Взаимодействие логопеда и воспитателя в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Взаимодействие логопеда и воспитателя в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_v_sr_gr.docx | 113.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Краски осени.
Направление работы | Задания воспитателя | |
Дети должны усвоить: Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Лексический материал: (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый). | ||
Связная речь. | ||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Один — много». Дерево — деревья. (Лист, трава, куст, туча, лужа.) «Назови ласково». Дерево - деревце. (Ветка, ветер, лист, облако, дождь) «Скажи наоборот». Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улетают. | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Листья» Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся.) Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.) И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.) Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.) | |
Материал для чтения | М. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень наступила...», М. Пришвин «Листопад», «Осинкам холодно». Н. Сладков «Осень на пороге». |
Лексическая тема: Урожай. Овощи.
Лексическая тема: Урожай. Фрукты.
Направление работы | Групповые задания | ||||||
Связная речь. | Составить описательный рассказ об фруктах по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой вкус? Что из него готовят? | ||||||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Назови сок, варенье». Сок из яблока — яблочный, варенье из яблок — яблочное. (Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос.) «Один — много». Апельсин — апельсины. (Мандарин, слива, лимон, персик, абрикос.) «Большой — маленький». Яблоко-яблочко, апельсин – апельсинчик и т.д. «Назови цвет фрукта». Яблоко - ..., груша, лимон, апельсин, виноград, слива, мандарин, банан. Сосчитай «1,3,5,7». Яблоко, вишня, слива, банан. | ||||||
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Компот».
| ||||||
Материал для чтения | Л. Толстой «Косточка». |
Лексическая тема: Мир природы. Лес. Грибы. Ягоды
Направление работы | Групповые задания | |||||||||||
Дети должны усвоить: расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Лексический материал: (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисич- ка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом). | ||||||||||||
Связная речь. | ||||||||||||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Сосчитай 1,3,5». Лисичка, сыроежка, груздь, поганка. «Назови ласково». Белый - беленький. (Опёнок, маслёнок, боровик, поганка.) Малина — малинка. (Черника, брусника, клюква, смородина, малина.) Один - много». (Гриб, мухомор, поганка, маслёнок, боровик.) Малина – много малины. (Крыжовник, рябина, смородина, черника, клубника.) «Измени по образцу». Варенье из брусники – брусничное. (Из черники, малины, клюквы, земляники, клубники.) «Почему так называется?» подберезовик, подосиновик. | |||||||||||
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «За малиной». [
| |||||||||||
Материал для чтения | В. Катаев «Грибы». Пересказ-инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом»,Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка». |
Лексическая тема: Игрушки.
Направление работы | Групповые задания | |||||
Дети должны усвоить: расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят Лексический материал: (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, стро- ить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). | ||||||
Связная речь. | Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану: Что это? Какой имеет внешний вид(величина, форма, цвет)? Из какого материала сделана? Как с ней можно играть?(Например: Это кукла. Она большая, красивая. У нее желтое платье Она умеет говорить. С ней можно играть в дочки-матери.) | |||||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Узнай игрушку по описанию». Например: резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх. «Назови ласково». Кукла, машина, мяч, игрушка, паровоз, самолёт, корабль. «Сосчитай от 1 до 5». Машина, кукла, мяч, колесо. «Назови» игрушки, с которыми обычно играют девочки (мальчики) | |||||
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Мячик».
| |||||
Материал для чтения | А. Барто «Игрушки»,С. Маршак «Мяч», Е. Серова «Нехорошая история». |
Лексическая тема: Я - человек. Одежда.
Направление работы | Групповые задания | |||||||||||
Дети должны усвоить: названия и назначения основных видов одежды и некоторых ее частей; различие взрослой и детской одежды; существительное с обобщающим значением одежда. Лексический материал: (одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, надевать, снимать, нарядный,) | ||||||||||||
Связная речь. | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему | |||||||||||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Для кого одежда?» Практическое употребление в речи предлога ДЛЯ.: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д. «Чей, чья, чьи, чье?» Это чья кофта? (Моя.) Это чьи перчатки? (Мои.) (Пальто, шарф, колготки, шуба, галстук.) «Один — много». Куртка — куртки. (Носок, платье, костюм, сарафан, юбка, брюки.) «Подбери признак». Куртка (какая?) — красная, теплая... Шарф (какой?) — … «Назови ласково». Платье - платьице. (Кофта, сапоги, брюки, валенки, шарф, куртка, шапка.) | |||||||||||
Развитие общей и мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».
