обучающихся с ТНР зрительно-пространственных функций и развитие тонкой ручной моторики. Программу учебного предмета «Обучение грамоте» составляют следующие разделы:

   Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.  Определение места ударения.

   Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

   Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со  скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

   Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и  последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи  сличения с текстом - образцом и послогового чтения написанных слов. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и  кличках животных.

   Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для  анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

   Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах  собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

   Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Обучение грамоте»:

  • развитие функций фонематической системы;
  • умение различать понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»;
  • умение анализировать структуру простого предложения и слова;
  • усвоение гигиенических требований при письме;
  • умение графически правильно воспроизведить зрительные образы букв и слов, простые предложения;
  • овладение разборчивым, аккуратным почерком;
  • первоначальное овладение навыком письма;
  • овладение послоговым чтением, правильным пониманием читаемых слов, предложений, текстов;
  • овладение языковыми обобщениями (фонематическими, морфологическими, синтаксическими);
  • овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма.

 

 

 

 

 

 

3. Особенности обучения чтению и письму детей с тяжелыми нарушениями речи.

   Уроки обучения грамоте проводятся с использованием букваря для специальных школ с ТНР, так как последовательность изучения букв в школах этого типа иная, чем в массовых школах. С самого начала обучения обращается внимание на осознанность чтения. Чтение связывается с раскрытием семантики слов, обращается внимание на связь слов в предложении. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети пишут (или складывают из разборной азбуки) те слова, которые читают, и прочитывают то, что пишут.

   К началу обучения грамоте в результате выполнения большого количества специальных упражнений учащиеся оказываются подготовленными к звуковому анализу и синтезу простейших слов. Умение разбираться в слоговом и звуковом составе слова является той основой, на которой базируются навыки письма слов и плавного слогового чтения. В течение первого этапа дети  овладевают чтением и письмом слов с открытыми и закрытыми слогами. За это же время они  усваивают, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слоги, в слове столько слогов, сколько гласных. Дети привыкают, читая любые звукосочетания, осознавать, что они читают, - слог или слово. Они овладевают умением объяснить прочитанные слова, подобрать соответствующую картинку. Приведем  примерное упражнение. Учитель предлагает положить рядом буквы с и о и спрашивает: «Что получилось?» (со) - и уточняет, является ли это словом. Затем он изменяет порядок букв (ос) и опять уточняет, получилось ли слово. После этого учитель к слогу «со» добавляет букву «к» учащиеся констатируют, что получилось слово сок.

   Для самостоятельной работы по составлению слогов и чтению слов применяются картонные ленты с написанными на них слогами или буквами. Ленты продергиваются в прорези в листе картона.

Большое количество упражнений выполняется на определение последовательности звуков, поскольку учащиеся с ТНР, часто допускают ошибки на перестановку букв «в» слове. Даже правильно отобрав нужные буквы, они складывают слова неправильно (мак, кам, окм). Уже при изучении первых букв дети упражняются в анализе слогов и слов с последующим их складыванием из букв или печатанием букв. Используются разнообразные, упражнения, например:

  • недостающие буквы добавляются в схему под картинкой (схема вводится на первых уроках);
  • недостающие буквы добавляются в слова (без картинки);
  • слова складываются из букв, данных в беспорядке;
  • слова складываются из слогов;
  • слова преобразовываются.

   Основным приемом овладения чтением слога, как и в массовой школе, является чтение с анализом, т. е. слог и слово, составленное из букв или напечатанное после предварительного анализа, тут же прочитываются. Отрабатывается навык одновременного охвата при чтении двух, а позднее трех букв. Этому способствуют игровые приемы, используемые при чтении слогов, составлении таблиц.

   Чтению отводится значительное время на каждом уроке. Читаются слоги в таблицах, вывешиваемых на доске учителем, или слоги, составленные детьми на партах. Уроки не утомительны и дают возможность поддерживать внимание и интерес на протяжении всего урока. В первый месяц обучения продолжительность урока 30 минут. На первых уроках учитель организует работу так, чтобы детям было интересно, чтобы у каждого был успех, каждый испытал чувство  радости. Осуществляется индивидуальный подход. На процесс усвоения письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи влияют нарушения звуко-слоговой структуры слова. Недостатки усвоения звуко-слоговой структуры слова у таких детей проявляются не только и не столько в их устной речи, но и в письменной. Они являются причиной сложностей, возникающих при обучении грамоте.

