Технологическая карта НОД "Улетают журавли"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лохова Наталья Ивановна

 Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_nod_uletayut_zhuravli.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД для детей подготовительной группы «Улетают журавли»

ФИО участника: Лохова Наталья Ивановна

Область: речевое развитие.

Тема: Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетели журавли».

Возрастная  группа: подготовительная        

Цель занятия: 

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»  после его прослушивания и выполнения дидактических упражнений.

Задачи занятия:

  1. Образовательные –

-Уточнить ,расширить, активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»

           -Формировать умение связно, последовательно, выразительно пересказать текст рассказа с помощью опорных  сигналов.

2. Развивающие -

 Закрепить употребление в речи слов «перелётные», «зимующие»; упражнять в образовании сложных прилагательных;  

3. Воспитательные –не отвлекаться в процессе слушания рассказа и не отвлекать других детей, слушать говорящего и не перебивать, уважительное  отношения друг к другу.

Осознать важность сбережения окружающей природы и её обитания.

Словарная работа: «косяк», «брезжит»

Подготовительная работа: Игра «Узнай по описанию», пальчиковая гимнастика «Журавлики- журавли», чтение худож. Литературы Д.М. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».

Оборудование/ материалы/ инвентарь:

Демонстрационный материал: картинки с иллюстрациями из рассказа. Текст рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают жу

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организаци-онно-мотивацион-ный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Утренний сбор.

Я твой друг и ты мой друг

Дружно за руки возьмемся и друг- другу улыбнемся!

Носиком вдохните в себя бодрость и хорошее настроение. А через рот выдохните  все обиды и огорчения.

Ну что создали себе хорошее настроение, будем с вами с удовольствием заниматься.

Словесный - беседа 

Слушают слова
воспитателя
включаются в
игровую
ситуацию.

Дети эмоционально настроены на
предстоящую
деятельность.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Сегодня утром мне на электронную почту пришло необычное письмо. А прислал его Почемучек. Этот мальчик узнал о том, что в нашей группе любознательные дети, и захотел получить от вас помощь. Вам интересно узнать, какую? Давайте прочитаем полученное письмо.  

«Я – весёлый Почемучек,

Бабушкин любимый внучек.

Очень много знаю я.

Но ещё хочу узнать,

Почему в лесу так тихо?

Птичьих песен не слыхать?

Вы, ребята, не молчите,

О птичьей жизни всё мне сообщите.

Жду письма с ответом я.

Помогите мне, друзья!»

--Поможем?

А как же мы ему об этом сообщим? (Напишем электронное письмо) А как вы думаете, о чём можно написать в этом письме? Где можно получить информацию, что именно хочет узнать Почемучек? (В полученном электронном письме).

- Любознательный мальчик прислал для вас задания и попросил выполнить. Как только справитесь с ними, положите все ответы в конверт и отправите.

Словесный - беседа 

 Наглядный – демонстрация иллюстраций

Слушают содержимое письма

Дети ознакомились  с содержимым письма.

2.2.

Этап ознакомле-ния с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

Итак, первое задание. Читает педагог или читающий  ребенок.

Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост, значит утка короткохвостая.

У грача острый клюв, значит грач остроклювый.

У гуся красные лапы, значит гусь краснолапый.

У цапли длинные лапы — ...

У грача черные крылья — ...

У аиста тонкая шея — ...

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?

А как называются птицы, которые остаются на зиму?

- В следующем задании Почемучек интересуется, как вы знаете перелётных птиц.

Игра «Птицы»

- Правила игры: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на коленях. (ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль).

- Кто из вас запомнил, какая птица была названа последней?

- Сегодня мы с вами будем следить за полётом журавлей, который описал И.С. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

Словесный.

Игровой.

Наглядный.

Дети заинтересованно играют в игры.

Различают и называют зимующих и перелетных птиц.

.

2.3.

Этап практическо-го решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

1.Чтение рассказа «Улетают журавли» с последующим обсуждением.

2. Словарная работа.

Косяк — стая птиц.

Брезжит — светает.

3. Беседа.Ответы на вопросы.

Кто главные герои рассказа?

О чем данный рассказ?

Куда собрались улететь журавли?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Как собираются журавли для полёта?(прочитать отрывок со словом косяк) .

Как сказать по-другому «косяк»? (журавлиный клин)

Когда можно ждать журавлей обратно?

Развитие координации движения в сочетании с текстом. («Журавли») в кругу.

Речевая динамическая пуза. «Журавлик»

Спит Журавлик под окном (сложили руки)

Там его уютный дом( показали дом)

Мы смеялись и шумели, разбудить его хотели(прыжки на двух ногах)

Но Журавлик стоя спал (стоим на одной ноге)

Видно сильно он устал.

Присели. Во время чтения педагог выставляет опорные сигналы, соответствующие данному рассказу.

А теперь я еще раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

 Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

5. И последнее задание, предложенное Почемучеком. Он просит вас пересказать рассказ «Улетают журавли». В этом вам помогут опорные сигналы.

(Пересказ по цепочке; двух детей)

- Вот вы и рассказали, как птицы улетают в тёплые края.

Словесный. 

Наглядный.

Игровой.

 

Дети слушают и отвечают на заданные вопросы развернутыми предложениями.

Повторяют текст, выполняют движения

Вовлечены в прослушивание расскза.

Дети ответили на заданные вопросы.

Согласуют движение и слова.

Внимательно слушают рассказ

Пересказывают произведение ,используя опорные сигналы.

3.

Заключитель-ный этап

Подведение итогов деятельности.

Рефлексия.

Ребята, как назывался   рассказ, который  мы с вами сегодня прочитали? (улетают Журавли)

- Полёт каких птиц был описан в рассказе? (Журавли)

-Как выстраивались журавли для полета?

-Кто просил нас сегодня о помощи?

-Как мы ему помогли?

Как вы считаете, справились ли мы со всеми заданиями от Почемучки?

-А что было самым трудным для вас?

-А что было самым легким для вас?

Ребята, у нас остается еще одно задание, мы сейчас   немножко отдохнем и Вы нарисуете красивые картинки по рассказу «Улетают Журавли», а я помогу вам составить и написать рассказ,  и отправить письмо- ответ Почемучке!

Словесный - беседа 

Дети отвечают на вопросы.

У детей появился интерес на предстоящую работу.

Дети деляться впечатлениями о занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по разучиванию танца «Журавли» Для детей дошкольного возраста (6-7лет)

Материал можно использовать для постановки танца "Журавли",посвящённый празднику 9 мая....

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

Технологическая карта занятия  Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

       Технологическая картаОбразовательная область: Речевое развитиеТема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...