картотека дидактические игры и упражнения по развитию связной речи
картотека по развитию речи (средняя группа)

Мурзич Лидия Александровна

картотека дидактические игры и упражнения по развитию связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактические игры и упражнения по развитию связной речи (средняя группа)

Скажи, какой?

Цель: Упражнять детей выделять признаки предмета.

Материал: Коробочка, кубик, мячик, ложка, тетрадка и т.д)

Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

 

 «Садовник и цветы»

Цель: Закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Материал: Картинки с изображением фруктов, ягод, цветов, зверей и т.д

Ход: Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

 

 «Кто больше действий назовёт»

Цель: Упражнять активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

 Назови как можно больше предметов

Цель: Упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

 

 Разноцветный сундучок

Цель: Упражнять детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: Шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

 

 «Козлята и волк»

Цель: Упражнять детей  заканчивать сказку по её началу.

Материал: Атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход: Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…

И т.д.

 

 «Разбуди кота»

Цель: Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал: Элементы костюма животных (шапочка)

Ход:  Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

 

 «Ветерок»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Ход:  Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

 

 «Буратино-путешественник»

Цель: Упражнять ориентироваться в значении глаголов.

Материал: Кукла Буратино.

Ход:  Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят…

- Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят…

- одеваются, прощаются…

- лепят снежную бабу, катаются на санках

 

 «Прятки»

Цель: Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал: Мелкие игрушки.

Ход: Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи"

Картотека "Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи"...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию связной речи у старших дошкольников.

Данная картотека представляет собой разные игры и упражнения  и способствует развитию связной речи детей старшего возраста....

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную последовательную работу.папка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями. в которую помещены материалы, обобщенные...

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию связной речи у дошкольников

           Эти игры позволят расширить словарный запас      ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи активизируют коммуникат...