 Интересные данные приводит Л. Ф. Спирова, которая обследовала детей в возрасте шести-семи лет с правильной речью и с общим недоразвитием. По ее данным, выделение гласного звука в начале слова оказалось доступным 78 % детей с правильной речью и только 46,2 % детей с общим недоразвитием речи.

Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают затруднения не только в различении звуков, их произношении, но и в анализе звукового состава речи, что обусловливает трудности в овладении грамотой, отражается на письме детей. Проблема отражения недостатков усвоения звуко-слоговой структуры речи детьми с общим недоразвитием речи на письме и при чтении изучалась Г. А. Каше. Самой распространенной ошибкой при чтении и на письме у детей с общим недоразвитием речи является замена одних букв другими, имеют место взаимозамены звонких и глухих, свистящих и шипящих, твердых и мягких. Вторую группу ошибок составляют пропуски букв. Особенно часто пропускаются гласные. Кроме того, на письме у детей встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, что приводит к полному искажению слов. Наблюдаются трудности и при чтении. Дети читают медленно и с ошибками. Причиной всех этих явлений, по мысли Г. А. Каше, являются затруднения в анализе звукового состава речи. По мнению ученых, все эти нарушения обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слов. Дети не чувствуют ударного гласного звука, поэтому затрудняются в определении безударного и в подборе проверочного слова. Они допускают ошибки и в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок отмечается в написании предлогов, приставок, союзов.

   Таким образом, исследователи, занимавшиеся проблемой отражения нарушения звуко-слогового состава слов у детей с общим недоразвитием речи на письме и при чтении, едины во мнении, что нарушение звуко-слогового состава слова негативно сказывается на письме, чтении, провоцирует возникновение в дальнейшем дисграфий и дислексий у детей с общим недоразвитием речи.

 

4.Конспект открытого урока по русскому языку в  3 классе на тему  ««Имя прилагательное»»

Цель: закрепить навык практического употребления в речи имен прилагательных

Задачи:

1.Образовательные:

- активизировать словарь по лексической теме «Весна»;

- закреплять умение подбирать слова-признаки к существительным;

- закреплять умение подбирать к имени существительному качественные прилагательные;

- упражнять в подборе антонимов;

- закреплять навык разбора предложения;

-закреплять навык образования притяжательных прилагательных;

-закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

-закреплять навык выделения прилагательного из ряда однокоренных слов.

2.Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное восприятие и логическое мышление;

-развивать зрительно-моторную координацию.

3.Воспитательные:

-воспитывать интерес к русскому языку;

-воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать эстетический вкус;

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность.

Оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, пособие «Чьи следы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Приложение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап

Организационный момент.

- Какой сегодня день?

(весенний, солнечный, тёплый и т.д.)

II. Основная часть.

 

1.Введение в тему: - Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.

2. По описанию, данному в стихотворении поэта Е.Трутневой, определите время года.

- Сегодня мы будем говорить о признаках весны.

3.- Прочитайте отрывок из стихотворения А.К.Толстого. Найдите в нём слова, которые обозначают признаки предметов.

4. Подбор слов-признаков к существительным.(Фотография весеннего леса). -Посмотрите, мы оказались в весеннем лесу. Какая красота вокруг!

- Подберите слова- признаки к слову «солнце».

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

(Небо - голубое, чистое;

солнце- яркое, горячее;

ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие и т.д.)

 

Солнце весной (какое?) …, небо (какое?)…, цветы (какие?)…, ручьи (какие?)…

Дидактическое упражнение

1.«Назови весенний денек»

- Погода весной бывает разная. Каждый день не похож друг на друга:

-Несмотря на то, что погода весной бывает разная, мы любим это время и ждём её прихода.

 

 2.Дидактическая игра «Чьи следы» (на доске пособие «Чьи следы»)

-Ребята, не только мы ждали прихода весны, но и лесные звери вышли погреться под лучами весеннего солнышка.

Подбор качественных прилагательных.

-Посмотрите на волка. Какой он?

 3.Подбор качественных прилагательных.

-Посмотрите на волка. Какой он?

А какой заяц?

-если светит солнце, то день

-если на улице холодно, то день …

-если на улице тепло, то день

-если на улице пасмурно, то день …

-если дует ветер, то день …

-если идет дождь, то день …

Чьи следы вы видите на снегу?

( заячьи, волчьи, лисьи, беличьи, оленьи, медвежьи следы).

 

(злой, серый, голодный, страшный, дикий, сердитый, зубастый)

 

(пугливый, резвый, робкий, торопливый, трусливый, серый, белые)

 

Физминутка.