| |||||||||||
Материал для чтения | Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка». |
Лексическая тема: Я – человек. Обувь
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Лексический материал: (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный). | ||
Связная речь. | Рассказать диалог «Сапожник» | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Чей, чья, чье, чьи?» Проводится в раздевалке. Дети рассказывают об обуви друг друга: «Это Ванины сапоги, это Степины сандалии». «Один — много». Сапог — сапоги. (Туфля, ботинок,.) «Скажи ласково». Туфли-туфельки. (ботинки, тсапоги, валенки.) | |
Развитие общей и мелкой моторики. | «В магазине» В магазине много есть Показывают «домик». Обуви хорошей, Идут пальчиками по столу . Есть сапожки и ботинки, Босоножки, валенки, галоши. Соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца. | |
Материал для чтения | Ш. Перро «Кот в сапогах», Л. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На коньках». |
Лексическая тема: Наш быт. Мебель.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит Лексический материал: (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф | ||
Связная речь. | ||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Назови ласково». Диван, стол, стул, кровать, шкаф и т.д. «Один — много». Полка — полки – много полок. (Стол, кровать, стул, диван, табурет.) «Отгадай, что это?» Спинка, сиденье, ножки (что это?) — стул. Ножки, спинка, подлокотники – кресло. Ножки, крышка – стол. Дверцы, полки, ручки – шкаф. Сиденье, ножки – табурет. «Какая мебель?» Из дерева, из пластмассы, из стекла, из железа, из кожи, из дуба. «Дополни предложение» Ваза стоит … столе. Мяч закатился … диван. Валя достала мяч … дивана. Паша упал … кровати. Папа сидит … кресле. Мама поставила стаканы … сервант. Бабушка достала конфеты … буфета. | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Неряха» Коля, Коля, Николай, Дети идут по кругу друг за другом. За собою убирай! Хлопают в ладоши. У тебя ленивы руки: Под столом ремень и брюки, Приседают. Не в шкафу рубаха, «Рисуют» четырехугольник. Николай — неряха. Грозят пальчиком и качают головой. | |
Материал для чтения | народная сказка «Три медведя» |
Лексическая тема: Наш быт. Посуда
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Лексический материал: (чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, есть, пить, варить, жарить, новый, красивый). | ||
Связная речь. | составление загадок-описаний по образцу со зрительной опорой. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Назови ласково» Тарелка, вилка, чашка, ложка, нож, стакан, кастрюля, чайник, кувшин, блюдце. «Доскажи словечко». Среди ложек я полковник. И зовут меня … (Половник) Он округлый, но не щар, медный – не монета, В нём пылает алый жар, Им вода согрета. Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром! Ведь зовут его в веках Люди … (Самоваром)!; Игра «Один-много» | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Посуда» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли. Одна ладонь скользит по другой. Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Ладони прижаты друг к другу. Открывают по одному пальчику, начиная с мизинца. | |
Материал для чтения | русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», «Лиса и кувшин» в обработке К.Д. Ушинского, А. Кушнер «Кто разбил большую вазу». |
Лексическая тема: Здравствуй Зимушка – зима.
