Картотека упражнений на разно - типичное согласование рук и развитие мелкой моторики.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Гармашова Ольга Сергеевна

Картотека составлена по методическим разработкам А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (но возможно использование отдельных упражнений и в более младшем возрасте). Все используемые упражнения имеют одну цель:

развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений на разно типичное согласование рук

и развитие мелкой моторики.

Картотека составлена по методическим разработкам А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (но возможно использование отдельных упражнений и в более младшем возрасте). Все используемые упражнения имеют одну цель: 

развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.

«Дом с трубой»

Описание: пальцы рук соединить под углом друг с другом, указательный палец одной руки выпрямить – это труба.

«Дом, ёжик, замок»

Описание: пальцы рук соединить под углом, затем поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки. Далее ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

«Окошко» 

Описание: большой палец правой руки с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим пальцем левой руки , попеременно меняют положение рук.

«Бутон»

Описание: руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу - «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону. 

«Олень»

Описание:1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены.

«Дождик»

Описание: встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз.

«Зайчик, вилка, коза» 

Описание: указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать большим пальцем к ладони. Затем указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони. Далее указательный, средний и безымянный пальцы выпрямить вверх, мизинец прижать большим пальцем к ладони.

«Улитка с домиком»

Описание: Исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади.

«Пароход»

Описание: обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх. «Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка».

«Шипы»

Описание: руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны.

«Гости шагают»

Описание: пальчиками по коленям или по столу выполнять «шагающие» движения.

«Бабочка» («Птица»)

Описание: руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки.

«Фонарики» 

Описание: руки сжаты в кулаки, «фонарик зажегся» - пальцы выпрямить, потух - пальцы сжать.

«Звездочки»

Описание: правая ладонь - пальцы сжаты в кулак, левая – пальцы в стороны. Выполнять со сменой позиций. «Звездочки мерцают, путь нам освещают».

«Дерево»

Описание: руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками.

«Кустарники»

Описание: пальцы поставить на стол и развести в разные стороны.

«Лес»

Описание: руки подняты вверх, пальцы растопырены в стороны. 

«Домик»

Описание: соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз) «Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем».

 «Кошка»

Описание: последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка».

«Лягушка» 

Описание: положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук. «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»

«Ленивые восьмерки для письма» 

Описание: обводим воображаемый контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру. Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем также обеими руками.

«Симметричные рисунки»

Описание: рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: мяч, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

«Зеркальное рисование»

Описание: рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы.

«Ладошка»

Описание: расправить пальцы левой руки, с усилием нажать на ладонь левой руки (на точку концентрации внимания), расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки (ладонь должна сопротивляться). При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. То же для другой руки. Повторите это 10 раз. «С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим». 

«Дружим с мячиками - развиваем пальчики».

Описание: исходное положение: ноги врозь, мяч малого размера в руках перед грудью. Одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук с мячом. Каждое движение выполняется 4–5 раз.

«Лепим колобков»

Описание: дети на дощечках раскатывают шарики из пластилина, затем берут их в пальцы и на весу, формируют колобков. Перекатывание пластилиновых шариков в ладони правой (левой) руки. Затем - между пальцами рук: сначала каждой рукой отдельно, потом одновременно обеими руками. (15-20 сек).

«Столбики»

Описание: раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.

«Добыть огонь»

Описание: с напряжением прокатывать карандаш между соединенными ладонями.

«Циркачи» 

Описание: вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

«Волшебная лента»

Описание: детям раздается лента разного цвета в обе руки по 30 см. каждая. Начните сворачивать одновременно двумя руками обе тесьмы.

«Тяжелые пальцы»

Описание: кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Не отрывая ладонь, стараемся поочередно поднимать пальцы.

«Открой – закрой»

Описание: кисти рук лежат на столе ладонями вверх, сжимаем пальцы в кулачки – разжимаем.

«Кольцо»

Описание: соединить большой и указательный палец правой руки и поочередно нанизывать «кольцо» на каждый палец левой руки. «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!».

«Колечки»

Описание: поочередно соединять большой палец с остальными, образуя колечки на обеих руках. Упражнение выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»

«Ожерелье».

Описание: поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Пальцы, сложенные в колечки, «плетут» цепочку, соединяя колечки на обеих руках. «Ожерелье мы составим, маме мы его подарим».

«Бинокль»

Описание: большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам. «Бинокль в руки взяли и остров увидали».

«Солнце – забор – камень»

Описание: выполняются три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята в сторону - вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень – ладонь сжата в кулак.

«Кисточки»

Описание: вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4–6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки, сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4–6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.

«Класс»

Описание: одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

 

«Класс – заяц»

Описание: левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

 

«Капитан»

Описание: одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

«Ладушки» 

Описание: эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложняем задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером, хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок в ладоши, хлопок с партнером левыми ладонями, хлопок в ладоши, хлопок с партнером правыми ладонями. Далее увеличивается скорость движений в классическом и усложненном варианте. Аналогично — ногами.

«Оладушки»

Описание: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции. «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».

«Резиночки»         

Описание: нужно сделать карточки со схемами одевания цветных резинок для волос на пальцы. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д).

«Стол и стул»

Описание: левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. Далее левая ладонь - вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По тексту - менять положение рук. «У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка».  «Ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье». 

«Кулак - ребро – ладонь».

Описание: три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг   друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

Можно усложнить задание. Необходимо подготовить карточки с геометрическими фигурами: круг, прямоугольник, квадрат. Ход: выполнять действия руками, где круг – кулак, прямоугольник – ребро, квадрат – ладонь.

«Лезгинка».

Описание: левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз. «Любим ручками играть и лезгинку танцевать».

«Змейка».

Описание: скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Ухо – нос».

Описание: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

«Флажок, рыбка, лодочка» 

Описание: расправить ладонь, большой палец поднять вверх, затем повернуть ладонь вниз, большой палец прижать к указательному. Далее обе ладони повернуть ребром, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы прижаты к указательным.          

«Ножницы, собака, лошадка»

Описание: повернуть ладонь ребром, выпрямить указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец прижать большим пальцем к ладони. Затем большой палец выпрямить и поднять вверх, указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и выпрямить. Далее большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

«Гусь, курица, петух»

Описание: ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный и большой пальцы – соединить. Затем ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы упираются друг в друга в полусогнутом положении. Далее ладонь поднять вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены в стороны - вверх, образуя «гребешок».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

Упражнения с виниловыми шипованными мячами для развития мелкой моторики

В альбоме представлены упражнения для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласова...

Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

В данной методической разработке собраны пальчиковых игры по всем лексическим темам.Рекомендована воспитателям, логопедам, дефектологам и родителям.В данном материале рассматриваются критерии нормальн...

ИГРЫ СВОИМИ РУКАМИ(развитие мелкой моторики,сенсорное воспитание)

Подборка ярких фотографий с изображениями самодельных игр для развития мелкой моторики и сенсорного воспитания....

Упражнения для тренировки голоса и речи. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев рук)

Упражнения для тренировки голоса и речи. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев рук)...

Картотека упражнений "Массаж карандашом: простые приёмы для развития мелкой моторики рук"

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Кроме того, они оказы...