 

 

 

Проверка домашнего задания.

Упражнение «Чудесная восьмёрка» снимает усталость глаз, снимает напряжение в мышцах шеи и спины.

Упражнение «Вращение головы» расслабляет мышцы шеи и плеч.

 

Беседа, разбор ошибок.

(дети медленно рисуют восьмерку большим пальцем вытянутой руки и следят за движением пальца только глазами).

 

 

 

Работа в тетрадях.

 

 

-Откройте тетради. Запишите число.

-Послушайте рассказ.

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит солнце. По реке плывут льдины. С юга тянутся вестники весны. Через моря и горы летят весной стаи птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась травка. Скоро появятся одуванчики и подснежники.

Здравствуй, весна!

-Давайте прочитаем рассказ, добавляя имена прилагательные, чтобы наш рассказ окрасился яркими красками.

1.Давайте запишем рассказ о весне (диктант)

2. Разбор по членам предложения.

-Найдите второе предложение в тексте.

Разберите его устно по членам предложения

-Теперь разберите это предложение в тетради.

-Найдите третье предложение

 

 

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. С юга тянутся первые вестники весны. Через моря и высокие горы летят весной стаи перелётных птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.

Здравствуй, весна!

 

Работа в тетради под диктовку.

 

 

(Ярко светит ласковое солнце.) (дети проговаривают и показывают жестами).

 

(По реке плывут последние льдины)

(проводится аналогичный разбор).

 

III. Итог занятия

- О какой части речи мы сегодня говорили?

-От каких слов зависят в речи имена прилагательные?

-Каким членом предложения являются прилагательные?

-Для чего нам нужны имена прилагательные?

- Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

-Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока по русскому языку в  3 классе на тему  ««Имя прилагательное»».

Структура этапов урока:
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи. Закрепление темы.
- Дидактические упражнения.
- Самостоятельная работа с проверкой.
- Рефлексия деятельности.
- Итог урока. Домашнее задание.
Поэтапный анализ урока:
1.Организация ребенка на занятие. Начало урока в игровой форме позволило реализовать мотивационный компонент урока, положительного настроя на урок, создание ситуации успеха.
2.С помощью фонетической зарядки была проведена работа по активизации познавательной деятельности ученика. На минутке чистописания ребенок совершенствовал навык письма, развивал мышление, внимание, наблюдательность.
3.Основной этап урока был выстроен на основе ранее изученного материала во 2 классе.
Этот этап включает в себя:
- работу с учебником и иллюстрацией для коррекции и развития устной речи ученика, обогащения словарного запаса;
- работу с наглядным материалом (пособие «Чьи следы»), развития памяти, мышления, внимания, повторения признаков весны

- «Письменный диктант» для коррекции и развития слухового восприятия, мыслительной деятельности, воспитания интереса к окружающему миру, любознательности.
Все эти задания способствовали реализации цели урока, они позволили осуществить связь с ранее изученным материалом и повторить написание изученных букв.

4.Физкультминутка сочетала в себе физическую нагрузку и умственную деятельностью. Снимает эмоциональное утомление.
6.Самостоятельная работа проводится с целью формирования навыков самоконтроля, умения ориентироваться в тетради, воспитания усидчивости.
7.Рефлексия направлена на коррекцию и развитие личностных качеств ученика, навыков самоконтроля, умения выражать свои чувства.
8.Итог урока и домашнее задание направлены на обобщение и систематизацию знаний по теме урока.
В заключении хочу отметить, что все задания соответствовали выбранной структуре урока. Считаю поставленную цель достигнутой, учитывая активность ученика на уроке, доброжелательную атмосферу урока. В ходе урока удалось избежать перегрузки ученика, сохранить бодрое настроение и хорошее самочувствие. На достижение цели, решение задач и успех урока работало разнообразие методов, заданий,яркая наглядность, учет индивидуальных психо – физических возможностей ученика, создание положительного эмоционального фона и ситуации успеха.

6.Список литературы.

1. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 1-4 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. Пособие для студентов / Н. Д. КРИВОВЯЗОВА. - Минск: Зорны верасень, 2007. - 215 с

3. Поливара З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / З.В.  . — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 23 с.

4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

5. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx55.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи……………………...2

  1. Процесс обучения грамоте обучающихся  детей с ТНР………………………..5

  1. Особенности обучения чтению и письму детей с тяжелыми нарушениями речи………………………………………………………………………………...9

  1. Конспект открытого урока по русскому языку на тему  ««Имя прилагательное»»………………………………………………………………11

  1. Приложение………………………………………………………………………12

  1. Список литературы………………………………………………………………15

1. Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

   Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.

Задачи обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи делятся на:

1)Образовательные (формирование следующих умений):

  • анализировать предложение на слова;
  • определять слоговую структуру слова;
  • правильно артикулировать звуки;
  • правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных, в соответствии с правилами орфоэпии;
  • дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно;
  • различать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, а также свистящие и шипящие;
  • характеризовать звуки по их основным признакам;
  • осуществлять звуковой анализ слов;
  • сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу;
  • различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие;
  • овладевать слитным послоговым чтением;
  • синтезировать слоги в слова, слова в предложения;
  • правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты;
  • каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.

2) Коррекционно-развивающие:

  • коррегировать и развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь, память и т.д.
  • коррегировать и развивать зрительно-пространственные функции;
  • коррегировать и развивать моторную сферу (выработать правильные и координированные движения пальцев рук).

3) Воспитательные

  • прививать и развивать положительные личностные качества: аккуратность, самостоятельность, активность и т.п.;
  • воспитывать интерес к изучению родного языка.

Задачи обучения русскому языку детей с ТНР.

  • Повысить уровень речевого и общего психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • Закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;
  • Сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках чтения, развития речи, логопедических занятиях, грамматики и правописания;
  • Выработать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
  • Развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Обеспечить профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий, дизорфографий у школьников с ОНР, а также коррекцию нарушений устной речи.

Коррекционная работа при нарушении письменной речи у детей с ТНР.

   Методика устранения каждого вида дисграфии и дислексии представляет собой систему методов, направленную на преодоление основного дефекта, на создание определенной функциональной системы. Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. В коррекционной работе следует воздействовать на все этапы этой сложной деятельности.

   Особенности формирования речевых функций у детей с нарушениями письменной речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Нарушения чтения и письма различаются не только по механизмам, но и по степени выраженности. Особенности проявления также зависят и от этапа овладения чтением и письмом. Механизмы, вызывающие возникновение нарушений письменной речи, одновременно обуславливают нарушения устной речи. В связи с этим при устранении дислексий и дисграфий коррекционное воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

   Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения чтения и письма имеют в своей основе различные механизмы. Основной задачей педагогического воздействия является коррекция нарушенного механизма.

Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности:

а) несформированность одной из операций,

б) несформированность нескольких операций процессов чтения и письма,

в) недостаточная автоматизированность операций,

г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.

Процесс коррекции психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением и письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.

Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с ТНР.

Добукварный период в школе для детей с ТНР длится 3 месяца (+ П), 2 месяца (- П). В массовой школе добукварный период длится 8 часов.

Дидактическая цель добукварного периода – практическое ознакомление учащихся с первоначальными грамматическими понятиями: «предложение», «слово», «слог».

Задачи добукварного периода:

  • Научить выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова;
  • Осуществлять слоговой и фонематический анализ;
  • Дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно;
  • Пополнить словарный запас;
  • Познакомить учащихся с первоначальными грамматическими понятиями: предложение, слово, слог, звук;
  • Осуществлять подготовку руки и глаза к чтению и письму; развивать глазомер и ориентировку в малом пространстве, вырабатывать правильные и координированные движения пальцев и кисти руки, познакомить с письменными принадлежностями и научить пользоваться ими;
  • Обучить письму элементов букв.

Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода состоит из:

Упражнения в выделении предложений из речи, делении предложений на слова. Свободные высказывания детей на тему, предложенную учителем (на основе личного опыта). Составление рассказа по вопросам учителя.

Упражнения в делении слов на слоги. Объяснение нового материала. Наблюдение за языковым материалом, определенным темой и целью урока. Рассматривание рисунков на странице букваря, определение названий предметов, грамматические задания в соответствии с целью урока.

Закрепление нового материала. Упражнения. Игры. Итоги урока (обобщающая беседа по теме урока).

2.Процесс обучения грамоте обучающихся детей с ТНР

   Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).