Направление работы | Задания воспитателю | |
Дети должны усвоить: конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима. Лексический материал: (снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно) | ||
Связная речь. | Составление рассказа о зиме с опорой на схему. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Подбери слово-признак». Зима (какая?) - снежная, вьюжная, холодная. Снеговик, снегирь, лёд, снежинка. «Объясни», что такое снегопад. «Назови ласково». Снег, снеговик, ветер, лёд, мороз, холод. | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок. Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком. И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера. Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку. Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу. | |
Материал для чтения | русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка». |
Лексическая тема: Зимующие птицы
Направление работы | Задания воспитателю | |
Дети должны усвоить: Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках. Лексический материал: (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать). | ||
Связная речь. | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Один — много». Ворона — вороны. (Снегирь, голубь, дятел, сова, воробей.) «Назови ласково». Воробей — воробушек, воробьишко. (Снегирь, синица, ворона.) «Сосчитай птиц 1-5, первый - пятый». Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. Первая ворона, вторая ворона..., пятая ворона; первый голубь, второй голубь..., пятый голубь. «Кто как голос подает?». Ворона: «Кар-кар». Она... (Каркает.). Воробей: «Чик-чирик». (Чирикает.) Сова: «Ух-ух». (Ухает.) Сорока: «Стр-стр». (Стрекочет.) | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Снегири» Зарумянились кустарники Не от утренней зари. Пощипывают щеки. Это красные фонарики «Фонарики». Засветили снегири. Взмахи руками как крыльями. Чистят перышки пунцовые, «Чистят перышки» Воду пьют из родника. «Пьют». Переливы бубенцовые Мне слышны издалека Ритмичные хлопки в ладоши. | |
Материал для чтения | В.Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке». |
Лексическая тема: Новогодний калейдоскоп.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Формирование представлений о новогоднем празднике. Лексический материал: (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, дарить, получать, петь, танцевать, украшать) | ||
Связная речь. | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Назови ласково». Ель - елочка, (Сосна, иголка, ветка.) «Один - много». (Ель, сосна, хлопушка, подарок.). «Подбери слово-признак». Праздник (какой?) – весёлый, радостный, …. Ёлочные игрушки (какие?) - … Дед Мороз (какой?) - … Снегурочка (какая?) - … Ребята (какие?) - … Подарки (какие?) - … «Какие игрушки?» Из стекла - стеклянные. (Вата, пластмасса, бумага, картон.) | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Подарки» Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши. И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками. После добрый Дед Мороз Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Нам подарки преподнес. Рисуют руками большой круг. | |
Материал для чтения | С. Маршак «Двенадцать месяцев», 3. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Елка» |
Лексическая тема: Домашние птицы
Направление работы | Задания воспитателю | |
Дети должны усвоить: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Лексический материал: (петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый). | ||
Связная речь. | Составление коротких рассказов – описаний по плану. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Назови ласково». Цыплёнок - цыплёночек. (Гусёнок, утёнок, курица, петух, утка.) «Кто как кричит». Гусь – гогочет. Петух - … Курица - … Цыплёнок - … Утка - … «Отгадай загадку». По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) «Назови всю семью». Петух, курица, цыплята. (Гусь, индюк, селезень). | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика«Курочка» Вышла курочка гулять, Упражнение «курочка». Свежей травки пощипать, Сжимают и разжимают кулачки. А за ней ребятки Жёлтые цыплятки. Приседают, постукивают пальцами по полу. | |
Материал для чтения | К. Ушинский «Петушок с семьей», Е. Чарушин «Утки». |
Лексическая тема: Животный мир. Домашние животные и их детеныши.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Обобщающее понятие- домашние животные Лексический материал: (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога). | ||
Связная речь. | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котёнок». | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Кто как голос подает?». Корова — му-у. (Корова мычит.) Кошка, собака, свинья, лошадь, овца. «У кого кто?». У коровы — телята. У лошади, у свиньи, у овцы, у кошки, у собаки. «Кто как ест?». Корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает. «Кто чем питается?». Кошка — молоком, корова — травой; коза, собака, лошадь. «У кого что?». У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок? У кого копыта? У кого усы? « Назови ласково». Кошка - кошечка. (Кот, собака, пёс, лошадь, овца, баран, козёл, коза) | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Бурёнушка» Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку — на донышке. Показывают, как доят корову. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Делают «мордочки» из пальчиков. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка да кашки Загибают по одному пальчику на обеих руках | |
