Консультация: "Устное народное творчество в речевом развитии дошкольников"
консультация по развитию речи

Соловьева Ольга Владимировна

Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный.

Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_rechi.docx313.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Белозерский детский сад № 2»

Устное народное творчество в речевом развитии

дошкольников

151137672.156089793.jpeg

                                                 

 

                      Учитель-логопед

                 Соловьева О.В.

2021год

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

     

Дети младшего  возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная         музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-
прикладное
искусство.C:\Users\nngad\Desktop\bbcb cxb cvb\DSCF2408.JPG

Исследования психологов и практиков

Показывают         что:
устное народное творчество (народные  песенки,  потешки,  пестушки)  представляют   собой прекрасный речевой материал,  который  можно  использовать, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности   детей  младшего возраста.  

С их помощью можно развивать:

Фольклорные         жанры.
1.Колыбельнаяпесня.
2.Пестушка.
3.Потешка.
4.Прибаутка.
5.Пословицы         и         поговорки.
6.Игра.
7.Закличка.
8.Считалка.
9.Скороговорка.
10.Загадка.
 
11. Дразнилка

Малые жанры фольклора развивают и обогащают словарь. Дети усваивают знания о близком им окружающем мире. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной         фонетики.

Пословицы и поговорки помогают детям чётко и лаконично выражать свои мысли, красочно описывать предметы и явления, творчески употреблять слово.         Работа с пословицами и поговорками постепенно усложняется от понимания значения выражения до составления рассказа  по нему, рисунка. u_e2f97b010fe4273c2709400ddd4299d0_800.jpg

Звуковая культура речи это не только правильное  звукопроизношение, но и умение регулировать темп        громкость, дыхание. Следовательно, целесообразно обращение к таким жанрам фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

    Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции.                                                                             chistogovorki-detyam.jpg

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. 1385883436_illyustraciya-iz-knigi-kak-u-nashih-u-vorot.jpg

Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.C:\Users\nngad\Desktop\bbcb cxb cvb\DSCF2411.JPG

images.jpg

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал.

Ребенок вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее         повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький».

С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии.

Кроме того, потешки пробуждают интерес к новым словообразованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)

Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...

"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....

консультация на тему "Место народного творчества в речевом развитии дошкольников"

В материале я постаралась раскрыть тему народного творчества в наше время.Потешки, считалки,зачины и многое другое как все это  можно и нужно использовать в наши дни дня сохранения этнической кул...