   В процессе овладения чтением и письмом обучающийся переходит от практического  владения устной речью к осознанию языковых процессов. Учитывая особенности нарушений речи у обучающихся с ТНР, а также психологическую характеристику процессов овладения чтением и письмом, содержание  программы в I классе по данному разделу предусматривает формирование следующих умений: анализировать предложения на слова; определять слоговую структуру слова;

  • правильно артикулировать звуки; правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов,
  • особенно многосложных и со стечением согласных в соответствии с правилами орфоэпии;
  • различать звуки, особенно сходные акустически и артикуляторно, на слух;  
  • определять различия гласных и согласных, ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и  мягких, а также свистящих, шипящих и аффрикат, аффрикат и звуков, входящих в их состав (с-ш, з-ж, ц-с, ч-щ, ч-ц); характеризовать звуки по их основным признакам (согласный - гласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий); осуществлять звуковой анализ слов;
  • сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу; различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие; синтезировать слоги в слова, слова в предложения;  овладевать слитным послоговым чтением; правильно понимать читаемые слова,  предложения, тексты; каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.

Процесс обучения грамоте обучающихся с ТНР подразделяется на два периода:  

Подготовительный или добукварный; букварный.

   В подготовительный период формируются необходимые речевые и неречевые предпосылки обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом дети должны  анализировать предложения на слова, осуществлять слоговой и фонематический анализ,  дифференцировать звуки на слух и в произношении, иметь достаточный словарный запас, 35 владеть грамматическим строем речи.   В добукварный период обучения грамоте необходимо привлечь внимание детей к речи, ее звуковой стороне, научить детей выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова — обозначением предмета, действия, признака предмета. Дети учатся определять общие, повторяющиеся слова в предложениях, дополнять предложение словом, определять место того или иного слова в предложении. Лишь после закрепления представлений о слове как значимой единице речи  рекомендуется переходить к анализу звукослогового состава слова. В процессе развития слогового анализа выделяются 3 этапа:

  1. определение слогового состава слова с опорой на вспомогательные приемы (отхлопывание, отстукивание и др.);
  2. определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки, во внешней речи;
  3. определение количества слогов во внутренней речи (например, по заданию придумать слова с двумя слогами).

   Работа по анализу звуковой структуры слова проводится с учетом онтогенетической  последовательности появления различных форм звукового анализа в процессе речевого  развития и содержит:

  • узнавание звука на фоне слова;
  • выделение первого и последнего звука в слове и определение места звука в слове  (начало, середина, конец слова);
  • определение последовательности, количества, позиционного места звука в слове по отношению к другим звукам (какой по счету звук в слове, перед каким звуком, после какого звука слышится).

   Навык узнавания звука на фоне слова в серии заданий по выделению 5 - 6 звуков (последовательно), например а, у, м, ж, р. Работа над каждым звуком начинается с анализа сюжетной картинки. В процессе беседы по картинке выделяется и оречевляется детьми соответствующее звукоподражание (а-а - плачет ребенок, у-у - воет волк, м-м - мычит теленок, ж-ж - жужжит жук, р-р - рычит собака).

   После воспроизведения звукоподражания обучающиеся учатся слышать этот звук в односложных и двухсложных словах, включающих данный звук и не включающих его (например, определяют, слышится ли жужжание жука в словах жук, окно, пожар, мыло, жираф).

   Выделение первого и последнего звука в односложных — двухсложных словах, определение места звука: начало, середина, конец. Прежде всего школьники учатся выделять первый ударный гласный из слова (Оля, Аня, Уля), далее формируется умение выделять первый согласный (не взрывной) из односложных слов (например, звук м в словах мак, мох, мал и др.). В дальнейшем дети учатся выделять глухой взрывной звук в конце слова (кот, мак), сонорный звук в конце слова (дым, дом, сон, сын).

   Определение последовательности, количества и места звука в слове. Эта форма фонематического анализа является наиболее сложной и формируется у обучающихся с ТНР длительное время. Вместе с тем определение последовательности, количества и места звуков в слове представляет собой важную предпосылку для успешного овладения чтением и письмом. Развитие этой формы фонематического анализа рекомендуется проводить в букварный период в два этапа: развитие фонематического анализа простых односложных слов (без стечений согласных); развитие фонематического анализа двух-трехсложных слов.

   Развитие фонематического анализа односложных слов необходимо проводить с учетом поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин):

  • а) выполнение действия фонематического анализа с опорой на внешние действия (графические схемы и фишки);
  • б) выполнение действия фонематического анализа в речевом плане;
  • в) анализ звукового состава слова по представлению.

   На первом этапе предполагается использование картинок, готовой графической схемы, фишек. Анализируя хорошо знакомые слова (например, ум, ах, мак, дом), дети последовательно выделяют звуки и закрывают клеточки фишками.

   На втором этапе школьники определяют звуковую структуру односложных слов только в речевом плане, без опоры на готовую графическую схему.

