СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВИММЕЛЬБУХ, СИНКВЕЙН
статья по развитию речи

Карпухина Ольга Евстахиевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВИММЕЛЬБУХ, СИНКВЕЙН

Виммельбух  —        детская        развивающая        книжка        крупного        формата        с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Актуальность:

В настоящее время остается актуальной проблема развития речи дошкольников, так как много детей с речевым нарушением.

К сожалению, в нашем мире растет число детей с нарушениями в речевом развитии. Речь – это форма мыслей, чувств, служащая средством общения человека с человеком, и форма общественного отражения действительности. Речь – это процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь - это показатель развития ребенка. Речь нужна для социально- коммуникативного развития. При речевом нарушении общение ребенка со сверстниками и взрослыми затрудняется. Так же это может привести к отклонениям в формировании личности. Как правило, такие дети часто отвлекаются, агрессивны, неуверены в себе, гиперактивны.

Диагностика по речевому развитию дошкольников дает понять о том, что в речи детей есть некоторые отклонения, у многих детей плохо развит словарный запас. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий «виммельбух» и «синквейн».

Задачи:

Запустить речь и мышление, улучшить словарный запас детей дошкольного возраста посредством современных технологий «виммельбух» и «синквейн».

Сформировать        диалогическую        и        связную        речь,        правильное        изложение        мыслей посредством современных технологий «виммельбух» и «синквейн».

Сформировать умение детей дошкольного возраста правильно излагать свои мысли посредством современных технологий «виммельбух» и «синквейн».

Ожидаемые результаты реализации

Развитие связной речи, успешное овладение лексико-грамматическими средствами языка и может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки, истории, рассказов;

Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления), умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов по определенной тематике;

Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего

мира.

Нашей группой была приобретена книга Виммельбух. Несмотря на то, что текст чаще

всего полностью отсутствует или его очень мало, именно такой формат книг способствует развитию речи и обогащает словарный запас детей дошкольного возраста.

В нашей книге иллюстрации о городе, городской жизни детей и взрослых. На страницах развернуто нарисованы дома, улицы, детские учреждения, площадки, хорошо обозначены люди разных профессий.

У книг Виммельбух есть свои особые качества:

  • количество разворотов как правило небольшое – 7-10 стр. на плотном картоне;
  • огромное количество иллюстраций на странице;
  • нет единого смыслового центра, сюжеты разворачиваются по-разному.

Виммельбух рассчитан на визуальный образ, что очень важно для развития речи детей дошкольного возраста. Картинки реалистичны и детально прорисованы. Задействовано все пространство страниц. В отличие от обычных книжек с текстом, виммельбухи можно читать бесконечно и каждый раз это будет новая история. Данная книга заинтересует детей младшего и старшего дошкольного возраста. Малыши выбирают одну деталь, например, красный мяч, радостно тыкают в него пальчиком. Педагог может задать наводящие вопросы по картинке для составления маленького рассказа. Дошкольники чуть постарше, начинают уже узнавать героев, находить их на страницах, позже считать предметы, а потом сравнивать и пересказывать увиденное. В книге на одной странице может быть одно время суток, на другой – другое. Дети старшего дошкольного возраста замечают различия чуть быстрее. Детям младшего дошкольного возраста помогают педагоги ил родители. Читая каждый раз можно придумать новую историю или ситуацию. Например, надо найти ребенка, который идет в школу (выходит из дома). Воспитатель задает вопросы наводящие. Ребенок начинает отвечать, что нашел школьника потому, что у него портфель. Идет он в школу потому что по картинкам видно, что на улице утро, все в квартирах завтракают, заправляют кровати, идут и едут на работу. На последней странице нарисовано на первый взгляд тоже самое, что и на первой. Но, если ребенок внимательно осмотрит иллюстрацию, он замечает, что движение в другую сторону. Люди возвращаются домой с работы, учебы, детского сада. Поднимаются по ступенькам в подъезде, заходят в квартиры, ужинают, принимают ванну, готовятся спать.

Виммельбухи помогают знакомиться с новыми словами, понятиями, тренируют память, развивают умение находить причинно-следственные связи.

Синквейн - еще одна речевая технология, которую мы используем в нашей группе. Синквейн (слово французское) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Составление синквейна не сложное, поэтому (на наш взгляд) это один из эффективных методов развития речи ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк.

Его форма напоминает «елочку».

Первая строчка — одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором будет идти речь.

  • Вторая строчка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья        строчка        —        три        слова        (глаголы        или        деепричастия),        описывающие характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - четыре слова, выражающие личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. (Небольшое предложение).
  • Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. Разберем на примере. Перед вами картинка (собака).

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/19/s_62361a4acd0ea/phpERi82T_metody-rechevogo-razvitiya-detej_html_36ff27bf36e51404.png

Картинка для отработки речевой технологии «Синквейн»

Начнем с первой строчки.

  1. Что мы видим? (собаку)
  2. Какая она? (мягкая, пушистая, веселая и т.д.)
  3. Что она делает? (играет, смотрит, шагает и т.д.).
  4. Что вы можете сказать о ней? Какого ваше мнение? (Собака самый лучший друг человека).
  5. Скажите суть картинки одним словом. (Собака - друг)

Таким образом, ребенок, предлагая и слыша различные варианты описания одной и той же картинки по данному алгоритму, развивает свой словарный запас и формирует умение составлять правильные предложения используя различные части речи и развернуто описывать увиденное.

Ожидаемые результаты реализации

  1. Сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.
  2. Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.
  3. Активизировано        употребление        в        речи        детей        синонимов,        омонимов, фразеологизмов.
  4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.
  5. Развито ассоциативное мышление.
  6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.

Литература:

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
  3. Шкоренкова, И. С. Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ / И. С. Шкоренкова. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 131-134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Методическое пособие, в котором представлен цикл занятий, которые помогут детям в возрасте 5-7 лет с нарушениями ОДА преодолеть трудности в овладении своим телом.Упражнения, составляющие основу каждог...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Мастер класс "Синквейн, как метод речевого развития детей дошкольного возраста"

Цель ознакомление педагогов с приемами и способом составления синквейнов...