Материал для чтения | В.Осеева. «Кто хозяин?» , Шорыгина Т.А. «Домашние животные. Какие они?», К. Паустовский «Кот-ворюга». |
Лексическая тема: Животный мир. Дикие животные и их детеныши.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Обобщающее понятие- дикие животные Лексический материал: (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый) | ||
Связная речь. | Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Назови ласково». Лиса, ёж, медведь, волк, кабан. «Один – много». Лиса - лисы - много лис. (Медведь, волк, заяц, лось.) «Кто где живёт?» Белка - в дупле. (Волк, лиса, медведь, заяц.) «Назови детёныша». У лисы - лисёнок. (Волк, медведь, белка, заяц, лось.) «Один – много». Лисёнок - лисята. (Волчонок, ежонок, медвежонок, лосёнок.) | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Три медведя» Три медведя шли домой, дети идут по кругу, Папа был большой, большой, руки вверх, Мама – чуть поменьше ростом, руки на уровне груди, А сынок – малютка просто, присели, Очень маленький он был, покачивание в присяде, С погремушками ходил. «звенят» погремушками. | |
Материал для чтения | Чтение художественного текста: «Купание медвежат» В.Бианки. |
Лексическая тема: Транспорт.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Формирование представлений о транспорте и его назначении. Обобщающее понятие-Транспорт. Лексический материал: (машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолет, теплоход, поезд, кабина, кузов, колесо, перевозить, ездить, останавливаться, сигналить, грузовой). | ||
Связная речь. | Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Один — много». Самолет — самолеты – много самолётов. (Машина, самокат, трамвай, автобус, троллейбус.) «Назови ласково». Машина, самолёт, корабль, лодка. «Подскажи словечко». Эта сильная машина Едет на огромных шинах! Сразу пол горы убрал Семитонный … (Самосвал) | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Транспорт» Называть я транспорт буду: Перетирающие движения ладонями взад-вперёд. Поезд, лодка, самолёт. Соединять последовательно большие, указательные, и средние пальцы обеих рук между собой. Про автобус не забуду. Соединить безымянные пальцы. И машину вездеход. Соединить мизинцы. | |
Материал для чтения | «Автобус без кондуктора» В.Шульжик, «Кто самый быстрый». |
Лексическая тема: Наши защитники.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Лексический материал: (армия, Родина, граница, защита, работа, специальность, труд, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк; защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести; трудный, опасный, интересный, полезным, нужный, необходимый, пограничный, государственный, внимательный, осторожный; умело, ловко, внимательно, осторожно, тщательно). | ||
Связная речь. | Составление рассказа по картине В. М. Каратая «На границе» | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Сосчитай 1 -5». Танк, пулемет, пушка, автомат, самолет, вертолет, автомат, парашют. «Один — много». Корабль - корабли - кораблей. (Граната, патрон, пулемёт, танк, ракета, самолёт, парашют.) «Назови, кто где служит». На границе - пограничник. (на подводной лодке, в разведке, в танковых войсках, прыгает с парашютом.) «Подбери слово-признак». Защитник Отечества (какой) - храбрый, … Служебная собака (какая?) – верная, … «Что не так?» Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела на небеса. «Доскажи словечко». Подрасту я вслед за братом Тоже буду я солдатом, Буду помогать ему Охранять свою … (Страну). Моряком ты можешь стать, Чтоб границу охранять И служить не на земле, А на военном … (Корабле). Самолёт парит, как птица, Там – воздушная граница. На посту и днём и ночью Наш солдат – военный … (Лётчик) Брат сказал: «Не торопись! Лучше в школе ты учись! Будешь ты отличником – Станешь …(Пограничником). Снова в бой машина мчится, Режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом Управляется … (Танкистом). | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Пограничник» Тропинки лесные. Пахучие травы. За темным оврагом Простор полевой. Вечерней порою Маршируют по кругу друг за другом. В дозор от заставы Останавливаются, прикладывают воображаемый бинокль к глазам, выполняют повороты. Идет пограничник Страны часовой. Вновь маршируют по кругу
| |
Материал для чтения | С. Алексеев «Первая колонна», А. Митяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель». |
Лексическая тема: Женский день.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Лексический материал: работа, труд, профессия, воспитатель, учите: нужный, полезный, интересный, трудный, красивый; работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, читать, чинить, стричь., врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер, | ||
Связная речь. | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку или фотографии. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Назови ласково». Мама — мамуля, мамочка, матушка (бабушка, сестра, тетя). «Подбери признак». Мама (какая?), бабушка, сестра, воспитательница. «Что лишнее?» Бабушка, мама, дядя, сестра. Тюльпан, мимоза, кактус, роза. Подарок, открытка, стол, цветы. «Кто что делает?» Повар – варит, … (Учитель, врач, логопед, воспитатель, швея, продавец, секретарь, парикмахер.) «Закончи предложение». Врач лечит (кого?) - … Повар готовит (что?) - … Швея шьёт (что?) - … «Кому что нужно для работы». Повару нужны (что?) - поварёшка, кастрюля, … (Парикмахеру, врачу, секретарю логопеду, воспитателю, учителю, швее.) «Добавь словечко». (мама) У каждого малыша есть … Каждый человек любит свою … на свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы … Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей … | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Помощник» Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету и дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, и ни разу, И ни разу ни словечка не скажу. Движения по тексту. | |