   На третьем этапе дети выполняют задание на фонематический анализ в умственном плане (например, выбирают картинки, в названии которых 3 звука, подбирают слова, в которых 3 звука).

   В процессе анализа звукослоговой структуры двух-трехсложных слов школьники знакомятся с понятием слог, со слоговым составом слова, анализируют звуковую структуру более сложных слов, усваивают слогообразующую роль гласных.

      Одним из важных звеньев процесса обучения грамоте является формирование у обучающихся с ТНР зрительно-пространственных функций и развитие тонкой ручной моторики. Программу учебного предмета «Обучение грамоте» составляют следующие разделы:

   Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.  Определение места ударения.

   Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

   Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со  скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

   Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и  последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи  сличения с текстом - образцом и послогового чтения написанных слов. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и  кличках животных.

   Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для  анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

   Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах  собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

   Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Обучение грамоте»:

  • развитие функций фонематической системы;
  • умение различать понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»;
  • умение анализировать структуру простого предложения и слова;
  • усвоение гигиенических требований при письме;
  • умение графически правильно воспроизведить зрительные образы букв и слов, простые предложения;
  • овладение разборчивым, аккуратным почерком;
  • первоначальное овладение навыком письма;
  • овладение послоговым чтением, правильным пониманием читаемых слов, предложений, текстов;
  • овладение языковыми обобщениями (фонематическими, морфологическими, синтаксическими);
  • овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма.

3. Особенности обучения чтению и письму детей с тяжелыми нарушениями речи.

   Уроки обучения грамоте проводятся с использованием букваря для специальных школ с ТНР, так как последовательность изучения букв в школах этого типа иная, чем в массовых школах. С самого начала обучения обращается внимание на осознанность чтения. Чтение связывается с раскрытием семантики слов, обращается внимание на связь слов в предложении. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети пишут (или складывают из разборной азбуки) те слова, которые читают, и прочитывают то, что пишут.

   К началу обучения грамоте в результате выполнения большого количества специальных упражнений учащиеся оказываются подготовленными к звуковому анализу и синтезу простейших слов. Умение разбираться в слоговом и звуковом составе слова является той основой, на которой базируются навыки письма слов и плавного слогового чтения. В течение первого этапа дети  овладевают чтением и письмом слов с открытыми и закрытыми слогами. За это же время они  усваивают, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слоги, в слове столько слогов, сколько гласных. Дети привыкают, читая любые звукосочетания, осознавать, что они читают, - слог или слово. Они овладевают умением объяснить прочитанные слова, подобрать соответствующую картинку. Приведем  примерное упражнение. Учитель предлагает положить рядом буквы с и о и спрашивает: «Что получилось?» (со) - и уточняет, является ли это словом. Затем он изменяет порядок букв (ос) и опять уточняет, получилось ли слово. После этого учитель к слогу «со» добавляет букву «к» учащиеся констатируют, что получилось слово сок.

   Для самостоятельной работы по составлению слогов и чтению слов применяются картонные ленты с написанными на них слогами или буквами. Ленты продергиваются в прорези в листе картона.

Большое количество упражнений выполняется на определение последовательности звуков, поскольку учащиеся с ТНР, часто допускают ошибки на перестановку букв «в» слове. Даже правильно отобрав нужные буквы, они складывают слова неправильно (мак, кам, окм). Уже при изучении первых букв дети упражняются в анализе слогов и слов с последующим их складыванием из букв или печатанием букв. Используются разнообразные, упражнения, например:

  • недостающие буквы добавляются в схему под картинкой (схема вводится на первых уроках);
  • недостающие буквы добавляются в слова (без картинки);
  • слова складываются из букв, данных в беспорядке;
  • слова складываются из слогов;
  • слова преобразовываются.

   Основным приемом овладения чтением слога, как и в массовой школе, является чтение с анализом, т. е. слог и слово, составленное из букв или напечатанное после предварительного анализа, тут же прочитываются. Отрабатывается навык одновременного охвата при чтении двух, а позднее трех букв. Этому способствуют игровые приемы, используемые при чтении слогов, составлении таблиц.

   Чтению отводится значительное время на каждом уроке. Читаются слоги в таблицах, вывешиваемых на доске учителем, или слоги, составленные детьми на партах. Уроки не утомительны и дают возможность поддерживать внимание и интерес на протяжении всего урока. В первый месяц обучения продолжительность урока 30 минут. На первых уроках учитель организует работу так, чтобы детям было интересно, чтобы у каждого был успех, каждый испытал чувство  радости. Осуществляется индивидуальный подход. На процесс усвоения письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи влияют нарушения звуко-слоговой структуры слова. Недостатки усвоения звуко-слоговой структуры слова у таких детей проявляются не только и не столько в их устной речи, но и в письменной. Они являются причиной сложностей, возникающих при обучении грамоте.

