Знакомство с новой авторской сказкой
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Универсальный конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект совместной деятельности

с детьми старшего возраста

 по литературному чтению

Знакомство  с новой авторской сказкой

                                       

Цель:           - знакомство с новой литературной сказкой;

                      - развитие диалогической доказательной речи.

Задачи:

1. Воспитательные:

    - воспитывать интерес к литературному чтению;

    - продолжать формировать нравственные качества и верное отношение к добру и злу, к положительным и отрицательным персонажам;

    - прививать навыки культурного поведения при общении друг с другом.

2. Развивающие:

    - развивать усидчивость, умение внимательно слушать длинные произведения;

    -  упражнять память;

    -  развивать мышление, умение оценивать поведение героев, способность сопереживать;

    -  активизировать словарь;

    -  развивать доказательную речь с помощью с выражений:

« я считаю…так как…»,  « мне кажется…потому что…», «моё мнение…что…», « а я  думаю…» и т.п.

    -  совершенствовать умение активно участвовать в диалоге.

3.Образовательные:

    -   продолжать знакомить детей с новыми авторскими сказками;

    - учить прослеживать сюжетную линию, выделять главных героев, понимать их характеры и поступки;

    -  побуждать выражать своё отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков героев, размышлять над скрытыми мотивами их поведения;

    - формировать умение высказывать свою точку зрения, доказывать свои соображения, выражать мысли полным предложением;

    - углублять знания о том, что книги содержат много интересной  и познавательной информации;

    -  учить сравнивать портреты разных сказочников и иллюстрации разных художников.


Организация детей: группа детей 

         Примерный ход  образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Воспитатель включает музыку…

 Дети слышат знакомую мелодию и по традиции ставят стульчики около книжной полки, рассаживаются…

Мотивация

Проблематизация

В.:-  прозвучала знакомая мелодия « В гостях у сказки », а это значит…

-Да, сегодня мы познакомимся с новым произведением.

- Как вы думаете, с каким?

- Почему?

- Можно определить?

- Зачем я это сделала?

Дети : - пришло время слушать новую историю!

Дети видят в руках у педагога книгу в обложке из белой бумаги без картинок и надписей…

Кто-то будет отгадывать…

Возможно дети скажут, что не видно… , не знаем …

Дети высказывают свои версии…, догадки…

Наверняка кто-нибудь скажет, что воспитатель специально закрыла обложку, чтобы никто не догадался, про что будет новая история…и как она называется...

Целеполагание

- Я думаю, что вы обязательно догадаетесь обо всём, но когда?

- Когда мы её прочитаем!

Планирование будущей деятельности

-Итак, сначала прочитаем, а потом…

- Будем отвечать на вопросы!

(предполагать,  вести диалог, обсуждать,  отгадывать , играть…)

Реализация плана

Воспитатель читает, используя зрительный контакт, иногда отрываясь от книги и рассказывая…

Педагог периодически выставляет иллюстрации на полку.

В. видит реакцию детей, продолжает читать.

В процессе чтения воспитатель не отвлекает воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели он может повысить или понизить голос, сделать паузу…

В.  по поведению и состоянию ребят определяет время для физминутки…

В.  продолжает чтение… Своей манерой речи педагог старается передать характер произведения (что должно воздействовать на ум и чувства детей).

В.  даёт понять, что надо дослушать до конца, например, с помощью жестов.

В. задаёт подготовленные вопросы (в том числе и на выявление ключевого смысла произведения)… и не подготовленные…

В. задаёт  вопрос на выявление эмоционального отношения к героям.

-  Какое впечатление оказала на вас сказка?

В. предлагает ребятам игру «Эмоции»

( например, с мячом)…

В.: - Кто главные герои ?

- сколько их?

- как  же называется сказка?

- кто угадал?

В. предлагает уделить внимание главному герою сказки…Задаёт наводящие вопросы…

Игра «Подбери и собери…»

- На кого бы вы хотели быть похожими?

