РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
статья по развитию речи

Эта статья исследует процесс развития речи у детей в контексте дошкольного образования. Она выявляет основные методы и инструменты образовательных технологий, которые используются для развития речи у дошкольников в детских садах. Эти методы и инструменты могут быть полезными для воспитателей, работающих в современной образовательной системе. Речь, как неисчерпаемый ресурс, является одним из важнейших даров природы человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) стоит важная задача: развивать у детей любовь к слову, научить их грамотно, красиво и четко выражать свои мысли, а также уметь отстаивать свое мнение. Эта задача подкреплена статьей 43 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Они четко определили, что в условиях обновления общества и возрождения национальной культуры важно ориентироваться на творческое развитие личности, что является основой современного образования. Эти документы подчеркивают важность задач речевого развития детей как средства формирования их духовных ценностей, национального сознания, нравственных и эстетических идеалов и других аспектов.

Современная система дошкольного образования предполагает, что дети должны осваивать культуру речи и навыки общения, а также научиться применять элементарные правила использования языка в различных ситуациях в процессе обучения и воспитания в детском саду. Исследователи отмечают, что овладение языком как средством познания и способом специфического человеческого общения представляет собой важное достижение в дошкольном возрасте.

Лингвисты и лингводидакты исследуют связную речь в двух аспектах: как процесс формирования связного высказывания и как результат этого процесса (текст или дискурс). Представители логико-грамматической лингвистики придают важность в анализе связной речи единству и взаимосвязи между содержанием и формой высказывания. У детей дошкольного возраста формирование связной речи как продукта включает в себя деятельностный и личностный компоненты. Деятельностный компонент связан с процессами формирования и восприятия сообщения, а также регулированием и контролем собственной речевой деятельности. Личностный компонент выражается в индивидуальных особенностях ребенка, таких как характер, темперамент и уровень общей культуры.

Специалистами определяются следующие характеристики качества речи детей дошкольного возраста:

  •  точная речь: знание предмета, постоянный контроль говорящего ребенка за
  •  соответствием слов предметам и явлениям действительности;
  •  логическая речь: семантические связи между элементами не противоречат законам логики;
  •  речь уместна: соответствие целям и условиям речевой коммуникации;
  •  речь богата, насыщена и пр.

Речь у ребенка раннего возраста еще не формирует связного смысла и целостного контекста; для полного понимания необходимо учитывать конкретную наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и с которой связана его речь. Смысловое содержание речи становится понятным только в контексте соответствующей конкретной ситуации, что называется ситуативной речью. Связная речь позволяет понять логику мышления ребенка, его способность осознавать воспринятую информацию и выражать ее в правильной, четкой и логически связанной форме.

В процессе развития речи дети переходят от использования одного слова к комбинированию двух или трех слов, формируют простые фразы, а затем переходят к составлению предложений. Когда речь становится понятной без необходимости учитывать конкретную ситуацию, в которой она произнесена, и ее смысл можно вывести из самого контекста речи, это уже можно назвать контекстной речью.

В дошкольный период воспитания коммуникативно-речевых навыков и мотивов в дошкольном возрасте в детском саду необходимо учитывать прогрессивное развитие ребенка от неосознанных к осознанным навыкам. Например, трехлетний ребенок может еще не в состоянии объяснить причину своих поступков или речевых высказываний, в то время как старший дошкольник уже способен обосновывать и объяснять многие из своих действий и поведения.

Для поддержки этого процесса, в детском саду можно создать уголок книг, где младшие дети могут просто рассматривать книги, называть героев и заниматься простыми активностями, а старшие дошкольники могут активнее взаимодействовать с книгами, рассказывать, пересказывать, сравнивать, анализировать содержание и иллюстрации, а также предлагать игры, основанные на материале из книг.

Психологические исследования показывают, что еще в дошкольном возрасте развивается общая познавательная способность у ребенка, включая способность к опосредованию. Одной из форм опосредования является наглядное моделирование, которое включает в себя действия по созданию, изменению и использованию наглядных систем, таких как схемы, абстракции и модели. Этот процесс моделирования базируется на принципе замещения реальных объектов, явлений и фактов другими предметами, изображениями, знаками и символами.

Запуск процесса обучения моделированию целесообразно в раннем дошкольном возрасте, так как, согласно данным экспертов, этот период характеризуется интенсивным становлением и развитием личности. Использование замещающих предметов, символов и моделей в различных видах деятельности в этом возрасте способствует развитию умственных способностей и творческому мышлению.

В этом возрасте важно максимально развивать и раскрывать те природные качества ребенка, которые могут быть подвергнуты педагогическому воздействию. Особое внимание следует уделять развитию образного мышления, которое играет важную роль в решении разнообразных умственных и коммуникативных задач. Также важно развивать воображение, поскольку оно способствует формированию у ребенка способности создавать новые образы, ситуации, высказывания и тому подобное.

Педагоги в дошкольных учреждениях активно ищут современные педагогические методы и средства, которые могли бы способствовать решению учебно-речевых задач путем активизации различных умственных процессов у детей этого возраста.

В современной лингводидактике для дошкольников актуален поиск и внедрение нестандартных и нетрадиционных методов обучения. Воспитание коммуникативных и речевых навыков в детском саду представляет собой продолжительный и целенаправленный процесс. Воспитатель, разрабатывая план работы, учитывает потребности и мотивацию детей в коммуникации на разных этапах и применяет творческий подход и индивидуальный подход в привлечении детей к знакомству с книгами как источниками информации и средствами общения, а также в развитии их эстетического восприятия. Важным аспектом речевого развития детей дошкольного возраста в детском саду является создание психоэмоционального комфорта, что положительно влияет на их коммуникативные навыки и способность к общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.                                   ...

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи...

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Ни для кого не секрет, что в умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи.  Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произно...

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи

Консультация для воспитателей на тему : " Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи" В ней говорится о важности своевременного и полноценного формирования речи в до...

«Создание условий для речевого развития дошкольников в детском саду»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования....

«Создание условий для речевого развития дошкольников в детском саду»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...