Конспект занятия с использованием дыхательной, пальчиковой, мимической гимнастики и кинезиологических упражнений.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дрожжина Наталья Анатольевна

Цель: познакомить с новыми упражнениями дыхательной гимнастики и новыми кинезиологическими играми.

Задачи: 1. Актуализировать ранее изученные упражнения артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики.

2. Развивать артикуляционный аппарат детей, моторику рук, согласованность движений тексту.

3. Воспитывать активность, способствовать созданию радостной, эмоционально положительной атмосферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhinka.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Снежные задания»

Цель: познакомить с новыми упражнениями дыхательной гимнастики и новыми кинезиологическими играми.

Задачи: 1. Актуализировать ранее изученные упражнения артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики.

2. Развивать артикуляционный аппарат детей, моторику рук, согласованность движений тексту.

3. Воспитывать активность, способствовать созданию радостной, эмоционально положительной атмосферы.

 

Ход занятия

   На подоконнике дети находят конверт, на котором написана загадка

- Ребята, сегодня, когда я утром пришла в группу, то заметила вот этот конверт на окне. На нем что-то написано. Давайте почитаем.

Дети отгадывают загадку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

- Какой-то это не простой конверт, а снежный. Что же в нем лежит?

(воспитатель открывает конверт и показывает детям несколько снежинок с заданиями. Предлагает выполнить эти задания)

1 снежинка (дыхательная гимнастика)

Я веселая снежинка. Люблю с вами играть: садиться на рукавички, шапки и носы, когда вы выходите на прогулку. Поиграйте со мной

Кружатся снежинки в воздухе морозном

С-с-с

С-с-с

Падают снежинки будто звезды

З-з-з

З-з-з

Вот одна упала на мою ладошку

Ш-ш-ш

Ш-ш-ш

Ой, не та снежинка полетай немножко

- Еще снежинка предлагает вам такую игру. Нужно сдуть снежинку с варежки. (Детям предлагается варежка с прикрепленной на тесьме снежинкой, нужно сдуть снежинку с варежки. Следить, чтобы вдох был через нос, а выдох проходил через сложенные в трубочку губы. Повторяется 3 раза.)

- Играли ли вы когда-нибудь в футбол? А в снежный футбол?

Нужно загнать ватный шарик в ворота, используя трубочку.

2 снежинка (артикуляционная гимнастика)

Я любопытная снежинка, однажды я попала в зимний лес и увидела там Нюшу и Бараша, которые ловили снежинки. Помогите им поймать все снежинки.

Детям предлагается поле с пустыми снежинками. Отдельно на столе разложены маленькие снежинки. Детям нужно по очереди выбрать снежинку, перевернуть ее, посмотреть, что за артикуляционное упражнение на ней нарисовано. Выполнить это упражнение и разместить снежинку на игровом поле.

Выполняется по очереди, остальные дети также повторяют артикуляционные упражнения.

СПИСОК АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

• Хоботок-заборчик

Чередование положений губ. Вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку.

• Хоботок

Голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.

• Заборчик

Губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

• Улыбка

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

• Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно верхние и нижние зубы. Повторить 3-5 раз. Следите, чтобы подъем языка осуществлялся без помощи нижней губы

• Месим тесто

«Месим тесто». Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя»

• Накажи непослушный язычок

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.

• Горка

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку).

• Блины

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта.

• Расчёска

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней)

• Конфетка

Рот закрыт кончик языка убирается то в одну, то в другую щеку.

• Орехи

Рот закрыт кончик языка убирается то в одну, то в другую щеку.

• Футбол

Рот открыт кончик языка убирается то в одну, то в другую щеку.

• Маляр

Рот открыть на 2-3 см, губы растянуть в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

• Варенье

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу.

• Чашка

Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой.

• Лошадка

улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и пощелкать (поцокать) кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку

• Индюк

приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее, произносить бл-бл-бл

• Парус

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка поднять и поставить за верхние зубы.

• Лопата

широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, 15 секунд.

• Пароход

Губы в улыбке, прикусить кончик языка и произносить л-л-л длительно

• Гриб

Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу

• Барабан

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д».

• Иголка

Язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким.

• Гармошка

Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка открывать и закрывать рот.

• Качели

открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку.

• Часы

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

• Шарик

Надуть щеки, удерживать несколько секунд, затем медленно сдувать.

• Окно

Зубы сомкнуты, губы принимают форму окошка

• Ступеньки

Улыбнуться, открыть рот, язык положить лопаточкой. Под счет 1-2-3  выполнять действия. 1- обнять верхнюю губу, 2- обнять верхние зубы, 3- спрятать язык за верхние зубы

3 снежинка (мимическая гимнастика)

Я самая эмоциональная снежинка. Попробуйте повторить мимику, которую я вам покажу.

Дети по очереди выбирают снежинки, на обратной стороне которых изображены разные эмоции и повторяют их все вместе.

4 снежинка (пальчиковая гимнастика)

Я ловкая снежинка. На снежках я приготовила для вас разные игры, давайте поиграем.

1. «Снежный дом»

Мы построим снежный дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

2. «Ожерелье»

            Ожерелье мы составим,

            Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. «Фонарики»

             Мы фонарики зажжём,

             А потом гулять пойдём!

             Вот фонарики сияют,

             Нам дорогу освещают!
Пальцы одной руки сжаты в кулак, другой выпрямлены. Поменять положение рук.

4. «Заяц-кольцо»

            Прыгнул заинька с крылечка

            И в траве нашел колечко.

            А колечко непростое —

            Блестит, словно золотое

http://www.shostka-dnz10.edukit.sumy.ua/files2/images/psiholog/palchikova_gmnastika/28%D0%B3.jpg?size=11

5. Кулак-ребро-ладонь

      Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),

      Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

      А пруд (кулак) зарос (ребро) травой(ладонь),

      Зеленой (кулак) и (ребро) густой(ладонь).

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5d9f618954b44b1cecd120ffa82ecd1a581afefe-4589186-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями

В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с  детьми с неврологическими...

Конспект развлечения с использованием дыхательной гимнастики «Осенние листочки» Во второй младшей группе

Использование здоровьесберегающих технологий на НОД музыка во II младшей группе...

Физкультурное занятие с использованием дыхательных упражнений

Физкультурное занятие с использованием дыхательных упражнений...

Практикум «Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у маленького ребенка, тем быс...

Гимнастика мозга. Кинезиологические упражнения.

Гимнастика мозга. Кинезиологические упражнения....

Картотека артикуляционной, дыхательной, пальчиковой, зрительной гимнастики и динамические паузы.

Гимнастики являются ценным средством оздоровления и воспитания детей. Двигательная активность полезна для организма человека, она формирует физическое и психическое здоровье ребенка, и необ...