Материал для чтения | Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка». |
Лексическая тема: Весна шагает по планете.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках. Лексический материал: весна, солнышко, проталина, ручьи, почки, оттепель, капель, начало, льдинки, подснежники, наступить, таять, распускаться, расцветать, просыпаться, пригревать, журчать, набухать, прилетать, весенний, тёплый, яркий. | ||
Связная речь. | Составить рассказ о весне по опорному плану | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Подбери признак». Солнце (какое?), сосулька, небо, ручей, облака, листочки, снег, день. «Подбери действие». Солнце (что делает?), птицы, ручьи, почки, , сады, снег, трава, листья, сосульки, деревья, дети. «Хлопни в ладоши». Если слово о весне, дети хлопают в ладоши: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. «Назови». (Какой? - Какая?) День - погода. Весенний - весенняя. (Солнечный, тёплый, ясный, дождливый.) «Отгадай загадки». Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной) Не обуешь валенки, на снегу ... (Проталинки) | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Весна пришла» Весна пришла по снежному, Ходят пальчиками по столу. По влажному ковру. Руки на столе, ладонями вниз. Рассыпала подснежники, Посеяла траву. Раздвигают — сдвигают пальцы. Теперь зовет со всех концов Руки согнуты в локтях, пальцы открыты. Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов. Загибают по одному пальчику на каждой руке. | |
Материал для чтения | В. Берестов «Гололедица», Л. Воронкова «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка» |
Лексическая тема: Весна шагает по планете. Первые весенние цветы.
Направление работы | Групповые задания | |||||||||||||||
Дети должны усвоить: Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания примет весны. Лексический материал: (весна, проталинка, подснежник, мать-и-мачеха, цветок, бутон, стебель, листья, крокус, ветреница, мимоза; первый, нежный, белый, желтый). | ||||||||||||||||
Связная речь. | Составить описательный рассказ о подснежнике | |||||||||||||||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Один — много» Листик-листики, бутон-бутоны, стебелек-стебельки, подснежник-подснежники, крокус-крокусы, цветок-цветки. «Сосчитай до пяти». весна, проталинка, подснежник, мать-и-мачеха, цветок, бутон, стебель, листья, крокус, ветреница, мимоза | |||||||||||||||
Развитие общей и мелкой моторики. |
| |||||||||||||||
Материал для чтения | В. Берестов «Гололедица», Л. Воронкова «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». |
Лексическая тема: Встречаем птиц.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Расширение первичных естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков весны, формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Лексический материал: (птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать, маленький, голый, голодный) | ||
Связная речь. | Составить описание птицы с опорой на мнемотаблицу. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Один — много». Ласточка — ласточки и т.д. «Назови птенца». Гусь - гусёнок. (Утка, журавль, аист.) «Объясни», почему птиц называют перелётными. «Назови ласково». Утка - уточка. (Скворец, журавль, лебедь.) «Один – много». Скворец - скворцы – много скворцов. (Ласточка, стриж, жаворонок, аист.) «Скажи наоборот». Аист большой, а соловей ... У аиста длинная шея, а у кукушки .... У соловья серая грудка, а у ласточки .... Аист белый, а грач ... «Назови слова - признаки и слова – действия». Кукушка (какая?) - пёстрая,... Аист важный. ... Грач чёрный... Перелетные птицы весной(что делают?) - … | |
Развитие общей и мелкой моторики. | пальчиковая гимнастика «Ласточка». На каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных. Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? — За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу Весну-красну. | |
Материал для чтения | В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майков «Ласточка», В.А. Жуковский «Жаворонок» |
Лексическая тема: Космос.
Направление работы | Групповые задания | |||||||||
Дети должны усвоить: представления о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов, о значении труда взрослых. Лексический материал: (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, , спутник, полет, планета, звезда, первый,орбитальная космический, осваивать, летать, запускать). | ||||||||||
Связная речь. | ||||||||||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Посчитай" на согласование числительных с существительным: один космонавт, два космонавта, 3…, 4…, 5 космонавтов (ракета, космический корабль, скафандр, планета, звезда). "Один - много" на употребление мн. числа существительных.( космонавт – космонавты, ракета - ракеты. И так далее.) «Подбери признак»: космонавт (какой?) — храбрый, смелый, сильный.... «Скажи наоборот» на подбор слов с противоположным значением (антонимов). Например: далёкий — близкий большой — ... , улетать — ..., высокий — ..., взлетать — ..., тёмный — …, подниматься — ... | |||||||||
Развитие общей и мелкой моторики. | Подвижное упражнение«Ракета».
| |||||||||
Материал для чтения | М. Бул «Солнце», «Почему солнце всходит и заходит?», «Космические станции», Р. Скейчел, М. Бул «Искусственные спутники» |
Лексическая тема: Волшебница вода. Аквариумные рыбы.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Лексический материал: рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, аквариум, песок, камни, водоросли, улитка, плавать, дышать, есть, ловить, прятаться, золотой, проворный, большой, маленький, красивый | ||
Связная речь. | Составить описательный рассказ о золотой рыбке с опорой на мнемотаблицу. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Назови ласково». Рыба-рыбка, голова-…, хвост-…,камень- «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными). «Выбери нужное действие» Рыбка к камню…. (отплыла, подплыла). Рыбка от камня… (переплыла, отплыла). Рыбка весь аквариум(вплыла, переплыла). | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «На дне» Улитки ползут, свои домики везут. Рогами шевелят, на рыбок глядят. Рыбки плывут, плавничками гребут. Влево, вправо, поворот, а потом наоборот. Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной. Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо. Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками. Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот. | |
Материал для чтения | Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Носов Н. «Карасик», сказка «По щучьему веленью», Гурвич И. «Левушка-рыбак». |
Лексическая тема: Азбука безопасности.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: представления об окружающем, формирование знаний о правилах дорожного движения. Лексический материал: светофор, переход, пешеход, водитель, переходить, переводить, соблюдать, красный, желтый, зеленый, опасный, дорожный). | ||
Связная речь. | Рассказывание по картине «Транспорт» с опорой на модель. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Сосчитай от 1 до 5». Машина, пешеход,светофор. Почему так называется»: самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат. «Четвертый лишний»: пешеход, светофор, транспорт, врач «Светофор». Материал: карточки-светофоры с тремя открывающимися окошками. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение из «Азбуки безопасности» О. Бедарева, а дети открывают на своих светофорах кружок нужного цвета, соответствующий сигналу светофора для пешеходов | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Правила» Шагают пальцами по поверхности стола Загибают поочередно пальцы на обеих руках Дорожных правил очень много: Раз - Внимание дорога! Два - сигналы светофора, Три – смотри дорожный знак, А четыре – «переход». Правила все надо знать И всегда их выполнять. | |
Материал для чтения | С.Михалков «Моя улица» «Наша улица» «Дядя Степа - милиционер» А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили» |
Лексическая тема: День Победы.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: представления о Великой отечественной войне, о защитниках Родины Лексический материал: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, самолёт, корабль, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество, воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать, Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый. | ||
Связная речь. | Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Измени по образцу». Боец – бойцы – много бойцов. (Снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, пушка, автомат.) «Кто лишний». Десантник, танкист, ракетчик, тракторист. Танк, самолёт, трамвай, вертолёт. Храбрый, мужественный, смелый, съедобный. «Что не так?» Солдаты не должны защищать свою Родину. Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела в небеса. «Измени по образцу 2». Летает – летают. (Служит, защищает, стреляет, спасает, побеждает.) «Подбери признак». Солдат (какой?) – смелый, сильный, … «Один – много». Корабль – кораблей. (Ветеран, орден, медаль, офицер, солдат, пушка» «Посчитай 1-5». Военный корабль, подводная лодка, военный самолёт, отважный солдат. | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Защитники Отечества» Не допустят к нам войну, Обе ладони от себя. Защитят свою страну: Загибаем по одному пальцы сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца. Пограничник, вертолётчик, Врач военный и танкист, А ещё – десантник, лётчик, снайпер и артиллерист. | |
Материал для чтения | В. Осеева «Сыновья», Л. Кассиль «Богатыри», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывки из поэмы), С. Алексеев «Дом». |
Лексическая тема: Мир природы. Насекомые.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Лексический материал: насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный | ||