 Интересные данные приводит Л. Ф. Спирова, которая обследовала детей в возрасте шести-семи лет с правильной речью и с общим недоразвитием. По ее данным, выделение гласного звука в начале слова оказалось доступным 78 % детей с правильной речью и только 46,2 % детей с общим недоразвитием речи.

Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают затруднения не только в различении звуков, их произношении, но и в анализе звукового состава речи, что обусловливает трудности в овладении грамотой, отражается на письме детей. Проблема отражения недостатков усвоения звуко-слоговой структуры речи детьми с общим недоразвитием речи на письме и при чтении изучалась Г. А. Каше. Самой распространенной ошибкой при чтении и на письме у детей с общим недоразвитием речи является замена одних букв другими, имеют место взаимозамены звонких и глухих, свистящих и шипящих, твердых и мягких. Вторую группу ошибок составляют пропуски букв. Особенно часто пропускаются гласные. Кроме того, на письме у детей встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, что приводит к полному искажению слов. Наблюдаются трудности и при чтении. Дети читают медленно и с ошибками. Причиной всех этих явлений, по мысли Г. А. Каше, являются затруднения в анализе звукового состава речи. По мнению ученых, все эти нарушения обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слов. Дети не чувствуют ударного гласного звука, поэтому затрудняются в определении безударного и в подборе проверочного слова. Они допускают ошибки и в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок отмечается в написании предлогов, приставок, союзов.

   Таким образом, исследователи, занимавшиеся проблемой отражения нарушения звуко-слогового состава слов у детей с общим недоразвитием речи на письме и при чтении, едины во мнении, что нарушение звуко-слогового состава слова негативно сказывается на письме, чтении, провоцирует возникновение в дальнейшем дисграфий и дислексий у детей с общим недоразвитием речи.

4.Конспект открытого урока по русскому языку в  3 классе на тему  ««Имя прилагательное»»

Цель: закрепить навык практического употребления в речи имен прилагательных

Задачи:

1.Образовательные:

- активизировать словарь по лексической теме «Весна»;

- закреплять умение подбирать слова-признаки к существительным;

- закреплять умение подбирать к имени существительному качественные прилагательные;

- упражнять в подборе антонимов;

- закреплять навык разбора предложения;

-закреплять навык образования притяжательных прилагательных;

-закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

-закреплять навык выделения прилагательного из ряда однокоренных слов.

2.Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное восприятие и логическое мышление;

-развивать зрительно-моторную координацию.

3.Воспитательные:

-воспитывать интерес к русскому языку;

-воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать эстетический вкус;

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность.

Оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, пособие «Чьи следы»

5. Приложение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап

Организационный момент.

- Какой сегодня день?

(весенний, солнечный, тёплый и т.д.)

II. Основная часть.

1.Введение в тему: - Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.

2. По описанию, данному в стихотворении поэта Е.Трутневой, определите время года.

- Сегодня мы будем говорить о признаках весны.

3.- Прочитайте отрывок из стихотворения А.К.Толстого. Найдите в нём слова, которые обозначают признаки предметов.

4. Подбор слов-признаков к существительным.(Фотография весеннего леса). -Посмотрите, мы оказались в весеннем лесу. Какая красота вокруг!

- Подберите слова- признаки к слову «солнце».

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

(Небо - голубое, чистое;

солнце- яркое, горячее;

ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие и т.д.)

Солнце весной (какое?) …, небо (какое?)…, цветы (какие?)…, ручьи (какие?)…

Дидактическое упражнение

1.«Назови весенний денек»

- Погода весной бывает разная. Каждый день не похож друг на друга:

-Несмотря на то, что погода весной бывает разная, мы любим это время и ждём её прихода.

 2.Дидактическая игра «Чьи следы» (на доске пособие «Чьи следы»)

-Ребята, не только мы ждали прихода весны, но и лесные звери вышли погреться под лучами весеннего солнышка.

Подбор качественных прилагательных.

-Посмотрите на волка. Какой он?

 3.Подбор качественных прилагательных.

-Посмотрите на волка. Какой он?

А какой заяц?

-если светит солнце, то день

-если на улице холодно, то день …

-если на улице тепло, то день

-если на улице пасмурно, то день …

-если дует ветер, то день …

-если идет дождь, то день …

Чьи следы вы видите на снегу?

