Конспект педсовета на тему «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»
учебно-методический материал по развитию речи

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_rechevoe_razvitie.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет № 2 на тему

«Развитие речи дошкольников:   проблемы, пути решения»

 

Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста.

Повестка педсовета:

1. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - заведующий МАДОУ №10 Лисицкая Т.В.

2.Итоги тематического контроля   «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей» - зам.зав. Бикбулатова Н.С.

3. Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса «Лучший уголок речевого развития» - заведующий Лисицкая Т.В.

4. Домашнее задание «Педагогические идеи и инновации в речевом развитии дошкольников»:

а) Презентация проекта в средней группе «Ах, эти сказки…» - воспитатель С.Г. Крученкова;

б) Презентация лэпбуков по речевому развитию - педагоги возрастных групп.

5. Деловая игра  «Речевое развитие дошкольников» - зам.зав. Бикбулатова Н.С.

6. Решение педсовета.

Ход педсовета:

  1. Педсовет я хотела бы начать со слов  Л.С. Выготского: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».                                                                             

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:

• владение речью, как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи;

• развитие фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Актуальность проблемы.

Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!».  При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.

Как же вовлечь детей в разговор? Можно, например, предложить им рассказывать сказку вместе, по одному предложению. Или инсценировать сказку. Начинать лучше с хорошо знакомых, простых и коротких сказок, можно также писать «письма вслух», разговаривать по импровизированному телефону, провести «круглый стол» почти на любую тему. Эти темы часто подсказывают сами дети. И удивляют своей осведомленностью, горячим сопереживанием проблемам взрослого мира.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей «придумыванию» сказок.  Воспитатель задает начало сказки и предлагает детям продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения или наводящие вопросы педагога.

Другим направлением в решении проблем речевого развития, а также расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может стать развитие навыков ораторского мастерства, а попросту – умение говорить достаточно громко, членораздельно, интонировать свою речь, обходиться без слов «паразитов». Этому способствует заучивание и обыгрывание стихов, поговорок, пословиц.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основ связной речи много всевозможных приемов, форм и методов. Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.

2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля   «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»      

Справку подготовил: зам.зав. Бикбулатова Н.С.

В соответствии с комплексным годовым планом воспитательно-образовательной работы МАДОУ «Детский сад № 10»  в период  02 по 06 декабря 2019 года был проведен тематический контроль по  теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей».

В ходе контроля были отслежены следующие параметры:

1.Оценка предметно-развивающей среды, условий для речевого развития детей;

2.Изучение планирования режимных моментов, их систематичности и последовательности, соответствие возрастным особенностям детей и программным требованиям;

3.Выявление уровня развития речевых способностей детей;

4.Оценка профессионального мастерства педагога;

5.Анализ взаимодействия с семьями воспитанников по проблеме речевого развития дошкольников.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

Достаточно регулярно ведется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.

В режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; организуются  досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи - отработка определённого звука, заучивание стихов, песен, потешек. В планах педагогов недостаточно уделяется внимания загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей.

Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, редко - театрализованная деятельность.

На ОД созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, соблюдены санитарно-гигиенические условия, но не у всех педагогов продумано рациональное размещение детей. ОД организована в соответствии с методикой проведения, в организационном моменте создается интерес детей к деятельности. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Анализ взаимодействия педагогов с детьми во время ООД показал, что преобладающей является речевая активность педагога. При контроле видим, что в речи детей существуют множество проблем. Речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Стоит отметить, что все воспитатели добиваются, чтобы дети говорили громко, отчетливо, выразительно, не торопясь, побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

Однако речевая плотность занятий средняя во всех возрастных группах. Высказываются лишь некоторые дети.

В младшей группе дети говорят, в основном, фразовой речью, что еще допустимо на данном этапе развития.

Воспитателям средней группы рекомендуем учить детей составлять распространенные предложения разных типов, развивать связную речь, т.к. на ООД педагоги средней группы учат детей описывать предметы и игрушки, называя признаки, качества, действия.

Педагогам старшей группы рекомендуем активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения, учить детей рассказывать связно.

При планировании совместной деятельности необходимо всем педагогам тщательно продумывать вопросы.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождаются яркими иллюстрациями.

Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками. В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках, не во всех группах имеются материалы о писателях, поэтах, художниках-иллюстраторах, поэтому рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал. В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей.

В группах ведется работа с родителями по данной проблеме через родительские уголки, информационные папки, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные беседы. Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Вывод: Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается через ООД, через режимные моменты, взаимодействие с родителями. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне. Педагоги соблюдают требования программы, учитывают возрастные особенности, системность изучаемого материала.

Педагоги всегда готовы к ООД, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные беседы. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Состояние работы по развитию речи считать удовлетворительной.

 Рекомендации по результатам тематического контроля:

  1. Педагогам уделять большое внимание загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей.
  2. Учить детей составлять распространенные предложения разных типов, развивать связную речь.
  3. Побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы) или предложениями (средние и старшие группы) для повышения речевой плотности ООД.
  4. Применять мультимедийные презентации, что сделает ООД интересными и насыщенными.
  5. Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на ОД и в свободной деятельности.
  6. Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков с использованием игровой формы.
  7. Проводить индивидуальную работу над развитием мелкой моторики рук (выполнение заданий на ОД и в свободное время).
  8. Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал.
  9. Воспитателям групп расширить картотеку игр по развитию мелкой моторики, подготовить картотеку стихов, речевых игр.
  10. Беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

3. Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса «Лучший уголок речевого развития» - заведующий Лисицкая Т.В.