Связная речь. | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Угадай, кто?» Порхает (кто?), жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает. «Что делает, что делают?» Бабочка порхает, а бабочки... (Порхают.) (Пчела мёд «Сосчитай 1-5». (Комар, кузнечик, паук, бабочка, муха, муравей.) «Назови ласково». Комар — комарик. (Стрекоза, пчела, жук, муравей, паук.) «Подбери признак». Бабочка (какая?) — красивая, разноцветная, … (Комар, муравьи, муха, пчела.) «Подбери действие». Жук – летит, жужжит, … (Бабочка, гусеница, кузнечик.) «Закончи предложение». Оса, муха, пчела – это … Муравьи строят … гусеница превращается потом в … «Измени по образцу». Пчела – пчелиный. (Вода, оса, комар, муравей.) «Отгадай загадки». Летом много их бывает. А зимой все вымирают. Ползают, жужжат по ухом. Как они зовутся? … (Мухи) Голубой аэропланчик Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза) Модница крылатая, Платье полосатое, Ростом хоть и кроха, Укусит – будет плохо! (Оса) | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Общая моторика «Я шагаю по лужайке» Я шагаю по лужайке — Сверху ясно мне видна Вся зеленая страна. Вот улитка — добрый гномик — На себе таскает домик. Вот стоит высотный дом — Муравьи хлопочут в нем. Движения по тексту. | |
Материал для чтения | К. Бальмонт «Комарики-макарики», Л. Мадзалевский «Мотылек», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик». |
Лексическая тема: Полевые цветы.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: представления о растениях луга, об охране природы. Лексический материал: природа, охрана, поле, луг, опушка, цветок, мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, гвоздика, дрема, букет, венок, стебель, лист, бутон, корень; полевой, луговой, красивый, яркий, разноцветный, нежный, душистый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий; охранять, нюхать, рисовать, фотографировать, рвать, собирать, уничтожать | ||
Связная речь. | Рассказ-описание о цветке по картинному плану-схеме. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Посмотри-ка ты, как растут цветы». Рассматривание цветов (одуванчик, ромашка) на участке. Усвоение названий некоторых частей растения (корень, стебель, листья, цветок, лепестки). «Цветок на окошке». Познакомить детей с комнатным цветком и его строением. Название цветка должно быть доступно детям для произношения. "Посчитай до 5" (согласование числительных с существительными). Один одуванчик, ... Один ландыш ... Одна незабудка, ... Одна мать-и-мачеха, ... "Подбери признак" (согласование прилагательных с существительными). Одуванчик (какой?) ... (употребление сущ-ных в родительном падеже множественного числа). Одна незабудка - много незабудок. Отгадывание загадок Полевой цветок- Желтенький глазок, Белая рубашка Зовется он … Желтый сарафанчик Носит …. Под сугробом он растет Снеговую воду пьет. Синенький звонок висит Никогда он не звонит. | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика Наши алые цветы распускают лепестки, | |
Материал для чтения | Разучивание песенки "Одуванчик* на музыкальном занятии. |
Лексическая тема: Времена года. Лето.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Закрепление представлений о лете и его приметах. Лексический материал: лето, жара, солнце, отпуск, каникулы, отдых, солнцепек, река, море, озеро, пляж, загар, купание; летний, жаркий, прохладный, теплый, горячий, солнечный, радостный; отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать | ||
Связная речь. | Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине. | |
Развитие лексико-грамматического строя. | «Дополни предложения». Летом ходят в лес (за чем?)... Подосиновик растет (где?)... «Подбери недостающее слово». Солнце ... ярко. Лес ... красивый. Река ... быстро. «Назови признак». Лето (какое?) — теплое, … (Солнце, трава, вода, дождь, дети, небо, облака.) «Подбери действие». Солнце (что делает?) — светит, Облака — стоят, … «Измени по образцу». Лето – летний. (Дождь, свет, ночь, тепло, загар.) «Что не так?» Лето – самое холодное время года. Когда на улице жарко – мы тепло одеваемся. Гулять надо только в дождливую погоду. | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Мелкая моторика «Лето» Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог. Раз, два, три, четыре, пять, Будем летом мы играть: Будем плавать и качаться, Будем прыгать и кататься, Будем бегать, загорать И грибочки собирать. | |
Материал для чтения | В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». |
Лексическая тема: Профессии. Продавец.