( заячьи, волчьи, лисьи, беличьи, оленьи, медвежьи следы).

(злой, серый, голодный, страшный, дикий, сердитый, зубастый)

(пугливый, резвый, робкий, торопливый, трусливый, серый, белые)

Физминутка.

Проверка домашнего задания.

Упражнение «Чудесная восьмёрка» снимает усталость глаз, снимает напряжение в мышцах шеи и спины.

Упражнение «Вращение головы» расслабляет мышцы шеи и плеч.

Беседа, разбор ошибок.

(дети медленно рисуют восьмерку большим пальцем вытянутой руки и следят за движением пальца только глазами).

Работа в тетрадях.

-Откройте тетради. Запишите число.

-Послушайте рассказ.

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит солнце. По реке плывут льдины. С юга тянутся вестники весны. Через моря и горы летят весной стаи птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась травка. Скоро появятся одуванчики и подснежники.

Здравствуй, весна!

-Давайте прочитаем рассказ, добавляя имена прилагательные, чтобы наш рассказ окрасился яркими красками.

1.Давайте запишем рассказ о весне (диктант)

2. Разбор по членам предложения.

-Найдите второе предложение в тексте.

Разберите его устно по членам предложения

-Теперь разберите это предложение в тетради.

-Найдите третье предложение

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. С юга тянутся первые вестники весны. Через моря и высокие горы летят весной стаи перелётных птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.

Здравствуй, весна!

Работа в тетради под диктовку.

(Ярко светит ласковое солнце.) (дети проговаривают и показывают жестами).

 

(По реке плывут последние льдины)

(проводится аналогичный разбор).

III. Итог занятия

- О какой части речи мы сегодня говорили?

-От каких слов зависят в речи имена прилагательные?

-Каким членом предложения являются прилагательные?

-Для чего нам нужны имена прилагательные?

- Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

-Спасибо за работу!

Самоанализ урока по русскому языку в  3 классе на тему  ««Имя прилагательное»».

Структура этапов урока:
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи. Закрепление темы.
- Дидактические упражнения.
- Самостоятельная работа с проверкой.
- Рефлексия деятельности.
- Итог урока. Домашнее задание.
Поэтапный анализ урока:
1.Организация ребенка на занятие. Начало урока в игровой форме позволило реализовать мотивационный компонент урока, положительного настроя на урок, создание ситуации успеха.
2.С помощью фонетической зарядки была проведена работа по активизации познавательной деятельности ученика. На минутке чистописания ребенок совершенствовал навык письма, развивал мышление, внимание, наблюдательность.
3.Основной этап урока был выстроен на основе ранее изученного материала во 2 классе.
Этот этап включает в себя:
- работу с учебником и иллюстрацией для коррекции и развития устной речи ученика, обогащения словарного запаса;
- работу с наглядным материалом (пособие «Чьи следы»), развития памяти, мышления, внимания, повторения признаков весны

- «Письменный диктант» для коррекции и развития слухового восприятия, мыслительной деятельности, воспитания интереса к окружающему миру, любознательности.
Все эти задания способствовали реализации цели урока, они позволили осуществить связь с ранее изученным материалом и повторить написание изученных букв.

4.Физкультминутка сочетала в себе физическую нагрузку и умственную деятельностью. Снимает эмоциональное утомление.
6.Самостоятельная работа проводится с целью формирования навыков самоконтроля, умения ориентироваться в тетради, воспитания усидчивости.
7.Рефлексия направлена на коррекцию и развитие личностных качеств ученика, навыков самоконтроля, умения выражать свои чувства.
8.Итог урока и домашнее задание направлены на обобщение и систематизацию знаний по теме урока.
В заключении хочу отметить, что все задания соответствовали выбранной структуре урока. Считаю поставленную цель достигнутой, учитывая активность ученика на уроке, доброжелательную атмосферу урока. В ходе урока удалось избежать перегрузки ученика, сохранить бодрое настроение и хорошее самочувствие. На достижение цели, решение задач и успех урока работало разнообразие методов, заданий,яркая наглядность, учет индивидуальных психо – физических возможностей ученика, создание положительного эмоционального фона и ситуации успеха.

6.Список литературы.

1. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 1-4 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. Пособие для студентов / Н. Д. КРИВОВЯЗОВА. - Минск: Зорны верасень, 2007. - 215 с

3. Поливара З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / З.В.  . — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 23 с.

4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

5. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru