Проект СЛОВАРИК
проект по развитию речи (средняя группа)

Зырянова Татьяна Владимировна

Проект СЛОВАРИК мы запустили в средней группе, когда это было особенно актуально для детей. Одной из основных задач проекта мы видели в привлечении семьи  в развитии словаря детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

Проект

Развиваем словарь ребенка

(средняя группа)

Учитель-логопед Зырянова Татьяна Владимировна

2021г

Актуальность

В речевой группе среднего дошкольного возраста большая часть детей имеет общее недоразвитие речи I и II уровня. Словарный запас таких детей резко ограничен, часто состоит из небольшого количества лепетных слов. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире  активного. Словарь, как правило, ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Бедный словарный запас  тормозит развитие других компонентов речи (формирование грамматического строя, развитие связной речи и др.), негативно сказывается на умственно-познавательном развитии дошкольников. Поэтому  было решено организовать широкий круг мероприятий для развития словаря детей с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Работу эту провести в тесном взаимодействии логопеда, воспитателей и родителей группы

Цель проекта: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по  систематизации, обогащению, уточнению и активизации словарного запаса  детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи проекта: 

-формировать   словарный запас детей согласно тематическому планированию;

-развивать у детей внимание и интерес к слову;

- воспитывать чувство любви к родному языку;

- обогащать словарный запас за счет введения в речь различных частей речи;

-обогащать словарный запас за счет введения в речь синонимов, антонимов, многозначных слов;

- обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости»;

-привлечь родителей в вопросах развития словаря детей;

Метод проекта позволяет детям усвоить  материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться, как творческой личности.

Условия реализации проекта. Вид проекта: долгосрочный групповой; сроки реализации проекта: один  год; направленность развития детей: речевая; участники проекта: педагоги, дети, родители.

Этапы проведения и реализации проекта

I. Информационно-накопительный.  Изучение интереса педагогов ДОУ по систематизации, обогащению и уточнению  словарного запаса детей среднего дошкольного возраста для определения цели задач проекта. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей). Проведение диагностических тестов с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Подбор и анализ  методической  литературы. Подбор наглядного  и дидактического материала (консультаций для стенда информации, программ семинаров, брифинга, современных, многофункциональных игр, игр-презентаций и т.д.) Разработка перспективного планирования непосредственно образовательной деятельности с детьми. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.

II. Организационно-практический. Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате. Составление картотеки синонимов по тематическому принципу и по принципу смысловой близости для проведения с детьми логопедической группы игр, упражнений; взаимосвязи с педагогами ДОУ, родителями. Включение в режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность работу по систематизации, обогащению и уточнению синонимов. Составление картотеки антонимов. Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, совместных игр и т.д.

III. Итоговый. Сопоставительный анализ состояния словарного запаса по итогам учебного года.

Перспективный план проекта

сроки

сентябрь

  • Диагностика;
  • Статья для родителей на сайте ДОУ «Как увеличить словарный запас ребенка: рекомендации для родителей

октябрь

  • Статья для родителей на сайте ДОУ «Игры для развития словарного запаса детей»
  • Родительский клуб «Игры на бегу»
  • Клуб знатоков: овощи, фрукты.
  • Клуб знатоков: грибы, ягоды.

ноябрь

  • Статья для родителей на сайте ДОУ « Настольные игры для развития словарного запаса детей»
  • Выставка настольных игр
  • Викторина «Деревья»

   

декабрь

  • Клуб знатоков: «Зимушка-зима»
  • Акция «Поменяемся»

январь

  • Викторина: «Транспорт»
  • Конкурс видео «Удивительные слова» (омонимы)

апрель

  • Клуб Знатоков: Итоговая игра совместно с родителями

май

  • Чемпионат по игре-бродилке «Мир вокруг нас»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-словарик по сюжетно-ролевой игре "Магазин".

Представлен материал для сюжетной итры "Магазин" в виде орудий труда, или необходимых предметов для игры и перечислены трудовые действия, выполняемые в этой игре....

Мини-словарик по сюжетно-ролевой игре "Шоферы".

Представлен материал для сюжетной игры «Шоферы»   в виде орудий труда, или необходимых предметов для игры и перечислены трудовые действия, выполняемые в этой игре....

Мини-словарик по сюжетно-ролевой игре "Моряк".

Представлен материал для сюжетной игры "Моряк" в виде орудий труда, или необходимых предметов для игры и перечислены трудовые действия, выполняемые в этой игре....

Мини-словарик по сюжетно-ролевой игре "Семья". Часть I.

Представлен материал для сюжетной игры «Семья» часть I в виде орудий труда....

Проект "Наш словарик зимних слов"

Проект "Наш словарик зимних слов"...

"Толихон- Словарик" -Тематический словарик для использования родителями в обучении детей бурятскому языку

quot;Толихон- Словарик"  предназначен для родителей и детей, которые учат бурятский язык в детском саду и дома. Словарь составлен по тематическому принципу, в конце каждой темы вопрос с отв...

Проект СЛОВАРИК. Развитие словарного запаса детей с ОНР в средней группе.

Цель проекта: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по  систематизации, обогащению, уточнению и активизации словарного запаса  детей среднего дошкольного возраста с общ...