бИ-бА-бо
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Колобок». Конспект кукольного театра с использованием
кукол Би-ба-Бо в младшей группе
Область образования - познание, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое
Возрастная группа: 2 младшая группа
Название игры: кукольного театра с использованием кукол Би-ба-бо
Тема: показ кукольного театра по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Цель: Создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать умение внимательно слушать сказку, сопровождаемую показом кукол би-ба-бо;
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использованием мимики, жестов, голоса)
Развивающие: Развивать у детей выразительную, эмоциональную речь
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
Рассматривание героев кукольного театра
Чтение сказки «Колобок»
Прослушивание песен из сказки
Материал и Оборудование: театр би-ба-бо, театральная ширма, стол, стулья.
Ход развлечения.
В группу заходит воспитатель и вносит игрушку Колобок, все дети рассматривают его.
Воспитатель:- Ребята я сегодня хочу рассказать и показать вам сказку «Колобок»
«Раз, два, три» сказка, в гости приходи!
Вы тихонечко сидите, и внимательно смотрите. (музыкальное сопровождение)
2. Основная часть.
Воспитатель: жили-были дед и баба.Дед просит бабку:
Дед: «Испеки-ка, бабуля, колобок-румяный бок, что-то есть очень хочется.»
Бабка: а из чего испечь муки-то нет.
Дед: а ты по амбару поскреби, по сусекам помети, может наберешь муки на «Колобок».
Воспитатель: Пошла она в амбар, по коробу помела, по сусекам поскребла- набрала муки. замесила тесто и испекла «Колобок». Колобок получился на славу кругленький, румяненький. Положила бабка Колобок на окошко, чтобы остудился а он проказник немного полежал на окошке, стало ему скучно. Он спрыгнул и покатился по дорожке.
Колобок: Я Колобок, Колобок! (песенка Колобка)
По амбару скребён,
по сусекам метен,
я от бабушки ушел,
я от дедушки ушел. (навстречу ему выходит Зайчик)
Заяц: Колобок, Колобок, а я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Зайка я тебе песенку спою!
Заяц: Спой!
Колобок: Я Колобок, Колобок!
По амбару скребён,
по сусекам метен,
я от бабушки ушел,
я от дедушки ушел. От тебя, Зайка подавно уйду!
Воспитатель: и покатился Колобок дальше, а на встречу ему Волк.
Волк: Колобок, Колобок, а я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Зайка я тебе песенку спою!
Волк: Спой!
Колобок: Я Колобок, Колобок!
По амбару скребён,
по сусекам метен,
я от бабушки ушел,
я от дедушки ушел. От тебя, Волк подавно уйду!
Воспитатель: и покатился Колобок дальше, только волк его и видел а на встречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, а я тебя съем
Колобок: Не ешь меня, Зайка я тебе песенку спою!
Волк: Спой!
Колобок: Я Колобок, Колобок!
По амбару скребён,
по сусекам метен,
я от бабушки ушел,
я от дедушки ушел,
я от зайца ушел,
я от волка ушел,
от тебя, косолапый подавно уйду!
Катится наш Колобок дальше а на встречу ему идет Лиса.
Лиса: Колобок, Колобок, а я тебя съем
Колобок: Не ешь меня, Зайка я тебе песенку спою!
Лиса: Спой!
Колобок: Я Колобок, Колобок!
По амбару скребён,
по сусекам метен,
я от бабушки ушел,
я от дедушки ушел,
я от зайца ушел,
я от волка ушел,
от тебя, рыжая подавно уйду!
Лиса: Хорошо поёшь, да слышу я плохо. Сядь мне на носок да спой песенку еще раз.
Колобок прыгнул ей на нос, а лиса «Ам и скушала» глупенького, доверчивого Колобка.
Лиса довольная, идет да не заметила яму, в которую и угодила. А пока летела рот от неожиданности открыла Колобок прыг, да и выскочил из животика.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: вот и сказки конец, а кто слушал молодец. Давайте ребята попрощаемся с нашими сказочными персонажами скажем всем до свидания.