- Кто из героев вам наиболее симпатичен?

- Бывает ли такое в жизни?

- Какой приём использовал автор?

Пора познакомиться  со сказочником…

Дети внимательно слушают произведение …

…Дети наблюдают,

воспринимают, осознают происходящее реагируют своей мимикой и возможно жестами.

Д. видят заинтересованное лицо педагога, его поведение во время чтения, реагируют на интонацию и тембр голоса, которые способствуют лучшему пониманию содержания.

 Дети слышат и силу голоса

(средней громкости, громче или тише) и тоже реагируют.

…Д. выполняют движения в соответствии с текстом, повторяя знакомые фразы…

Ребята не просто слышат голос, а чувствуют , что В. старается воздействовать мимикой и артикуляцией.

…Д. продолжают слушать.

Возможно кто-то будет о чём-то догадываться и захочет поскорее высказаться…

Дети дослушивают сказку до конца.

…Д. отвечают…

Начинается диалог, обсуждение  с дока-зательствами.

…Дети отвечают в процессе игры , какие чувства они пережили…

Варианты ответов детей…

Ребята наблюдают, как педагог снимает обложку… и читают название…

- эмоции детей…

…Дети играют в игру с разрезной картинкой: подбирают подходящие по  смыслу слова, напечатанные на фрагментах , составляют изображение…

 ответы ребят…

-Да…

- Сказочник перенёс черты характера ,чувства и мысли людей на героев сказки.

…Д. рассматривают портрет, сравнивают его с другим портретом ( знакомого сказочника), сравнивают

 одежду, причёски, предполагают,  а какое время они жили…

Рефлексия

Воспитатель приглашает ребят к столу…

- Какой момент из сказки вам наиболее запомнился или понравился (или не понравился)?

- С творчеством какого автора мы сегодня познакомились?

 - Какую сказку мы прочитали?

- Чему нас учит эта книга?

- Кому бы вы могли её порекомендовать прочитать?

- Где мы разместим новую книжку?

- У меня есть ещё одна книга, посмотрите…

- Когда мы сможем рассмотреть обе книжки?

…Дети видят карточки с фрагментами из сказки.

Каждый показывает ту, которая ближе ему и объясняет свой выбор…

( Игра « Ассоциации»).

… Ответы ребят…

- Друзьям, маме с папой, сестрёнке, знакомым…

- На книжной полке.

…Дети видят книгу другого формата и с другими иллюстрациями…

- В свободное время: перед обедом или после сна полистаем, рассмотрим иллюстрации и может ещё раз сами почитаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская сказка "Колосок на новый лад"

Сценарий музыкальной сказки с элементами экономического воспитания для детей старшего дошкольного возраста...

Игра-драматизация по авторской сказке "Колобок". Сказка на новый лад для примерных дошколят (по правилам дорожного движения) для средней группы

Игра — драматизация по сказке "Колобок" является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития ре...

Авторская сказка «Буратино находит новых друзей» .

Моя сказка написана для того , чтобы дети поняли как важно помагать друг другу в их маленьких неприятностях и как необходимо с детства иметь друзей которые всегда тебя поддержат....

Авторская «Сказка салат» Новые приключения Колобка.

Сказка составлена детьми старщей группы компенсирующей направленности с ТНР....

Авторские сказки "Лес встречает новый год"

Сочиненные детьми сказки, направленные на защиту и сохранение елочек....

Авторская сказка «Лисичка со скалочкой» (на новый лад) автор: Воробьёва О.В.

Авторская сказка «Лисичка со скалочкой»(на новый лад)  автор: Воробьёва О.В.Присказка:Шла бабка с заморья,Несла кузовок,А в том кузовочке присказка лежала,Присказка лежала, сказку дер...

Презентация "Навстречу Новому году!" - авторская сказка.

   Новый год в детском саду – событие особенное. Малыши еще верят в существование Деда Мороза и сказочных персонажей, ждут подарков и чудес. Украсить детский сад к Новому году ...