Проект "Звуки"
проект по развитию речи (средняя группа)

Ерёмина Анастасия Николаевна

Проект по развитию речи «Звуки»

Цель проекта: совершенствовать у детей умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка и отрабатывать интонационную выразительность речи с помощью игровых технологий, развитие всех сторон речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16-а Теремок»

ПРОЕКТ

по развитию речи

 «Звуки»

                                                                                                     

Воспитатель:

Еремина А.Н.

2023 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  • Визитная карточка проекта;
  • Аннотация;
  • Актуальность;
  • Основные этапы проекта;
  • Модель реализации педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта;
  • Ожидаемые результаты проекта;
  • Оценка эффективности реализации проекта;
  • Список литературы.

Визитная карточка проекта

Наименование проекта

Проект «Родные звуки», который будет способствовать развитию у детей среднего дошкольного возраста правильного четкого произношения звука,  определять звуковой состав слова, умение использовать различные средства интонационной выразительности и звуковой культуры речи  через игровые технологии, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и успешного обучения в школе.

Организация

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16-а «Теремок»

Разработчик проекта

Еремина Анастасия Николаевна

Проблема

 Недостаточно сформировано у дошкольников овладение грамотной , четкой звуковой культуры  речи, аспектами диалогической и монологической речи

Цель проекта

Совершенствовать  у детей умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка и отрабатывать интонационную выразительность речи с помощью игровых технологий, развитие всех сторон речи

Задачи проекта

1.Развитие речедвигательного аппарата(артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата);

2.Развитие восприятия речи  (слухового внимания. речевого слуха, ритмичного и звуковысотного слуха)

Срок реализации

с 01.03.2023-30.04.2023

Ожидаемые результаты

-дети научаться  воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

-у детей разовьется умение слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

-дети научаться произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук

Аннотация

Для чего нужен проект?

Проект разработан с целью развития звуковой культуры речи детей, диалогической и монологической речи, через использование игровых технологий

Кому нужен проект?

Проект рекомендуется для детей среднего дошкольного возраста

Каковы цели и задачи проекта?

Цель проекта: Совершенствовать  у детей умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка и отрабатывать интонационную выразительность речи с помощью игровых технологий.

Задачи: 

1.Развитие речедвигательного аппарата(артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата);

2.Развитие восприятия речи (слухового внимания. Речевого слуха, ритмичного и звуковысотного слуха)

Каким образом проект реализуется?

Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу  с детьми

Какие мероприятия проводятся в ходе реализации проекта?

Проект  реализуется  в процессе игровой деятельности  и совместной  деятельности.

                                      Актуальность проекта

     «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты. Но и всё последующее языка.» Д.Б.Эльконин.

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Культура речи-это умение правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами(звуковыми, интонацией, словарным запасом, грамматическими формами). Поэтому звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Овладение  звуковой культуры речи имеет первостепенное значение для  коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слово сложной слоговой структуры.  Очень  важно проводить работу по звуковой культуре речи, ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, овладение чтением слогов и слов, а следовательно, и обучение грамоте.

    К сожалению, с каждым годом наблюдается рост детей с нарушением звуковой культуры речи и требуют помощи в коррекции и формировании фонетической стороны речи и ее грамматического строя.

Методы реализации проекта:

Практические:

-дидактические, словесные, интерактивные игры,

-дыхательные упражнения;

-образная физкультурная пауза

Наглядные:

- показ иллюстраций, картинок, просмотр видеороликов;

-образец правильного произношения

Словесные:  

-упражнения  на развитие речевого аппарата,

- рассказы, чтение пословиц и поговорок,

-образец правильного произношения

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Основные  этапы реализации проекта

Планируемая работа

Ожидаемый результат

1.Подготовительный

Цель: исследование условий реализации проекта:

-умение детьми воспроизводить ритм речи, различать на слух и воспроизводить  все звуки родного языка;

Работа с  детьми:

1.Теоритический анализ состояния проблемы –знакомство с новыми технологиями.

2. Подготовка диагностического инструментария.

Будет собран необходимый материал для работы над проектом

2.Основной

Цель: развитие у детей рече- двигательного аппарата, фонематического слуха на основе инновационных методов обучения.