Конспект ООД «Кукольный театр Би-Ба-Бо». Средняя группа
Область образования - познание, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое
Возрастная группа: средняя группа
Название игры: кукольного театра с использованием кукол Би-ба-бо
Тема: Кукольный театр Би-Ба-Б
Цель: Создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
Цель: Помочь детям вспомнить знакомые сказки.
Задачи:
Образовательные: Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности
Развивающие: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности с использованием кукол «Би-Ба-Бо»
Развивать у детей выразительную, эмоциональную речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам и театральным представлениям кукольного театра
Словарная работа: актёр, декорации, афиша, сцена, кассир.
Предварительная работа: беседы о кукольном театре, чтение русских народных сказок, предварительная беседа с детьми по содержанию сказки «Колобок», отгадывание загадок.
Ход
В: Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Приглашаю вас отправиться в путешествие, а поможет нам в этом сундучок (открыть сундук в нем афиша). Посмотрите, что это?
Ответы детей
В: дети – это афиша, объявление о спектакле, вывешиваемое на видном месте.
На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о представлении. Предлагаю вам рассмотреть афишу. Что на ней изображено?
Ответы детей (главные герои, название сказки, время и дата).
В: Ребята, а вывешивают такую афишу на доске театра.
В: Скажите, кто знает, что такое театр?
(Ответы детей).
Правильно, театр - это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки. Театр бывает кукольный, драматический.
В: Предлагаю вам сегодня посетить кукольный театр. В нем представления показывают с помощью кукол. Отправляемся в путь на автобусе (иллюстрация кукольного театра). Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание кукольного театра. Войдем в него и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (Ответы детей) А кто же это делает? (кассир)
В: Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (ответы детей: зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (Ответы детей: не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т. д.). Заняв свое место, зрители смотрят на самое главное место в зале – сцену. После третьего звонка начинается представление.
В: Ребята, а кто показывает сказочные представления в кукольном театре? Что им необходимо?
Д: Люди. Куклы.
В: А вы знаете как, называют этих людей в театре?
Д: Актёры.
В: А что нужно актерам?
(Ответы детей)
В: Актёрам кукольного театра нужны куклы. Они бывает ростовые, куклы «Би-Ба-Бо», напольные куклы. На сцене куклы оживают благодаря актерам. Актеры могут превращаться в кого угодно и говорить могут как угодно! Чтобы представление стало ярким, красивым необходимы декорации.
Ну и конечно театр всегда готов принимать своих зрителей.
В: Ребята, а как же зрители могут благодарить актеров?
Д: Аплодисментами (дети апплодируют)
В: Молодцы! Прозвенел третий звонок. Но почему то представление не начинается, что же случилось?
(Ответы детей)
В: Посмотрите, лежит конверт, в нем что-то есть (желающий ребенок достает листок)
«Уважаемы, гости нашего театра, к сожалению, сегодня представление не состоится. Мы оставили Вам волшебную коробку с куклами, чтобы не было скучно. Приносим свои извинения. Актёры»
В: (достает из коробки куклы Би-ба-бо). Ребята, что это за куклы? (Ответы детей) Как же ими что-то можно показать? (Ответы детей. Один ребёнок показывает как действовать с куклой). Молодец! Думаю, и другие ребята справятся с куклами. (Ответы детей)
В: Хорошо. Скажите мне, с помощью чего актер передает характер персонажа? (Ответы детей)
В: С помощью речи, жестов, мимики. Предлагаю вам потренироваться.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
«Рукавичка», «Теремок»,
«Колобок» — румяный бок.
Есть «Снегурочка» — краса,
«Три медведя», «Волк — Лиса».
Не забудем «Сивку-Бурку»,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
«Репку» мы не забываем
Знаем «Волка и козлят».
Этим сказкам каждый рад!
