Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи

Мустаева Фируза Тауфиковна

Картотека пальчиковых игр с элементами складывания фигур из пальцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ СКЛАДЫВАНИЯ ФИГУР ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

В. М. Бехтерев

                                                      «Колечко»

Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.

1.Соединять вместе большой пальчик с другими.

2.Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки».
3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.

4.Одновременно соединять пальцы на двух руках.

Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует
развитию ритма у ребенка.
 «Цепочка»

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

«Кулачок, ладошка, ребро»

1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности.

2. Разжать кулаки, постучать по поверхности ребром ладошки.

3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями. 

Игра «Ну-ка, братцы, за работу!»

Ребенок разгибает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки:

Ну-ка, братцы, за работу! А тебе – воду носить.

Покажи свою охоту. А тебе – обед варить.

Большому – дрова рубить. А малышке – песни петь.

Печи все – тебе топить. Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Игра «Пальчик-мальчик»

 Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил. С этим братцем кашу ел.
С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел.
                                                   «Грабли»

Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут»

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

                                             «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? - В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(поочередно соединяют большой палец с остальными)

                                      Игра «Лыжи, санки и коньки»
Лыжи (с
кользить по столу ладонями вперед-назад)
Санки (л
адони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)
И коньки (л
адони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу)
Мчатся наперегонки.
                                                     «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (
указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек»)
С горки мы потом катались
 (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли
 (отряхиваем ладошки)
Суп поели 
(«едим суп»), спать легли (ладошки под щечку).
                                                                            «Стирка»
Постираю чисто, с толком - рубашку, кофту и футболку, свитерок и брюки   (делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!
(встряхивают обе руки)
                                                  «Наши мамы»
Много мам на белом свете, всех их очень любят дети! (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Журналист и инженер, повар, швея, кондуктор и учитель, врач, парикмахер и строитель
 (поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке).
Мамы разные нужны,
(сжимают обе ладошки в «замочек»).
Мамы разные важны!
(разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»).           

«Водоём»

У нас просторный водоём. (соединяют пальцы обоих рук, изображая водоём)

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа, (потряхивают кистями рук)

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене (изображают руками плавание)

То на боку, то на спине. (кладут руки на стол то ребром, то ладошкой вверх)
Держись правее, дорогой, не задевай меня ногой. (изображают руками плавание) 
                                                        «Дерево»

Из-под серых влажных кочек появился вдруг росточек. (поднимаем ладони, прижатые друг к другу)
Крошкой не остался, быстро вверх поднялся.
Ветки появились,
(разводим руки в стороны и вверх, растопыриваем пальчики.)
Листья распустились. (разворачиваем ладони наружу)
Ветер завывает, (дуем на ладони)
Дерево качает. (качаем руками)
Листья на ветру дрожат, (трясем ладонями)
Отрываются, кружат.
Листья падают, кружатся (крутим кистями)
Тихо на траву ложатся. (кладем руки на колени) 
                                                       «Дождик»

Кончиками пальцев стучим по ножкам.
Дождик капает из тучки, дождик каплет на дорожки.
Подрастайте, наши ручки! (гладим руки)
Подрастайте, наши ножки! (гладим ноги)
Первый скоро подрастет, (тянем за каждый палец по очереди)
И второй не отстает. Третий подрастает. Четвертый догоняет. Пятый стал совсем большой. Подрастает и шестой.
А седьмой, седьмой, седьмой - Станет больше, чем восьмой.
А потом девятый - Станет выше брата.
Дождик все сильней, сильней!
(трясем кистями рук)
Наши пальцы все длинней!
(растопыриваем пальцы, поднимаем вверх)                                                                                                       «Забавные пальчики»
Загибаем пальчики по одному.
Этот пальчик – одуванчик - Положу его в карманчик.
Этот пальчик – тараканчик - Убежал он в свой чуланчик.
Этот пальчик – зайчик - Барабанит в барабанчик.
Этот пальчик – добрый мальчик - Он уселся на диванчик.
Этот пальчик – девочка - Рыженькая белочка.
Белка прячется в дупле - Не найдешь ее нигде.

«Забор»

Растопыриваем перед собой все десять пальцев – это забор. 
Вот забор большой стоит. Кто из-за него глядит?
(выглядываем из-за забора)
Может, зайчик?
(показываем зайчика)
Нет, нет, нет.
(качаем головой)
Может, кошка?
(делаем ушки на голове)
Тоже нет.
(качаем головой)
Может, северный олень
(растопыриваем пальцы, скрещиваем руки над головой) Здесь пасется целый день?
Может, это смелый гусь:
(показываем гуся)
«Никого я не боюсь!»
(гусь говорит)
Может, это петушок –
(показываем петушка) Золотистый гребешок?
Это пес там лает,
(показываем собаку. Она лает)
Дом свой охраняет.

