Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи

Абибулла Екатерина Сергеевна

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад №25»

Картотека пальчиковых игр

для всех возрастных групп

Выполнила воспитатель:

Абибулла Е.С.







2023г

Картотека пальчиковых игр

для детей старшей группы

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, а так же подготавливают кисть ведущей руки к письму. Поэтому родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

поочерёдно загибают пальчики

поочерёдно разгибают пальчики

попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

«У Зиночки»

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

Дети делают ладошки «корзинкой».

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Показывают большой палец.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»

загибают пальчики по одному, начиная с большого

опять «варят» и «мешают»

«Осень»

Разбросала осень листья

Разукрасила их кистью

Мы в осенний парк пойдем,

В букеты листья соберем.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

Волнообразные движения ладонями.

Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

«Шагают» пальцами обеих рук.

Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев

Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно

на каждый лист.

Звонко хлопают в ладоши.

«Мы по городу шагаем»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

«шагают» пальчиками по столу

загибают поочередно пальчики, начиная с большого

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Мишке толстопятому,

Воробью, синичке,

Заиньке усатому.

Кому в платок, кому в зобок,

Кому в лапочку.

хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно

загибают по одному пальчику, начиная с большого

хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно

«Обновки»

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю.

Показывают указательный палец правой руки - иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

«Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Потирают ладони

Загибают пальчики, начиная с мизинца

Потирают ладони

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Хлопают в ладоши

«Елочка»

Перед нами елочка

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Кулачки указательные пальчики выставлены

шарики из пальцев рук, вниз, вверх

Ушки из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты

Ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе.

«Машина каша»

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам

Всю посуду заняла

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды.

Разжимают пальцы.

Сдувают воображаемые крошки с ладошки.

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет,

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

в печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!

Ребром ладони дети стучат по столу

Загибают большой палец правой руки

Загибают указательный палец

Загибают средний палец

Загибают безымянный палец

Загибают мизинец

Разводят руками

"Мы во двор пошли гулять"

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы с тобой снежок слепили. 

Круглый, крепкий, очень гладкий 

И совсем-совсем не сладкий. 

Раз — подбросим, 

Два — поймаем

Три — уроним , 

И... сломаем. 

Загибают пальчики. 

Дети "лепят". 

Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком. 

"Подбрасывают". 

"Ловят". 

"Роняют". Топают. 

«Козлик»

Вот мостик горбатый

Вот козлик рогатый

На мостике встретил он

Серого брата .

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

И козлик с козликом

Стали бодаться

Бодались, бодались

Сражались, сражались

И в речке глубокой

Вдвоем оказались

Пальцы прижаты друг к другу, одну ладонь положить поверх другой.

Правой рукой сделать «козу»

Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

Не отрывая пальцы, друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую.

Разъединить руки и резко опустить их кистями вниз.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И …сломаем.

загибают пальчики, начиная с большого

«Лепят», меняя положение ладоней

показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую

грозят пальчиком

«Мебель»

У стола четыре ножки.

Сверху крышка, как ладошка.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Одну рука сжать в кулак.

Ладонь второй положить сверху

Одну ладонь поставить ребром вверх.

Вторую сжать в кулак и соединить руки

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем пальчики считать.

Вот кулак, а вот ладошка,

На ладошку села кошка и крадется потихоньку,

Может, мышка там живет?

Кошка мышку стережет. Мяу!

загибаем пальчики

Показать кулак и ладошку

По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка

Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки

“Уточка”

Шла уточка бережком,

Шла серая по крутому

Вела детей за собой,

И малого и большого,

И среднего, и маленького,

И самого любимого.

Идут”двумя пальчиками по столу переваливаясь

Загибают безымянный палец, большой палец

Загибают средний палец, мизинец

Загибают указательный палец

«Птичка»

Птичка летала,

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,

Птичка пёрышки помыла.

Птичка клювом повела

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.

скрестить ладони рук

сделать замок

вращение замком

выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв

соединённые мизинцы стучат по столу

скрещенные ладони делают взмахи

«Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,

Есть труба вверху на крыше.

Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей!»

Сколько в доме этажей?

.

Этот дом - он двухэтажный.

А вот этот - трехэтажный.

Этот дом - он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.

Ставят рядом ладошки-«стены»,

Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».

Мизинец отставляют в сторону - труба.

Делают приглашающий жест рукой.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую

пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками

«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка!

Обе ладони поставлены на ребро

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Развести пальцы рук.

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

«Путешествие»

Тук-тук–тук, тук–тук–тук.

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат,

Наши пальчики трещат.

Теперь в ладоши громко бей,

А теперь ты их согрей .

К путешествию готовы?

Да!

В путь отправимся мы снова:

Сядем мы на самолет и отправимся в полет.

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне.

Едет поезд , колеса стучат! В поезде много веселых ребят!

потирание ладоней друг о друга

потирание кулачков друг о друга

хлопки

ладони на щеки

кулаки на коленях

руки вверх, ладони раскрыть

вращательные движения кистями

руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

ладони лодочкой

одна вверх, вторая вниз

ребром ладони двигаем по коленям

подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

загибают по одному пальчику с мизинца

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке:- Шей, а колоться ты не смей!

Левая ладошка раскрыта,

в правой руке — воображаемая иголка;

иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке

Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указ. палец левой руки наперсток

«Шьют».

Грозят указательным пальчиком левой руки

«Что принес нам почтальон»

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он!

Перевод, журнал, газету

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали!

Сжимают и разжимают кулачки

«Шагают» пальчиками по столу.

На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем,

И братишке отнесем!

Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших пальцев

«Деревья»

Вот деревья: клен, рябина,

Липа, дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта

Мы в лесу встречаем вас!

Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...