Направление работы | Групповые задания | |
Дети должны усвоить: Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Лексический материал: (работать, продавать, покупать, отпускать, продавец, покупатель, магазин, весы) | ||
Связная речь | Составление описательного рассказа по теме «Профессии .Продавец», по схеме: -Кто это? -Где он работает? - Что он делает? -Что нужно для работы? | |
Развитие лексико-грамматического строя. | "Кто что делает?" на подбор действий к существительному. | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Продавец Продавец ребятам рад. В магазине для ребят: Есть матрешки расписные, Есть машины заводные. Мет указ.Ритмично хлопать в ладони, бить кулачок о кулачок, заводить ключом машину. | |
Материал для чтения | Чтение с последующим обсуждением: В. Маяковский «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», |
Лексическая тема: Профессии. Почтальон.
Направление работы | Групповые задания | |||||||
Дети должны усвоить: Закрепление представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Лексический материал: (работать, разносить, получать, опускать, почтальон, почта, посылка, письмо, газета, журнал) | ||||||||
Связная речь. | Составление описательного рассказа по данному плану. -Кто это? - Где он работает? - Что он делает? - Что он разносит в своей сумке? | |||||||
Развитие лексико-грамматического строя. | Игра «Отправь письмо». употребление существительных в дательном падеже. -Кому отправлено письмо? (зайчику,мишке…..Оле) | |||||||
Развитие общей и мелкой моторики. |
| |||||||
Материал для чтения |
Задания логопеда для работы с каждым ребенком
№ | Ф.И. ребенка | Индивидуальное задание | Отметки воспитателя о выполнении | ||||
пн | вт | ср | чт | пт | |||
1. | Алёшкина Анна | ||||||
2 | Алтыбаев Арман | ||||||
3 | Ануфриев Егор | ||||||
4 | Ануфриева Виктория | ||||||
5 | Ахмеджанов Айдар | ||||||
6 | Булаткина Виктория | ||||||
7 | Дейнега Богдан | ||||||
8 | Калинина Вероника | ||||||
9 | Левченко Анисия | ||||||
10 | Мамалимов Вячеслав | ||||||
11 | Панюков Никита | ||||||
12 | Пиший Кирилл | ||||||
13 | Попова Валерия | ||||||
14 | Токарева Каролина | ||||||
15 | Федунин Карим | ||||||
16 | Хамитов Константин | ||||||
17 | Хатаева Ева | ||||||
Лексическая тема: Я - человек.
Направление работы | Задания воспитателя | |
Дети должны усвоить: образовывать существительные множественного числа; Различать правую и левую руку, ногу; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; согласовании существительных с числительными; Лексический материал: человек, части тела, голова, глаза, нос, рот, губы, язык, зубы, уши, щеки, лицо, волосы, туловище, живот, руки, ладошка, ноги, коленка, палец, пяточка, большой, маленький, мыть, вытирать, слышать, смотреть, почесать, нюхать, ходить, причесать, потрогать, кушать, разговаривать, думать, чистый, грязный, сухой, мокрый, теплый, холодный, один, два. | ||
Связная речь. | ||
Развитие лексико-грамматического строя. | «Один — много». Рука — руки. (нога, глаз, нос, ухо). «Назови ласково». Нос - носик. (рука, рот, нога, голова, спина, живот). «Я начну, а ты закончи» | |
Развитие общей и мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика "Что такое тело" Что такое наше тело? хлопаем то ладошками, то кулачками Что оно умеет делать? Улыбаться и смеяться, Прыгать, бегать, баловаться… Наши ушки звуки слышат. На каждую часть тела массируем Воздухом наш носик дышит. и загибаем один пальчик. Ротик может рассказать. Глазки могут увидать. Ножки могут быстро бегать. Ручки все умеют делать.
| |
Материал для чтения | 1.Ю. Тувима «Письмо ко всем детям на свете» ;2. К. Чуковский «Доктор Айболит» 3.Сказка «Лисичка со скалочкой» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности учителя - логопеда с воспитателем в средней группе детского сада «День рождения бегемотика Бони»
Обогащение сюжетно-ролевой игры «ЧАЕПИТИЕ» в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе....
тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2 младшей группы
тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2 младшей группы...
Взаимодействие логопеда и воспитателя в логопедических группах ДОУ.
Задания логопеда воспитателям по развитию лексики, грамматики, связной речи....
Взаимодействие логопеда и воспитателя в логопедических группах ДОУ.
Задания логопеда воспитателям по развитию лексики, грамматики, связной речи....
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в...
Картотека взаимодействия логопеда и воспитателя в средней группе
I период обучения...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в средней группе
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в средней группе...