«Прогулка»

Пальцы правой руки растопыриваем (ладонью к себе). Указательный и средний пальцы левой руки бегут по пальцам правой руки, как по горкам, – это человечек.
Мы бежим по горкам, по крутым пригоркам.
Долго мы бежали, в ямку мы попали. (человечек оказывается в ямке между указательным и большим пальцем)
Выбирались из норы. (медленно поднимаемся по большому пальцу)
Покатились мы с горы. (скользим по руке)
Повторяем упражнение левой рукой.

«Пальчики рисуют»

Пишем на ладошке указательным пальчиком, потом средним, потом безымянным, потом мизинчиком.
Нарисует пальчик круг, а потом овал.
Букву А и букву Б пальчик рисовал.
Может О нарисовать, Может цифру 5.
Не устанет никогда пальчик рисовать.

«Пошли пальчики гулять»

Пошли пальчики гулять, (большие пальцы синхронно двигаются по столу «прыжками»)
А вторые догонять
(указательные пальцы «скачут» по столу).
Третьи пальчики бегом
(по столу в быстром темпе «скачут» средние пальцы),
А четвертые
пешком (по столу, не спеша, двигаются безымянные пальцы),
Пятый пальчик поскакал
(по столу «скачут» мизинцы),
И в конце пути упал.
(расслабленные ладони «падают» на стол).

«Птички»

Пой-ка, подпевай-ка - десять птичек стайка (сжимаем ладошки).
Эта птичка – соловей
(массировать подушечку каждого пальчика),
Эта птичка – воробей, эта птичка - совушка - сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель.
Эта птичка скворушка, Серенькое перышко.
Это – зяблик, Это – стриж,
Это – развесёлой чиж.
Ну, а это - злой орлан. Птички, птички – по домам.

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. (руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение «дождик».)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу или коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, покачайте руками)
Паучок ползет опять,
(делаем  такие же движения, как и вначале.)
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.
(«Паучки» ползают по голове)

«Рыбки»

Рыбки плещутся в воде (машем ладошками)
Рыбки плавают везде.
(выполняем волнообразные движения кистями)
Только щука не дремала
(правую руку складываем в щепоть. Четыре верхних пальца сгибаются, разгибаются, касаясь кончика большого пальца)
И одну из них поймала.
(«щука» хватает левую кисть)
Только рыбка убежала!
(левая рука вырывается и уплывает от «щуки»)

«Суп»

Чтобы вкусный суп сварить, (выполняем движение – мешаем ложкой суп)
Надо овощи помыть.
(выполняем движение – моем овощи)
А потом порезать ловко
(ребром правой руки «режем» по ладошке левой)
Лук, картошку и морковку. Чтобы вкусный суп сварить,
(выполняем движение – мешаем ложкой суп)
Надо в чан воды налить.
(складываем из правой руки стаканчик и наливаем)
И капусту порубить,
(ребром левой руки рубим ладошку правой)
И немножко посолить.
(выполняем движение – солим)
И еще немножко
(с левой ладошки берем по одному горошку) Положить горошку.
Закипела вдруг вода.
(волнообразные движения руками)
Значит, суп сварился? Да!
(киваем)

«Теремок»

Видишь, в поле теремок? (скрещиваем пальцы обеих рук – это крыша домика)
Из трубы идет дымок.
(отгибаем мизинец и дуем на него)
Там живет колючий еж,
(растопыриваем пальцы)
Муха там живет.
(скрещиваем руки, машем кистями, как крылышками)
И веселый петушок песенки поет.
(показываем петушка)
Если вдруг придет медведь
(медведь неуклюже идет на двух ногах – указательном и среднем пальцах)
И разрушит дом.
(показываем, как сломалась крыша)
Звери дом большой построят,
(поднимаем руки, скрещиваем пальцы – это новая крыша)
Будут жить в другом.

«Фигуры»

Пальцы мы сложили вдруг. Сразу получился… (круг) (складываем из пальцев круг)
А вот так. Кто угадал? Что получится?…
(овал) (складываем из пальцев овал)
Вместе три угла сложили
—…(треугольник получили) (складываем из пальцев треугольник)
А потом, потом, потом, получился у нас… –
(ромб) (складываем из пальцев ромб)
Я спросить хочу ребят: – Ну а это что?
(квадрат) (складываем из пальцев квадрат)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...