Обращение к поэзии как необходимое условие развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Одним из основных аспектов воспитания дошкольников является обращение к поэтическому слову. Поэтому важное место в методике развития речи занимает деятельность, направленная на развитие у детей интереса к стихам, знакомство с поэтическими произведениями, формирование умения слушать и декламировать стихотворения.

Побуждая детей к чтению стихов, мы не делаем речевые задачи определяющими. Мы поправляем детей ненавязчиво, если они ошибаются, а детям говорим: «Пожалуйста, прочитай это стихотворение так, как тебе нравится, как ты его чувствуешь.  И не бойся забыть слова, я тебе подскажу». Главное – не отбить у детей желание слушать стихи и выучивать их, прививать любовь к поэзии, к ритму и мелодике стиха. Если процесс знакомства с поэзией будет благоприятным, ненавязчивым и мягким, дети будут понимать и любить стихи, с удовольствием их анализировать и запоминать, параллельно развивая речь и мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     ГБДОУ детский сад N 44 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

                                                                                                                                     Воспитатель Леонова Е.О.

                    Обращение к поэзии как необходимое условие

                      развития речи детей дошкольного возраста

Одним из основных аспектов воспитания дошкольников является обращение к поэтическому слову. Поэтому важное место в методике развития речи занимает деятельность, направленная на развитие у детей интереса к стихам, знакомство с поэтическими произведениями, формирование умения слушать и декламировать стихотворения.

Приобщение детей к поэзии благоприятно воздействует на слуховое восприятие, которое имеет ведущее значение в процессе развития речи дошкольников. Кроме того, как отмечает российский педагог Е.И. Тихеева, «стихотворения имеют то громадное преимущество, что они воздействуют прежде всего на душу ребёнка силой и обаянием ритма» [3, стр.46].

При составлении еженедельного планирования занятий по развитию речи необходимо к каждой теме подбирать подходящий литературный и в том числе обязательно стихотворный материал. Использовать следует высокохудожественные стихотворные тексты, которые помогут детям легче усвоить лексический материал изучаемой темы. Например, при изучении темы «Овощи» можно предложить детям прослушать стихотворение Юлиана Тувима в переводе Сергея Михалкова «Овощи». Дети легко смогут запомнить эти простые и понятные стихотворные строки.  Восприятие облегчит юмористический подтекст произведения, а также простой и чёткий ритм. Дети будут с удовольствием декламировать это стихотворение во время проведения различных режимных моментов, во время разминки, смогут его использовать в качестве считалки.

Необходимо также знакомить дошкольников с русской классической поэзией.  К произведениям русских классиков следует обращаться не только в рамках тем недели. Классическая поэзия влияет как на формирование личности ребёнка, так и на развитие интеллекта, морально-нравственных качеств и, конечно, воспитывает патриотические чувства.

Поэзия помогает развивать у детей так называемое «чувство языка». Образные, мелодичные, ритмически идеально организованные  строки являются образцом правильно выстроенных предложений. А в связи с тем, что стихи запоминаются быстро, выучивание их наизусть является весьма эффективным средством в работе над фразовой речью детей.

Стихотворные образы, метафоры, эпитеты, множество точных и необычных определений делают речь детей богаче, интереснее и ярче.

Правильное восприятие воспитанниками стихотворных произведений возможно при соблюдении нескольких условий: педагогу нужно хорошо знать детскую художественную литературу, особенности речи детей, тщательно готовиться к чтению и разбору стихотворений с детьми.

Воспитатель должен предварительно проанализировать текст стихотворения, уловить интонационную суть каждого слова. Часто бывает, что одно лишь слово в стихотворении несёт полноценную эмоционально-смысловую нагрузку. Необходимо также уделять внимание паузам, но они должны быть логически обоснованными, иначе будет нарушена целостность стихотворной формы.

Вот, например, фрагмент стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»:

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель…

В этом стихотворении  первое слово является полноценной поэтической фразой. Если первое и второе слово не выделить паузами, строки сольются и текст потеряет смысл и выразительность.

Очень важно умение донести до ребенка эмоциональную составляющую произведения. Слушая стихотворение впервые, ребёнок сначала воспринимает его чувствами, эмоциями, а уже потом приходит осмысление и понимание. Чувственно-эмоциональный опыт восприятия способствует формированию образного мышления.