В:Чтобы наша речь была правильной и красивой пошевелим язычком.
Артикуляционная гимнастика
В: Ребята, вы сохранили свои билеты? Посмотрите, есть ли на них сказочный герой? (Ответы детей) Выходите те, у кого он есть. Вы теперь актеры. Проходите на сцену и готовьтесь к представлению.
Воспитатель (к зрителям) А мы с вами, чтобы не скучать отгадаем загадки
Он ушел от бабки с дедом,
Не хотел их быть обедом
По тропинке прыг да скок
Укатился…
(Колобок)
Ходит он на двух ногах,
Повторяя: «Ох!» и «Ах!»
Говорят, ему сто лет.
Он ворчливый старый…
(Дед)
Как появится мука,
Печь не станет колобка,
Испечет оладушки
Старенькая…
(Бабушка)
Летом скачет в шубке серой,
А зимою в шубке белой
Длинноухий побегайчик,
Маленький трусишка…
(Зайчик)
День и ночь по лесу рыщет,
Для себя добычу ищет,
А найдет – зубами щелк! –
И поест голодный…
(Волк)
Любит мед и даже слишком
Бурый косолапый…
(Мишка)
Обитает среди леса
Ярко-рыжая принцесса –
Превеликая хитрица,
И зовут ее.
(Лисица)
В: Ребята, какую же сказку нам покажут актеры? (Ответы детей)
Все расселись? В добрый час!
Начинаем наш рассказ…
(Декорации избушки, лесной полянки)
В: Жил старик со своею старушкой
В маленькой лесной избушке…
Вот и просит старик
Слова кукол говорят дети
Старик: «Испеки мне, бабка, колобок».
Бабка: «Да из чего же я испеку?»
Старик: «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби»
В: бабка так и сделала. Помела, поскребла да и набралось горсти две муки. Замесила она тесто, изжарила колобок и положила на окошко студить. Надоело ему на окошке лежать и решил он пойти погулять. Скатился на завалинку, с нее на тропинку и по ней прямо в лес.
Вед.ребенок: Катится колобок, а навстречу ему заяц.
Заяц: Ой, какой красивый, вкусный колобок
Нравишься ты мне, а я вот тебя съем.
Ням-ням-ням-ням.
Колобок: не ешь меня, послушай мою песенку
Я колобок, колобок
Я румяненький бок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от тебя, зайка, я уйду.
Вед.р: И покатился колобок дальше. А навстречу ему волк.
Волк: Ой, какой красивый, вкусный колобок
Нравишься ты мне, а я вот тебя съем.
Ням-ням-ням-ням.
Колобок: не ешь меня, послушай мою песенку
Я колобок, колобок
Я румяненький бок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
И от тебя, волк, уйду.
Вед.р: И покатился колобок дальше. А навстречу ему медведь.
Медведь: Ой, какой красивый, вкусный колобок
Нравишься ты мне, а я вот тебя съем.
Ням- ням- ням- ням.
Колобок: не ешь меня, послушай мою песенку
Я колобок, колобок
Я румяненький бок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от тебя, медведь, уйду.
Вед.р: И покатился колобок дальше. А навстречу ему лиса.
Лиса: Ой, какой красивый, вкусный колобок
Нравишься тымне, а я вот тебя съем.
Ням-ням-ням-ням.
Колобок: не ешь меня, послушай мою песенку
Я колобок, колобок
Я румяненький бок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел.
Лиса: Ой, как хорошо, ты поешь, колобок!
Сядь мне на носок, да спой еще разок!
Воспитатель: Стой колобок, не садись лисе на носок
Она тебя обманет, слушать песенку не станет
Ам! И съест!
Не верь ты ей! Убегай-ка поскорей.
(Убегает)
Осталась лиса ни с чем.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Актеры выходят из-за декораций
В: Артистами ребята побывали,
И сказку показали
Вы старались, молодцы.
