Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сульдина Ольга Васильевна

Занятие по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме «Насекомые»

Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Задачи:

  • Продолжать упражнять в составлении предложений
  • Воспитывать доброе и заботливое отношение к насекомым.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.

 Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

 Ход занятия.

Организационный момент. Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Чтение стихотворения:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги.

Воспитатель:

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паук. Вы готовы? (Ответы детей).

Основная часть.

Воспитатель:

-А вот и первое задание от паука, чтобы спасти стрекозу и пчелу, нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки. 

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее (стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее… (пчела).

Беседа по теме.

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф).

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

— Закройте все глаза и повторяйте за мной:

— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

• Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

• Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

• Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка).

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Какой основной признак всех насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики. Воспитатель: Назовите вредных насекомых.

(Ответы детей).

Воспитатель: Муха –разносит микробы, комар- кусает людей.

 Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

2. По сухой дорожке.

3. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

4. Ой, промокнут сорок лап!

5. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

6. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой, Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

И потопаю потом (дети топают ногами)

— Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Игра «4 лишний».

Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

— Про насекомых разговариваете, а про меня вы что забыли?

Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

— Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

— Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

— Кто появляется из яйца? Ответы детей:

— Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

— Что делает гусеница? Ответы детей:

— Она питается листьями и растет. Воспитатель:

— В кого она превращается? Ответы детей:

— Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

— Кто выходит из куколки? Ответы детей:

— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

 Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)

Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной:

- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

(Ответы детей.)

Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Садитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Необычное путешествие в мир насекомых".

1.Расширять и углублять знания детей о насекомых.2.Совершенствовать навыки описательного рассказа. Продолжать закреплять  содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.3.Вос...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Насекомые"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Насекомые"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Насекомые"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Насекомые". Формирование связной речи....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе по теме: «Насекомые»

Цель: Познакомить детей с насекомыми: божья коровка, бабочка, шмель, жук...