Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Катюнина Наталия Николаевна

В статье рассматриваются возрастные закономерности развития фонематических процессов у детей, определяется специфика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими недоразвитие фонематического слуха, предлагается ряд дидактических игр для решения данной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Цель: повышение профессиональной компетенции воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников.

Задачи:  

• познакомить педагогов с понятиями «фонематические процессы», лежащего в основе работы по формированию правильного фонематического восприятия у детей дошкольного возраста;

• помочь в осознании эффекта упражнений по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия путем их практического выполнения для активизации сенсомоторной стороны речи и подготовки детей к овладению навыками аналитико-синтетической звуковой деятельности.

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, слов-квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу.

- Сколько слогов в слове сок?

- Сколько в нем звуков?

- Какой согласный звук стоит в конце слова?

- Какой гласный звук в середине слова?

 

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.

     В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2-3 месяца у ребенка возникает гуление, в 3-4 месяца - лепет.

     В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.

     К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных – [п], [б], [м], [к], [т]. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

     К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные – [а], [у], и согласные – [п], [б], [м], [н], [т], [д], [к], [г].

     Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие - меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать.

     На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки [э], [ы], [и], но твердые согласные у них звучат как мягкие   –   [т’]. [д’], [с’], [з’].    У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других.

     К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

     На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук [ц] заменяется звуком [т’] или [с’], звуки [ч] и [щ] - звуками [т’] и [с’] соответственно, звуки [л] и [р] - звуком [л’] или [й], шипящие и твердые свистящие – [т’], [д’].

      К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных звуков: [ф], [ф’], [в], [в']. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

     На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.

     В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, то есть у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

     На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – [л], [р], [р’], у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых - заменяют.

     Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

      К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

     Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

     Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Основной задачей по развитию фонематического восприятия является формирование умения различать на слух все пройденные звуки в составе слога и слова. На начальном этапе работы необходимо научить детей вслушиваться в речь. Для этого используются упражнения по развитию слухового восприятия и памяти.

На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго - кратко, высоко - низко). Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?) и воспроизведение неречевых звуков (хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д.) с разной силой, темпом, ритмом.

На втором этапе вводятся речевые звуки. Слуховое внимание привлекается к различению слов, отдельных звуков, услышав которые, дети выполняют определенные действия (у-у-у - «поезд», а-а-а - «укачай куклу» и т.д.), развивается фонематическое восприятие - умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова.

     Выполняя упражнения на развитие фонематического восприятия, дети сначала учатся выделять нужный звук среди звуков, резко отличных от него, а потом - среди сходных по звучанию (сначала - в ряду звуков, потом - слогов, реже - слов).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Далеко - близко». 

Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.

«Лягушка». 

Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала...

Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

«Кто больше». 

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [Р] (звук [С] и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения;

• определение количества слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры;

«Рассели картинки по домикам». 

На доске - домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики;

«Кто внимательнее». 

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [З]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно; придумать слово с определенным слогом в начале слова, например, со слогом са.

«Отстукивание слогов». 

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;

«Цепочки слов». 

Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

«Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [З] и [Ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [З], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [Ж]: «Жужжит»;

«Путаница». 

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

На третьем этапе работы вводятся упражнения на формирование фонематического анализа и синтеза.

     Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Эта форма анализа появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, без специального обучения (при нормальном речевом и психическом развитии). Более сложной формой является вычленение первого или последнего звука из слова и определение его места в нем (начало, середина, конец). Самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Подбери слова».

Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у];

«Скажи наоборот».

Например: кость — гость, сайка — зайка, цвет — свет;

«Назови первый звук в слове». 

Ребёнку показывают игрушку, например, Буратино и предлагают определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

«Назови последний звук в слове».

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.) Ведущий показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Отгадывание загадок и называние первых звуков в словах;

Определение последнего согласного в слове. Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак);

«Заколдованное слово». 

Ведущий рассказывает историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы. Взрослый называет слово - жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех - четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «яблоко» - «Я, б, л, о, к, о».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....

Консультация для педагогов "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия....

Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....