Картотека игр на развитие речевого дыхания.
картотека по развитию речи

Еремина Елена Николаевна

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса.

Упражнение « Летний луг».

Игровое поле: трава,цветы, небо.

Детали на нитках: бабочка, пчела , шмель.

Инструкция логопеда: Как красив летний луг! Он пестреет цветами и травами, над которыми кружатся разноцветные бабочки, жужжат хлопотливые пчелки, гудят сердитые шмели. Подуй на насекомых, чтобы луг ожил! (Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

Упражнение « Колобок».

Игровое поле: персонажи сказки «Колобок», стоящие вдоль тропинки.

Детали на нитках: Колобок

Инструкция логопеда: Из какой сказки эти герои? Ты помнишь эту сказку?

Оживи картинку, подуй на Колобка так, чтобы он катился по дорожке от деда с бабкой к зайцу, волку, медведю, лисе. А теперь попробуй вернуть колобка назад от лисы до дома без остановки. (Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

Упражнение «Храбрый пилот».

Игровое поле: горы с ровными площадками на вершинах.

Детали на нитках: облака, самолет.

Инструкция логопеда: Непросто посадить самолет на площадку в горах, да ещё, когда небо закрыто облаками. Помоги пилоту: подуй на облака так, чтобы они рассеялись. А теперь проведи самолет по нужному курсу: подуй на него так , чтобы он перелетел с площадки на площадку.(Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

Упражнение «Хоккей».

Игровое поле: Ледовое поле, хоккеисты , ворота.

Детали на нитках: шайба.

Инструкция логопеда: Смотри на хоккейном поле развернулось настоящее сражение, помоги хоккеисту забивать шайбу в ворота. Подуй на шайбу.(Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

Упражнение «Цирковое представление».

Игровое поле: манеж цирка, два морских котика на тумбах, кольцо

Детали на нитках: разноцветный мяч.

Инструкция логопеда:  Смотри на манеже цирка выступают два морских котика, помоги им перебросить мяч. Подуй на него. (Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

Упражнение «Остров сокровищ».

Игровое поле: море, остров с пальмами, на острове три сундука с монетами.

Детали на нитках: Пиратский корабль.

Инструкция логопеда: Долго плыли пираты к заветному кладу. Когда осталось совсем немного, ветер вдруг стих, паруса обвисли и корабль остановился. Помоги искателям сокровищ добраться до острова: подуй на корабль как ветер.

А теперь нужно открыть сундук! Догадайся , что для этого необходимо сделать. (Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

Упражнение «Парусная регата».

Игровое поле: море, три яхты без прусов.

Детали на нитках: дельфин, чайки.

Инструкция логопеда: Гонки на парусниках называются парусной регатой, а те, кто управляют этими судами,- яхтсменами. Посмотри, яхты уже готовы отправится в путь, но ветра до сих пор нет. Помоги яхтсменам: подуй ветерком на парус.

Дельфины и чайки развеселились тоже хотят соревноваться. Подуй так, чтобы дельфин поплыл, а чайки – полетели. (Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

Упражнение «На пруду».

Игровое поле: пруд, лягушка охотится за жуком, рыбки в воде.

Детали на нитках: рыбки, стрекоза.

Инструкция логопеда: В солнечный день на пруду кипит жизнь. Громко квакают лягушки , плещутся рыбы, а в зарослях камышей притаилась хитрая охотница – цапля.  Посмотри на картинку и «оживи» наш пруд: подуй на лягушку и стрекозу.  Догадайся, где скрываются другие обитатели пруда? Подуй на листья кувшинок, чтобы познакомиться с этими обитателями. (Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

Упражнение «Птичья столовая».

Игровое поле: кормушка на дереве, кусочек сала, привязанное на нитке к ветке.

Детали на нитках: Воробей, снегирь, синица.

Инструкция логопеда: Голодно и холодно птицам зимой. Хорошо, если заботливые ребята повесят кормушку и насыпят в нее вкусных зернышек. Поклюют птицы, отдохнут и полетят дальше.  Помоги птицам добраться до кормушки: подуй на них. (Глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.)

  Упражнение «Футбол».

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

 Упражнение «Снегопад». Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.

 Снег, снег кружится, белая вся улица!

Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

Упражнение «Бабочка».

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:

Бабочка - коробочка, полети на облачко,

Там твои детки — на березовой ветке!

Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она  полетела».

Упражнение «Шторм в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Упражнение «Задуй свечу».

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков.

   Упражнение «Гудок паровоза».

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2    секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

Упражнение «Полет самолета».

Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Упражнение «Царство ветров».

Дети, изображая ветры (северный – холодный, южный – тёплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий),  пропевают  звуки разные по высоте, силе, тембру, громкости, модуляции.

Звук У – холодный северный ветер. Звук завывающий (низко).

Звук И – южный тёплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно).

Звук А – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается.

 Звук О – западный, оттуда, где солнышко ложится спать.

Звук затухающий от сильного к слабому.

Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале слогов.

Упражнение  «Умный молоток».

Дети произносят звукоподражание «тук-тук», имитируя забивание гвоздя, в темпе и ритме режима работы.

 Упражнение «Паровоз».

Дети друг за другом выстраиваются «паровозиком». Начинают движение со звукоподражанием «чух-чух-чух». По условному сигналу «паровозик» то ускоряет, то замедляет движение и соответственно речевое сопровождение.

Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале слов, предложений и фраз.

 Упражнение «Далеко-высоко».

Логопед. Куда, птицы, летели?

Дети. Далеко-о-о-о!

Логопед. Как, птицы, летите?

Дети. Высоко-о-о-!

Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.

 Упражнение «Обратный счет».

Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Для самоконтроля ладонь ребенка лежит на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе:

- десять, девять;

- десять, девять, восемь;

- десять, девять, восемь, семь;

- десять, девять, восемь, семь, шесть.

 Упражнение «Считалочка».

Произносим считалку. Контроль над дыханием: вдох расходуется не в паузах, а только на очередное сочетание слов.

Как за нашим за двором (Вдох.)

Стоит чашка с творогом, (Вдох.)

Прилетели две тетери, (Вдох.)

Поклевали, улетели. (Вдох.)

Поклевали, улетели, (Вдох.)

На лугу зеленом сели. (Вдох.)

Наращивание слов в предложении.

Светит солнышко. (Вдох.)

Светит ясное солнышко. (Вдох.)

Ярко светит ясное солнышко. (Вдох.)

Очень ярко светит ясное солнышко. (Вдох.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие речевого дыхания, фонематического слуха

В картотеке подобраны игры, которые может использовать воспитатель для работы с детьми ОНР....

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр на развитие речевого дыхания для детей первой младшей группы.

В данной картотеке собраны игры на развитие речевого дыхания, доступные для детей 2-4 лет.  Картотека составлена по книгам А.С. Галанов "Игры, которые лечат", Колдина Д.Н. "Игровые  занятия ...

Картотека игр для развития речевого дыхания

Презентация игр для развития длительного плавного выдоха...

Картотека игр для развития речевого дыхания

В картотеке представлены игры для развития длительного непрерывного ротового выдоха и активизация губных мышц, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста....