Конспект по развитию речи в подготовительной группе «История одной реки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сафьянова Анастасия Алексеевна

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «История одной реки»

 

Цель: создание условий для составления рассказа из личного опыта.

Задачи:

1) уточнить представления детей о реках и озерах Хакассии и их обитателях;

2) способствовать формированию умений составлять короткий коллективный рассказ на заданную тему;

3) воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

нарисованные рыбки, море, река, аквариум.

Ход занятия

I. Организация занятия.

Воспитатель предлагает начать занятие с пальчиковой гимнастики.

На закате дремлет пруд. (Руки, сложенные вместе, кладут под щеку.)

По воде круги плывут — (Рисуют на столе пальцами круги.)

Это маленькие рыбки (Складывают руки вместе и делают рыбку.)

Разыгрались там и тут. (Сжимают и разжимают кулаки.)

II. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель. Я хочу вам показать рыбок, которые могут жить дома, в прудах, водоемах, морях и океанах. Они называются аквариумными, речными и морскими рыбами.

В реке или море вода находится в постоянном движении, и рыбам, которые там живут, нужны хорошие условия, и прежде всего чистая вода. Я вам расскажу историю одной реки.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РЕКИ

— Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости.

«Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», — говорила Речка.

Однажды в гости к ней пришли мама, папа и мальчик Костя. Они стали отдыхать, загорать и купаться.

Папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из воды много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому что не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Воспитатель. Ребята, скажите, какой была Речка до прихода семьи? Опишите ее. (Ответы детей.)

Почему она посерела и погрустнела после того, как мама, папа и Костя отдохнули на ее берегу? (Ответы детей.)

III. Игра «Отгадай загадку».

Воспитатель предлагает разгадать загадки:

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я ... (осьминог).

Прикоснется рыба к червяку — Сразу знак подаст он рыбаку. (Поплавок.)

Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.)

А под водой подводные замки стоят. Это ... (кораллы.)

Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыба.)

IV. Подвижная игра «Ходят волны на просторе».

Воспитатель предлагает поиграть.

Ходят волны на просторе.

Вы узнали? Это — море. (Идут по кругу, плавно машут руками.)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде, (Делают произвольные движения.)

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги вверх, трясут ими.)

 V. Игра «Где живут рыбы».

Воспитатель. Какие еще рыбы живут в морях и океанах? Найдите картинки и разместите рыб там, где они живут. (На мольберте установлены изображения моря и реки.)

VI. Составление рассказов от лица различных рыб.

Воспитатель. Скажите, ребята, а рыбы умеют говорить? Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить?

Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У нас есть картинки с изобра­жениями рыб. Вам нужно выбрать одну крупную рыбу, выставить изображения на доску, и от имени каждой рыбки соста­вить рассказ об их жизни. Чтобы вам было легче, давайте придерживаться картинного плана.

В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок составляет предложения по одному-двум пунктам плана.

Таким образом, дети составляют коллективные рассказы от име­ни рыб.

VIII. Итог занятия.

Воспитатель. Молодцы! О чем мы сегодня узнали? (Чтобы рыбкам жилось хорошо, везде должна быть чистая вода — в реке, океане, море, аквариуме.)

 

 

Пример составленного рассказа:

  • Здравствуйте, меня зовут Окунь.
  • Здравствуйте, а я - хищная рыба Щука.
  • Я живу в чистой просторной реке, люблю заплывать на глубину.
  • А я люблю плавать у самого берега и прячусь за водо­рослями и корягами.
  • Я редко вырастаю до больших размеров. У меня есть небольшая короткая голова и туловище с красными плав­ничками. Оно покрыто серебристой чешуей, похожей на монетки. Еще у меня есть хвост.
  • А я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вы­тянутая голова, с острыми, как бритва, зубами и длинное туловище с серовато-красными плавниками и мощным, хвостом. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб.
  • Я люблю кушать разных жучков, речных рачков, во­доросли.
  • А я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками, да и окуньков очень люблю...
  • Окуни откладывают икру на водоросли. Из нее по­том выводятся мальки, которые постепенно растут и превращаются во взрослых окуней.
  • А мои щурята тоже выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики.. А затем набира­ют вес и превращаются в красавиц-щук.
  • У окуней много врагов. На нас охотятся хищные рыбы, нас ловит удочками и сетями человек...
  • А щуки — сами хищные рыбы. Но и мы попадаемся человеку в сети и на удочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_istoriya_odnoy_reki.docx687.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «История одной реки»

Цель: создание условий для составления рассказа из личного опыта.

