Речевые игры: Лето
материал по развитию речи

Довгалюк Татьяна Сергеевна

Игры на развите речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_po_teme_leto.docx292.04 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ЛЕТО»

«Что бывает летом?»

Цель: закрепить понятие о летних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (дети купаются в речке, идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых изображены только летние явления и сами называют их. Пример. Солнышко ярко светит. Дети купаются в речке. На лугу растут цветы. На опушке поспела земляника. Мальчик с сачком ловит бабочку. Дети катаются на велосипедах и самокатах и т. д

«Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч

Ход: : Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:

дождь - дожди радуга - радуги река - реки ягода - ягоды

фрукт - фрукты


гроза - грозы молния - молнии

мяч - мячи гриб - грибы

овощ - овощи

«Назови ласково» (с существительными по теме)

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:

солнце - солнышко гриб - грибок ведро — ведерко

река - речка


ягода - ягодка мяч - мячик

дождь - дождик

«Два зайца»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже.

Оборудование: Игрушки (большой и маленький заяц), большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов. Ход. Покажите детям большого и маленького зайца и скажите, что зайцам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький зайцы нашли в лесу чернику и голубику, а в саду — клубнику и малину. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет много ягод, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.

Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.

Большому зайцу — крупную малину, маленькому зайчику — маленькую малинку.

Большому зайцу — крупную клубнику, маленькому зайчику — маленькую клубничку.

Большому зайцу — крупную чернику, маленькому зайчику — маленькую черниченку.

Большому зайцу — крупную голубику, маленькому зайчику — маленькую голубиченку.

«Ягодный кустик» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Лето. Ягоды», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: кусты малины, ежевики, черники, клубники, голубики, черешни наклеенные на одну большую карточку, и маленькие карточки с изображением ягод.

Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, ягодка с какого куста у него оказалась: «Это ягодка черники, с черничного куста» и т. п. Затем ищут куст на большой карточке и накладывают на него маленькую.

«Кто больше?» (или «Подбери слово») Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

Оборудование: мяч

Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу.

Лето (какое?) - …. жаркое, солнечное, радужное, теплое, урожайное…

Дождь (какой?) -…теплый, редкий, грибной…

Небо (какое?) – синее, голубое, теплое, ясное, безоблачное… Цветы (что делают?) – желтеют, краснеют, цветут, благоухают…

Бабочки (что делают?) – летают, порхают, сидят, кружат…

«Доскажи словечко» Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными по родам.

Оборудование: три картинки с домиками, на каждой крыше которого написаны слова: он, она, оно; предметные картинки.

Ход. Педагог раздаёт по одной предметной картинке детям и предлагает поселить её в соответствующий домик - Про что можно сказать «летний»? (дождь, ветер, день, вечер, лес, закат)

-….«летняя»? (одежда, погода, природа, пора, радуга) - …«летнее» (утро, небо, облако, настроение)

«Скажи наоборот». Цель: актуализировать словарь (антонимы) Оборудование: предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт предметные картинки с антонимами и предлагает детям самостоятельно найти пару.

Осенью небо низкое, а летом ….высокое Осенью солнце тусклое, а летом … яркое. Осенью ветер холодный, а летом … тёплый. Осенью день короткий, а летом … длинный. Осенью люди одеваются тепло, а летом … легко.

Осенью люди урожай собирают, а летом люди урожай … выращивают.

«Без чего не бывает лета?» (или «Закончи предложение»)

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже. Оборудование: набор сюжетных картин по лексической теме, кубик с цифрами, карточки с цифрами от одного до шести.

Ход. Педагог раздаёт карточки с цифрами, задаёт вопрос (лета не бывает без?) и бросает кубик. Отвечает ребёнок, у которого цифра на карточке совпадает с цифрой на кубике. Лета не бывает без…теплых дождей, красивой радуги, ясного неба, спелых ягод, сбора урожая ….и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию Тема: Дидактическая игра "Лето - осень"

Формировать у детей навыки связной речи с опорой на наглядный материал....

Речевые игры по лексической теме "Лето. Цветы".

Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Лето. Цветы"....

Что такое речевое развитие? Игра "Лети, вертолёт!"

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.Если ребенок плохо...

Речевые игры летом

Для лучшего усвоения дошкольниками знаний, приобретенных на занятиях с логопедом, мы проводим речевые подвижные игры на улице с воспитателем. Это помогает детям не только в речевом, но и в физическом ...

Речевые игры летом

Речевые игры летом с дошкольниками...