Без труда не вынешь рыбку из пруда
план-конспект занятия по развитию речи

КУЗЬМИНА  Марина Владимировна

нод о народной культуре и традициях русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_trude.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

“Без труда – не вынешь и рыбку из пруда”.

Задачи: 

  • Знакомство детей с традиционной русской пищей и предметами старинной посуды;
  • Формирование представлений о том, что еда – это результат нелегкого труда многих людей;
  • Воспитание уважения к труду крестьянина, домашней хозяйки;
  • Развитие логического мышления на основе объяснения пословиц и поговорок.

Ход занятия

Организационный момент.

  •       Игра “Что изменилось?”.

Воспитатель демонстрирует ряд картинок (4-6) ,с изображением продуктов питания (хлеб, колбаса, сыр, помидор, печенье, яблоко) и просит запомнить, как они стоят. Время запоминания 10-15 секунд. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза, меняет картинки местами или убирает одну, и спрашивает: “Что изменилось?”

- Как можно назвать предметы, изображенные на картинках, одним словом? (Продукты питания.)

  •    Беседа.

- Ребята, а где мы берем продукты питания? (Покупаем в магазине.)                                                    А в магазины их, откуда привозят? (Выращивают на полях, птицефермах, животноводческих фермах.)

Вывод: прежде чем пища попадает нам на стол – много приходится потрудиться. Много сил, здоровья, времени тратят они на это.                                                                                              - Сегодня мы с вами поговорим о том, какую пищу готовили хозяйки на Руси и где они брали продукты для приготовления еды.                                                                                                            Так что же хозяйки готовили в те времена, какую пищу? Ответ на этот вопрос мы можем найти в русских сказках.

  •     Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их, а затем мы назовем продукты из этих произведений.

“Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку.                                                      Вот уха будет сладка!” ( “По щучьему веленью”.)                                                                                   Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля” (“Лиса и журавль”.)                           

Поешь моего простого киселька с молочком!                                                                                           У моего батюшки и сливочки не едятся…” (“Гуси лебеди”.)                                                                  “Я, Колобок, Колобок на сметане мешен да в масле пряжен…” (“Колобок”.)                                 “Дедка за репку, бабка за дедку…” (“Репка”.)

  •      Вопросы

- Что такое уха? (Рыбный суп.)

- Что такое колобок? (Выслушиваются ответы детей.)

- Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов, хлебов. Поэтому бабка и мела “по сусекам”, чтобы намести остатки муки.

  •    Беседа воспитателя

- В простых домах главной пищей были щи и каша. Так и говорили: “щи да каша – пища наша”. По праздникам баловались блинами, пирогами, киселями. В богатых домах была пища поразнообразнее, пожирнее. Но везде главным на столе был хлеб. Недаром народ сложил поговорки:

“Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска”.

А престол – это царское место.                                                                                                                                   - А пили на Руси мед жидкий да квас. Такого вкусного кваса нигде не было. На весь белый свет славился наш русский квас.

- А где же хозяйка готовила? В чем? Какой посудой пользовалась? Давайте посмотрим! (Дети рассматривают предметы старинной посуды: горшки, кувшины, миски деревянные, глиняные, ковши большие и малые и др.) Пищу варили в горшках, в них же и подавали ее на стол. Для кваса, молока и масла использовали кувшины и кружки. Ели деревянными ложками. Тарелками пользовались редко, а вилки и ножи появились значительно позже.

-  Как выдумаете, из чего готовили пищу? Где брали эти продукты? Ну, например, какие вы знаете каши? (Дети перечисляют.) А где крупу брали? (Сами в поле выращивали.) Да, много чего выращивали русские люди сами. И рожь, и пшеницу, и овес, и гречиху, и горох. Работа в поле была тяжелой.

- Ребята, а чтобы щи сварить, что нужно? (Дети перечисляют.) Где же овощи-то брали? Да, тоже сами выращивали.

- А в праздник кисель варили ягодный. Где же ягоды брали? В лесу конечно. В садах тогда ягоды не выращивали. Надобности не было. Их в лесу корзинами собирали. Свежие ели, кисели варили, на зиму сушили. А какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей.)

- Деток малых чем кормят? А где же молоко брали? За коровами и козами ухаживать надо. Это тоже труд нелегкий. И яйца ели. А где же их брали? Да, держали домашних птиц. За ними тоже нужен уход: покормить, курятник им теплый построить, чтоб зимой не замерзли.

- Вот как еда доставалась – каждодневным тяжелым трудом. Не случайно русские люди поговорку придумали: “Как потопаешь, так и полопаешь”. (Детям предлагается объяснить смысл этой поговорки.)

  • -     А попробуйте-ка догадаться, что еще необходимо для приготовления пищи? (Предположения, рассуждения детей. Вывод о необходимости воды.)

- Где же воду брали? Водопровода, кранов в избе не было. И носили воду женщины ведрами. А чтобы нести было удобнее, был у них помощник – коромысло. (Показ коромысла.)

- Вот, оказывается, какое непростое дело – пищу готовить. Много надо было потрудиться, чтобы семью прокормить.

  •       Физ.минутка.

Подвижная игра “Кто больше принесет водицы”.

Дети делятся на две команды.

С одной стороны комнаты ставятся миски с водой. А на противоположной стороне стоят пустые стаканы. Пока звучит музыка, дети должны перенести воду из миски в деревянных ложках и наполнить ими стаканы. Затем музыка останавливается, и сравниваются стаканы по наполняемости водицей. (Звучит русская народная мелодия.)

  •    Игра “Выбери нужные картинки”.

Детям раздаются карточки с изображением предметов посуды и продуктов питания: старинные и современные.

1. Что стояло (лежало) на столах в старину? (Миска, стеклянный бокал, вилка, нож, салфетки, ложка, кувшин, тарелка, горшок.)

2. Что ели в древности? (Пироги, виноград, конфеты, огурец, репа, лапша, хлеб, кофе, капуста, молоко.)

  •  Пословицы.

- Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (Детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу, поговорку.)                           Во все времена ценили людей трудолюбивых и умелых, недаром говорили на Руси:

“Человек трудом красен”. А вот лентяев, не любили в народе, смеялись над ними: “Спишь-спишь, и отдохнуть некогда”, “Люди – жать, а мы на солнышке лежать”.

  •     Обыгрывание мини-ситуации. «Антошка…»

Мы сегодня много о том, что еда – это результат нелегкого труда многих людей. Как в старину, так и сейчас люди тратят много сил, здоровья и времени на это. Мы должны быть благодарны им и бережно относиться к продуктам, не выбрасывать остатки, доедать до конца все, что на тарелках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без труда не вынуть рыбку из пруда

В магазине игрушек  проводят разнообразные творческие конкурсы для детей, в итоге победителей ждут игры и игрушки, которые приносят особую радость детворе. Ведь сюрпризный момент - это особенная ...

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Сценарий развлечения для детей второй младшей группы....

Сценарий развлечения "Без труда – не вынешь и рыбку из пруда"

Развлечение для детей подготовительной группы....

Статья "Без труда не вытащишь рыбку из пруда"

Без труда, не вытащить и рыбку из прудаТрудовое воспитание-это совместная деятельност...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему "Без труда – не вынешь рыбку из пруда"

Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о свойствах и отношениях объекта окружающего мира, бережное отношение к природе....

Конспект занятия "Без труда не вытащишь рыбку из пруда"

Трудиться - означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Закрепление понят...