Задачи:

1) уточнить представления детей о реках и озерах Хакассии и их обитателях;

2) способствовать формированию умений составлять короткий коллективный рассказ на заданную тему;

3) воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

нарисованные рыбки, море, река, аквариум.

Ход занятия

I. Организация занятия.

Воспитатель предлагает начать занятие с пальчиковой гимнастики.

На закате дремлет пруд. (Руки, сложенные вместе, кладут под щеку.)

По воде круги плывут — (Рисуют на столе пальцами круги.)

Это маленькие рыбки (Складывают руки вместе и делают рыбку.)

Разыгрались там и тут. (Сжимают и разжимают кулаки.)

II. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель. Я хочу вам показать рыбок, которые могут жить дома, в прудах, водоемах, морях и океанах. Они называются аквариумными, речными и морскими рыбами.

В реке или море вода находится в постоянном движении, и рыбам, которые там живут, нужны хорошие условия, и прежде всего чистая вода. Я вам расскажу историю одной реки.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РЕКИ

— Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости.

«Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», — говорила Речка.

Однажды в гости к ней пришли мама, папа и мальчик Костя. Они стали отдыхать, загорать и купаться.

Папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из воды много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому что не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Воспитатель. Ребята, скажите, какой была Речка до прихода семьи? Опишите ее. (Ответы детей.)

Почему она посерела и погрустнела после того, как мама, папа и Костя отдохнули на ее берегу? (Ответы детей.)

III. Игра «Отгадай загадку».

Воспитатель предлагает разгадать загадки:

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я ... (осьминог).

Прикоснется рыба к червяку — Сразу знак подаст он рыбаку. (Поплавок.)

Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.)

А под водой подводные замки стоят. Это ... (кораллы.)

Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыба.)

IV. Подвижная игра «Ходят волны на просторе».

Воспитатель предлагает поиграть.

Ходят волны на просторе.

Вы узнали? Это — море. (Идут по кругу, плавно машут руками.)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде, (Делают произвольные движения.)

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги вверх, трясут ими.)

 V. Игра «Где живут рыбы».

Воспитатель. Какие еще рыбы живут в морях и океанах? Найдите картинки и разместите рыб там, где они живут. (На мольберте установлены изображения моря и реки.)

VI. Составление рассказов от лица различных рыб.

Воспитатель. Скажите, ребята, а рыбы умеют говорить? Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить?

Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У нас есть картинки с изображениями рыб. Вам нужно выбрать одну крупную рыбу, выставить изображения на доску, и от имени каждой рыбки составить рассказ об их жизни. Чтобы вам было легче, давайте придерживаться картинного плана.

В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок составляет предложения по одному-двум пунктам плана.

Таким образом, дети составляют коллективные рассказы от имени рыб.

VIII. Итог занятия.

Воспитатель. Молодцы! О чем мы сегодня узнали? (Чтобы рыбкам жилось хорошо, везде должна быть чистая вода — в реке, океане, море, аквариуме.)

Пример составленного рассказа:

  • Здравствуйте, меня зовут Окунь.
  • Здравствуйте, а я - хищная рыба Щука.
  • Я живу в чистой просторной реке, люблю заплывать на глубину.
  • А я люблю плавать у самого берега и прячусь за водорослями и корягами.
  • Я редко вырастаю до больших размеров. У меня есть небольшая короткая голова и туловище с красными плавничками. Оно покрыто серебристой чешуей, похожей на монетки. Еще у меня есть хвост.
  • А я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вытянутая голова, с острыми, как бритва, зубами и длинное туловище с серовато-красными плавниками и мощным, хвостом. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб.
  • Я люблю кушать разных жучков, речных рачков, водоросли.
  • А я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками, да и окуньков очень люблю...
  • Окуни откладывают икру на водоросли. Из нее потом выводятся мальки, которые постепенно растут и превращаются во взрослых окуней.
  • А мои щурята тоже выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики.. А затем набирают вес и превращаются в красавиц-щук.
  • У окуней много врагов. На нас охотятся хищные рыбы, нас ловит удочками и сетями человек...
  • А щуки — сами хищные рыбы. Но и мы попадаемся человеку в сети и на удочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».

Данное занятие  расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх,  закрепит  навыки правильного произношения звуков в словах и фразах,  умение детей делить слова на ...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой Речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать слов...