Обязательно нужно вместе с детьми разбирать, анализировать стихотворение. Если работа по чтению и обсуждению стихов будет проводиться регулярно, дети быстро научатся определять настроение поэтического произведения самостоятельно. При этом через эмоциональное восприятие и образное мышление будет обогащаться, пополняться и активизироваться словарный запас детей. Также обязательно должен проводиться разбор новых, непонятных, незнакомых детям слов и выражений, который можно дополнять фото или видеоматериалами. Перед прочтением фрагмента из пушкинского «Евгения Онегина» «Зима! Крестьянин, торжествуя…» можно показать детям картину художника Юлия Клевера, иллюстрирующую строки Пушкина. На этой картине и крестьянин на санях (дровнях), и мальчик с собачкой, и удалая кибитка.

В процессе слушания и обсуждения стихотворений можно дополнительно в качестве иллюстраций к услышанному использовать репродукции картин различных художников, а также музыкальные произведения.

Так, в дополнение при обращении к стихам о зиме, осени и т.д. можно предложить детям прослушать фрагменты из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, а затем обсудить услышанное.

При знакомстве с поэтическими произведениями воображение воспитанников наполняется необычными образами. Например, обсуждая стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» дети обращают внимание на образ дороги, которая в реальности не может мечтать и дремать, а в стихотворении Есенина «оживает». В дальнейшем при обращении к стихам дети будут стараться самостоятельно находить подобные необычные поэтические образы.

Цитировать строки из русской поэзии можно не только во время занятий, но и, к примеру, на прогулке, в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осенью, обращая внимание детей на увядание природы, можно вспомнить строки Плещеева:

Осень наступила,
Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты…

Во время дождя опять же можно процитировать Плещеева:

Скучная картина.

Тучи без конца

Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…

Рассматривая с детьми берёзу в морозный зимний день, воспитатель познакомит ребят со стихотворением  С. Есенина «Берёза»…

Практически все явления и события, происходящие в природе, описаны поэтами в стихах. Задача воспитателя подобрать варианты, подходящие воспитанникам по уровню сложности.

Существует несколько способов анализа стихотворений. Рассмотрим два из них. Первый вариант предполагает после прочтения стихотворения поинтересоваться у ребят, какое оно по настроению. По необходимости можно подсказать детям: грустное, радостное, бодрое, весёлое…

Далее следует логический, совместный с детьми анализ текста. Затем стихотворение проговаривается, после чего постепенно заучивается смысловыми блоками.

При обращении ко второму варианту анализа текста воспитатель сначала декламирует стихотворение полностью, а затем произносит первую или одну или первых логически завершенных фраз текста. Далее педагог просит кого-нибудь из детей повторить эту фразу так, как чувствует ее ребёнок (можно помочь детям). Дети предлагают разные варианты интонационной трактовки текста, совместно обсуждают, анализируют его.

Можно рассмотреть способ обсуждения и заучивания на примере фрагмента стихотворения

И. Белоусова «Осень».

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что вчера на прогулке мы обратили внимание на то, что листья с нашего куста черноплодной рябины облетели, а на клумбе засохли цветы. Совсем, как в стихотворении, которое мы с вами будем обсуждать.

Садик мой весёлый,

Где твои цветы?

Несколько детей читают эти строки по очереди. После этого воспитатель ещё раз повторяет их и присоединяет ещё 2 строчки:

Под дождём осенним

Изменился ты.

Далее следует совместное обсуждение текста, после чего воспитатель повторяет четверостишие и присоединяет к нему ещё несколько строк.

Побуждая детей к чтению стихов, мы не делаем речевые задачи определяющими. Мы поправляем детей ненавязчиво, если они ошибаются, а детям говорим: «Пожалуйста, прочитай это стихотворение так, как тебе нравится, как ты его чувствуешь.  И не бойся забыть слова, я тебе подскажу». Главное – не отбить у детей желание слушать стихи и выучивать их, прививать любовь к поэзии, к ритму и мелодике стиха. Если процесс знакомства с поэзией будет благоприятным, ненавязчивым и мягким, дети будут понимать и любить стихи, с удовольствием их анализировать и запоминать, параллельно развивая речь и мышление.

                                            Список использованной литературы:

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики – М., 1988

Маршак С.Я. Воспитание словом. - М.: Сов. писатель, 1964

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Изд. 3 е. М., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребе...

Литературное чтение как условие развития речи детей дошкольного возраста

использование художественной литературы в речевом развитии дошкольников. опыт работы....

Главные условия развития речи детей дошкольного возраста

В статье говорится о главных условиях развития  речи детей, а также представлены речевые игры,в которые можно поиграть родителю по дороге домой....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Педагогические условия развития словаря главная задача дошкольного образовательного учреждения и школы, как нобходимое условие к успешному обучению первокласника....

РППС как условие развитие речи детей дошкольного возраста

Презентация из опыта работы "РППС как условие развитие  речи детей дошкольного возраста"...

«Общение как важнейшее условие развития речи детей дошкольного возраста»

Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении...