Развитие речи и активизации словаря детей второй младшей группы посредством дидактических игр
консультация по развитию речи (младшая группа)

Плющикова Дарья Юрьевна

Данный материал поможет, так как развитие речи очень важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

Ул.им.маршала Чуйкова, 49а, Центральный район, г. Волгоград, Россия, 400005

Тел.(8442) 23-11-18 / факс (8442) 23-99-79

Развитие речи и активизации словаря детей второй младшей группы посредством дидактических игр

                                                                               

                                                                            Выполнила:
                                                                           воспитатель первой                                                                                                                          
                                                                           квалификационной категории
Плющикова Дарья

Юрьевна

                                                                           

   г. Волгоград  2023

      Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

  Задачи:

 способствовать активизации словаря детей младшего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;

- расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.; слова, обозначающие пространство- вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;

 побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;  способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;  совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;

  формировать грамматический строй речи;

  изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

 выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;  определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

 привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.  представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

                                                         

                                                     Актуальность

народной массы. Это - детский фольклор.»

Г.С. Виноградов

народной массы. Это - детский фольклор.»

Г.С. Виноградов

         Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах  жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. 

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

Младшая группа:

к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Чем  правильнее и богаче  речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот  период значительно возрастает  речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют  предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают  использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.

  Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей однотипная: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.

Анализ методической литературы литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями». 

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний на основе игровой формы.

Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.

Дидактические игры выполняют две основные функции – обучающую и развивающую. «Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели». В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. «Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры».

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая  задача, игровые действия и правила .

          В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровое действие – это, «проявление активности детей в игровых целях». В.Н. Аванесова пишет: «Если проанализировать игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения».

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими.

Важно то, что между игровыми задачами, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровые задачи определяют характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:

1) игры с предметами (игрушками),

2) настольно-печатные

3) словесные игры .

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы). Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи и высказывают свое мнение: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).

Дидактические игры развивают речь детей 3-4 лет по всем направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают фонематический слух, связную речь.

Проведение дидактических игр по развитию речи младших дошкольников в включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,  который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться детьми в их самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически. В своей педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую комплекс таких игр, в состав которого включены:

Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр –  пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы,  диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.

Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове, правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голова, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой?). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.

Мониторинг по речевому развитию показал положительную динамику в развитии всех сторон речи детей 3-4 лет (произносительной, лексической, грамматической, связной речи). Это свидетельство того, что дидактические игры положительно влияют на развитие речи детей.

 

                                                    Приложение 1.

Дидактическая игра «Назови детенышей» 

Дидактическая задача: закрепить названия домашних животных и их детенышей, активизировать словарь.

Игровая задача: найти мам и их малышей, назвать их.

Игровой материал: карточки, на которых изображены домашние животные, прищепки с изображением их детенышей.

Игровые правила: воспитатель предлагает назвать и найти маму детенышей. Игровые действия: воспитатель рассказывает, что детки животных потерялись и не могут найти своих мам. Детям предлагается внимательно рассмотреть карточку с животными, назвать их. Затем предлагается из набора предметных картинок с прищепками найти и назвать детенышей животных и соединить с ними.  

Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки?»

Дидактическая задача: закреплять словарь детей в употреблении в речи глаголов, сочетать их с существительными.

Игровая задача: сказать, что за предмет и что можно с ним делать.

Игровой материал: игрушки: машинка, конструктор, мяч, пирамидка, неваляшка, кукла. Игровые правила: назвать предмет и сказать, что можно с ним делать.

Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете, что с ней можно делать. Воспитатель показывает машинку и спрашивает, что это? Дети называют предмет и действия, которые можно с ней производить, например: катать, строить, играть и т.д. При затруднении воспитатель сам дает ответ и просит детей повторить.

 Словарь: машинка: катать, возить, чинить, мыть; конструктор: строить, ломать; мяч: перекатывать, отстукивать, играть в футбол, подбрасывать, бросать, ловить; пирамидка: собирать, разбирать; неваляшка:наклонять, качать, слушать звон; кукла: купать, танцевать, укладывать спать, кормить, наряжать, возить в коляске, раздевать.  

Дидактическая игра «Кто больше действий назовет»

Дидактическая задача: активизировать глагольный словарь обозначающие действия.

Игровая задача: рассмотреть и назвать что можно делать с тем или иным предметом изображенным на картинке.

Игровой материал: картинки с изображением предметов: цветы, самолет, одежда, кукла, мяч.

Игровые правила: воспитатель показывает изображенный на картинке предмет и называет его, дети говорят, что можно делать с этим предметом. Игровые действия: Приходит зайчик и приносит картинки. Задача детей подобрать действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например: что можно сказать об одежде? (стирать, зашивать); что можно делать с куклой? (танцевать, наряжать) и т.д. Если дети затрудняются, воспитатель сам отвечает на вопрос.

Словарь: одежда – стирать, гладить, носить, одевать; кукла – наряжать, кормить, танцевать, укладывать спать; цветы – рвать, сажать, нюхать, поливать; мяч – подбрасывать, бросать, крутить, передавать; самолет – садится, летит, гудит, взлетает.  

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Дидактическая задача: активизировать словарь существительных по разным темам; уточнить и закрепить обобщающие слова.

Игровая задача: назвать изображенные предметы и обобщить.

Игровой материал: картинки с изображением предметов по теме Игровые правила: дети рассматривают картинки, называют предметы и дают обобщающее слово.

Игровые действия: Взрослый показывает карточку, ребенок перечисляет что (кто) на ней изображено и после называет одним словом.  

Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

Дидактическая задача: учить определять и правильно называть признаки предметов; активизировать словарь.

Игровая задача: рассмотреть предметы на картинке и назвать их признаки. Игровой материал: предметные картинки: солнце, огурец, кукла, кошка, мяч, помидор, ежик, матрешка.

Игровые правила: нужно посмотреть на картинки с предметами, сказать что изображено, и описать их.

Игровые действия: Детям показывают предметные картинки, просят внимательно рассмотреть их и назвать, что (кто) изображен и какой он: «Это солнце. Оно желтое, большое, яркое. Это помидор. Он красный, круглый, гладкий. Это кукла. Она красивая, нарядная,крупная» и т.д.

Словарь: красный, гладкий, желтый, большой, яркий, круглый, спелый, резиновый, полосатый, красивая, нарядная, высокая, крупная, длинный, зеленый, колючий, серый, пушистая, маленький, рыжая, деревянная, разноцветная.

Дидактическая игра «Кто во что одет?»

Дидактическая задача: сравнивать одежду мальчика и девочки; активизировать словарь по теме; учить называть детали и части одежды, закрепить знания о цвете; формировать обобщающее понятие «одежда».

Игровая задача: сравнить и назвать предметы одежды, их цвет, детали и части. Игровой материал: картинки с мальчиком и девочкой в разной одежде.

Игровые правила: воспитатель предлагает рассмотреть и назвать предметы одежды мальчика и девочки, их цвет, детали, части, назвать обобщающим словом. Игровые действия: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти – платье, колготки, а у Саши рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки – длинные» и т.д. Взрослый активизирует ребенка вопросами: «Какая одежда у Настя? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» и т.д. Если ребенок затрудняется, воспитатель сам отвечает на вопросы.

Словарь: розовое платье, колготки, белая рубашка, черные брюки; разноцветные шорты, зеленая футболка, носки, полосатая кофта, черная юбка; синий комбинезон, красный свитер, фиолетовая майка, коричневый сарафан, ко- роткий, длинный, пуговицы, рукава, молния, воротник, карман; одежда.  

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Дидактическая задача: учить узнавать предметы по описанию, ориентируясь на его признаки и действия; закреплять умения употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы; формировать обобщающее понятие «игрушки».

Игровая задача: узнать по описанию игрушку.

Игровой материал: игрушки: мишка, заяц, кошка, утенок.

Игровые правила: воспитатель предлагает детям рассмотреть, послушать и узнать игрушку по описанию, ориентируясь на ее признаки и действия, сказать, как называется и повторить.

Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки, а дети называют их. Затем взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки и действие: «Это мягкая игрушка. Она белая, маленькая, пушистая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковь, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их и повторяет сказанные воспитателем признаки и действия. В конце игры дети называют предметы обобщенным словом.  

 Дидактическая игра «Сравни разных зверят» 

Дидактическая задача: формировать умение сравнивать разных животных, выделять и называть противоположные признаки; активизировать словарь. Игровая задача: сравнить и выделить противоположные признаки.

 Игровой материал: разные игрушки животных.

 Игровые правила: воспитатель предлагает внимательно рассмотреть игрушки, а после назвать противоположные признаки.

Игровые действия: Педагог предлагает рассмотреть мышку и мишку. Мишка большой, а мышка (маленькая). Еще какой мишка? (Гладкий, бурый,косолапый). А мышка..(серая, шустрая, пушистая). Мишка любит..(мед, малину), а мышка любит..(сыр, сухари). Лапы у мишки толстые, а у мышки..(тонкие). Мишка кричит громко, грубым голосом, а мышка..(тихо, тонким голосом). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки…(короткий). Аналогично игра проводится с другими игрушками.  

 

Дидактическая игра «Нарядим куклу»

Дидактическая задача: активизировать словарь по теме; учить называть детали одежды; формировать обобщающее понятие «одежда».

Игровая задача: выбрать одежду, назвать ее и одеть куклу.

Игровой материал: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Игровые правила: необходимо одеть куклу в зависимости от ситуации, назвать одежду и ее детали, назвать обобщающее слово.

Игровые действия: Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу в зависимости от ситуации (в детский сад, на праздник, на прогулку и т.д). Ребенок одевает куклу, например, в детский сад. Воспитатель уточняет у ребенка, в какую одежду тот одел ее, при помощи вопросов. Если ребенок затрудняется, воспитатель отвечает на вопрос сам. Воспитатель описывает и показывает части и детали одежды: «У платья есть воротник, карманы, рукава, застегивают его на пуговицы». Ребенок повторяет детали и ее части, называет одним словом.  

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: формировать умение описывать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек: используются имена существительные, прилагательные); формировать обобщающее понятие «игрушки».

Игровая задача: на ощупь определить какая игрушка, достать ее и описать. Игровой материал: мешочек: пирамидка, мяч, кукла, кошка, машинка, матрешка, юла, кубик.

Игровые правила: на ощупь определить какая игрушка назвать ее, достать из мешочка и описать ее. В конце игры назвать все предметы обобщенным словом. Игровые действия: в гости к детям приходит заяц и приносит собой чудесный мешочек. Воспитатель достает из мешочка предмет и описывает его, затем предлагает по очереди подойти детям, достать предмет, назвать и описать его. Воспитатель складывает все предметы обратно в мешок и теперь предлагает детям подойти, засунуть руку в мешочек и попытаться не глядя отгадать, что попалось, затем достать предмет, проверить, отгадал или нет и описать его. По окончанию игры, дети называют предметы одним словом.

Словарь: треугольная, разноцветная, маленькая, красивая, нарядная, большая,новая,круглый, синий, резиновый, гладкий, красная, игрушечная, желтый, шершавый, яркая, деревянная, овальная, мягкая, пушистая, пятнистая.  

                        Список использованной литературы

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
  7.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
  8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
  9. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
  10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....

Работа по самообразованию: "Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр".

Для развития детей большое значение имеет приобритения ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетвор...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Данная консультация разработана с целью повышения педагогической компетенции в развитии математических способностей детей....

«Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»

Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернуто...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»

Главные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, её связанности при построении высказывания....

Родительское собрание « Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»

                Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сло...