Работа с  детьми:

1.Познавательные занятия, беседы, игры

2.Рассматривание иллюстраций, книг, наглядных пособий

3.Просмотр видео-роликов

Появиться устойчивый интерес к  умению правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами для развития  речевой  культуры

3.Заключительный

Цель: анализ эффективности реализации проекта путем оценки знаний и умений детей по развитию звуковой культуры речи

Работа с детьми:

Получение, обработка, систематизация результатов.

Проведение итогового мероприятия Викторина « ЗВУКИ вокруг нас»

Работа найдет продолжение в работе с детьми

Методическое сопровождение:

1.Подборка методической и художественной литературы.

2.Разработка  интерактивных игр  со звучащим словом  на развитие у дошкольников фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи, способности проводить анализ звукового и слогового состава слова.

3.Презентация проекта

Реализация педагогической деятельности с детьми

Тема

Цель

Игры на развитие речевого дыхания

«Забей гол Дракоше»

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Игры на развитие слухового внимания

«Скажи, что ты слышишь»

Цель: Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция  произношения  шипящих звуков

Игры на развитие фонематического слуха

Цель. Автоматизация звука ш.ж

Упражнения с язычком

Цель: разработка жевательно-артикуляционных мышц

«Красивая речь»

Цель: мотивация детей на развитие грамотной речи и  воспитание культуры речи.

Игры на развитие речевого дыхания

«Волшебные бабочки» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Игры на развитие слухового внимания

 «Угадай, по какому предмету я стучу»
Цель: учить детей определять на слух из чего сделан предмет.
 

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция  произношения  шипящих звуков

Игры на развитие фонематического слуха

Цель. Автоматизация звука ч,щ

Упражнения с язычком

Цель: упражнять подвижность  языка

«Плохо-хорошо»

Цель: формировать понятие у детей, что  речь находится в прямой зависимости от окружающей среды

«Народное слово нас учит дружить и красиво говорить»

Цель:  повышение уровня  звуковой культуры речи детей через ознакомление с малыми формами фольклора.    

Игры на развитие речевого дыхания

«Шарик-ямочка»

Цель: Выработка правильного диафрагмального дыхания

Игры на развитие слухового внимания

 «Тихо – громко»
цель: учить детей реагировать на звук голоса(тихо-громко)

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция  произношения  звуков Р-РЬ

Игры на развитие фонематического слуха

Цель: Автоматизация звука к.г

Упражнения с язычком

Цель: упражнять подвижность  языка

«Речь народов Поволжья»

Цель: Формировать у дошкольников познавательный интерес к культуре речи народов Поволжья

Постановки сказок

Цель: формировать звуковую культуру речи посредством театральных постановок

«Юные таланты»

Цель: Учить детей импровизировать, используя жест и слово; помочь детям запомнить  стихотворение и выразительно читать его.

Реализация педагогической деятельности с родителями

Анкетирование «Речевые навыки вашего ребенка»

Цель: выявление понимание родителями задач и проблем развития речи детей в предверии школьной жизни

Изготовление речевых пособий

Цель: вовлечение родителей в образовательную среду ДОУ

Ожидаемые результаты реализации проекта:

-дети научаться  воспроизводить заданный ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

-у детей разовьется умение слышать и воспроизводить звуковой и грамматический  образ слова, правильно передавать его звучание;

-у детей закрепится  умение слышать в отдельном слове интонационно выделяемый гласный или согласный звук;

-дети научаться произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук

Оценка эффективности реализации проекта

   Данный проект интересен тем, что предусматривает использование системы комплексного подхода для решения задач по развитию звуковой культуры речи посредством игр и упражнений, речевых заданий, а так же использование  новых игровых технологий по развитию речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Развитие  культуры звуковой речи является неотъемлемой частью дошкольного детства, которая формирует так же и мыслительные процессы. Весь материал по подбору методов и средств, направленных на развитие звуковой культуры речи, систематизирован в картотеке игр и упражнений, что позволяет  с интересом в течение года организовывать разные виды игровой деятельности. Так же необходимо отметить осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.. Дети овладевают правильным четким произношением, научились определять звуковой состав слова, умеют использовать различные средства интонационной выразительности речи, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.

                                                     Список литературы:

1. Учись играя-И.Барташникова

2. Занимательное азбуковедение

3. От трёх до семи  Л.Фесюкова

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт: Конспекты занятий с детьми  htt://www.vor.ru/culture/cultarch192
  2. Сайт: Все для детского сада  htt://www.ivalex.vistcom.ru
  3. Сайт: Международный образовательный портал МААМ.ru http://www.maam.ru/