Согласно годовому плану 29.11.2019г. в МАДОУ №10 был проведен смотр-конкурс речевых уголков. В конкурсе приняли участие  все  возрастные группы.

         Каждый уголок оценивался согласно критериям, изложенным в Положении о конкурсе:

  • соответствие содержания физиологическим и психолого-педагогическим особенностям детей конкретной возрастной группы (на момент проведения конкурса);
  • наличие дидактического материала в речевом центре для развития фонематического слуха; для развития правильного звукопроизношения; для развития речевого дыхания; для развития артикуляционного аппарата; для развития мелкой моторики; для развития лексико-грамматических категорий; для развития словарного запаса; для развития связной речи; для развития графомоторных навыков;
  • оригинальность названия уголка;
  • эстетичность оформления;
  • наличие авторских методических пособий или пособий, созданных своими руками;
  • желательным атрибутом речевого центра может быть игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать задачи по речевому развитию;
  • соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности;
  • умение воспитателя презентовать свой материал.

Для оценки речевых уголков была создана конкурсная комиссия из 5 человек. Оценки, проставленные по пятибальной системе,  заносились в итоговые оценочные листы каждым членом комиссии, а затем подсчитывались результаты. Конкурсная комиссия дала положительную оценку деятельности педагогов по созданию речевых уголков.

Хочется отметить оригинальность и эстетику  оформления уголка, а также его насыщенность и доступность, в группах «Ласточки» и «Журавлики».

 Анализ результатов показал:

средние группы «Журавлики», «Ласточки» - 1 место;

старшая группа «Синички», группа раннего возраста «Цыплята», младшая группа «Воробушки» - 2 место;

младшая группа «Утята» - 3 место.

Вручение грамот.

4. Домашнее задание «Педагогические идеи и инновации в речевом развитии дошкольников»:

а) Презентация проекта в средней группе «Ах, эти сказки…» - воспитатель С.Г. Крученкова;

б) Презентация лэпбуков по речевому развитию - педагоги возрастных групп.

5. Деловая игра  «Речевое развитие дошкольников» - зам.зав. Бикбулатова Н.С.

  1 задание «Теоретическая часть»

 Педагогам раздаются листочки с вопросами. Четыре человека от каждой команды подходят к дереву берут шары с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время. 

Вопросы:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

  • Развитие словаря
  • формирование грамматического строя речи
  • воспитание звуковой культуры речи
  • развитие связной речи
  • подготовка детей к обучению грамоте
  • развитие речевого дыхания, выразительности

2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?

  • Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.

3. Что такое диалог?

  • Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.

4. Что такое монолог?

  • Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.

  • Словесный

6.  Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.

  • Повествование

7. Что такое антонимы?

  • Слова, противоположные по смыслу.

8. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.

  • Наглядный

9.  Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
         Словообразование

10.  Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

          Сказка

2 задание «Говорим правильно»

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка.

Особое место в русском языке занимает ударение. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения,  порой изменяя его смысл.

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

Игра – тренинг «Ударение» — написать слова под диктовку, расставить ударение. (Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, процент, танцовщица, банты, баловать, избаловать).

Игра – конкурс «Исправь ошибки».

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Блиц – викторина «Почувствуй разницу».

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала (надевать или одевать) шапку стала (надевать или одевать). А потом стала сына (надевать или одевать).

Надевать что-то на себя, одевать –кого-то.

3 задание «Черный ящик»

Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора.

Примерные рассказы воспитателей


1. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем. 

2.Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

 Ответы

1.И.И. Левитан «Золотая осень»

2.В.М. Васнецов «Аленушка»


4 задание. Работа с пословицами, поговорками

Ведущий: В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – 
Яблоко от яблони недалеко падает.

2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – 
В тихом омуте черти водятся
4.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – 
Слово серебро – молчанье золото
5.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – 
Язык до Киева доведет
6.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – 
Обжегшийся на молоке, дует на воду

5 задание. Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)


Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!». Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса, его речи. Желаю, чтобы благодаря вашей грамотной, красивой речи у окружающих складывались только приятные впечатления о вас.

6. Решение педагогического совета:

  1. Создавать условия в МАДОУ для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.

          /срок: постоянно, отв: педагоги /

  1. Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно - речевой активности у дошкольников через использование  разнообразных  методов и приемов, вовлекать в работу родителей.

/срок: постоянно, отв: педагоги /

  1. Использовать в практике работы современные эффективные педагогические технологии речевого развития дошкольников.
  2. Пополнять и развивать предметно-развивающую среду направленную на развитие речи дошкольников.

   /срок: постоянно, отв: педагоги /

Все решения приняты единогласно 

Председатель:_____ / _______________/

Секретарь:_____ / __________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в ДОУ «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.

В рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и успешности педагогов ...

Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения

Для повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой был прове...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" 2020 г.

14 января 2020 года в рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и у...

Педсовет: "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения", 2020г. Уровень ДОУ.

14 января 2020 года воспитатель, Виданова Ирина Леонидовна, выступила для педагогов ДОУ с сообщением и презентацией на тему "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошко...

"Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" презентация

Материал для саморазвития воспитателей ДОУ, а так же можно использовать на педагогическом совете, семинаре для воспитателей ДОУ....