Похлопаем вам от души! (Дети садятся на места)
В: Ребята, вам понравилась сказка? А как она называется? Где мы сегодня были? Что вам запомнилось в кукольном театре? Теперь вы знаете кто такие актеры, что они умеют. Думаю, что вам под силу показать любую сказку. А нам пора возвращаться обратно. Садимся в автобус и едем в детский сад.
Конспект театрализованного занятия с куклами би-ба-бо для старшей группы «Путешествие по сказкам»
Область образования - познание, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое
Возрастная группа: старшая группа
Название игры: театрализованный театр с использованием кукол Би-ба-бо
Тема: Путешествие по сказкам
Цель: Создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательная: Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам. Развивать воображение. Закреплять знания детей о правилах манипуляции куклой би-ба-бо.
Поддерживать желание детей участвовать в игре-драматизации, поощрять исполнительское творчество детей.
Развивающая: Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Воспитательная: воспитывать интерес с театрализованным представлениям
Материал и оборудование: посылка, письмо, план - схема путешествия, 3 клубочка разного цвета;для сказки “Три медведя”: портрет трёх медведей, три тарелки, три ложки, три стула, три кровати разной величины; для сказки “Волк и семеро козлят”: декорации комнаты козлят, шапочки козлят на каждого участника занятия;
для сказки “Теремок”: декорации к драматизации - домик, забор, деревья; куклы би-ба-бо - мышка, лягушка, заяц, лиса.
Ход занятия - игры
Воспитатель говорит детям, что им пришла посылка. Вместе с детьми воспитатель открывает посылку и достаёт письмо, а затем корзиночку с 3 клубочками разного цвета.
Письмо: “Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки, и поэтому приглашаю вас в необычное путешествие по сказкам. Помогут вам мои друзья, разноцветные клубочки. Счастливого пути! Волшебник”.
К письму прилагается план-схема путешествия по сказкам. Маршрут путешествия обозначен цветными стрелками, соответствующими цвету каждого клубочка, который приводит детей в одну из сказок.
1 клубочек – сказка “Три медведя”
Уголок сказки оформлен: на столе три тарелки, три ложки разного размера; три стула разной величины.
Воспитатель: Ребята, в какую сказку нас привёл клубочек? Как вы догадались? А какое настроение бывает у мишек? А вы знаете, что мишки любят играть. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно – они делают так.
Когда медведи удивлены – делают вот так.
Когда они испуганы – они такие.
Когда мишки злятся – они уже другие.
Когда медведи радуются – делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какие разные настроения бывают у медведей в сказке «Три медведя». А теперь мы с вами разыграем фрагмент этой замечательной сказки. Давайте договоримся с вами, кто из вас будет читать слова автора, а кто станет героями сказки – Михаилом Ивановичем, Настасьей Петровной и Мишуткой.
«…Пришли медведи домой голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял свою чашку,взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?
Михайло Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и закричала не так громко:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?»
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь нам пора идти, пока не пришли медведи и не застали нас у себя дома.
Дети уходят из сказки, превращаясь в медведей.
2 клубочек – сказка «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы попали? Кто живёт в этой сказке? Вы хотите поиграть в эту сказку? Тогда вы будете моими маленькими козлятками, а я ваша мама – коза (одевают шапочки).
Воспитатель: Дети, а вы любите петь? Вот и мама-Коза и козлята очень любят петь. А чтоб губы и язык были подвижны и чётко произносили текст, нужно делать специальные упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Давайте ребята подтянем губы к дёснам и покажем наши зубки.
А теперь давайте сомкнём губы и выпятим их вперёд как хобот у слона. А теперь сильно откроем рот и снова покажем хобот слона. И подвигаем хоботом вправо, влево.
И язычком сделаем «укольчики» в щёчку.
Воспитатель: Вот мы размяли ротик. А теперь споём песенку.
Исполняется песня «Коза».
Воспитатель предлагает отправиться в другую сказку, имитируя движения козлят.
/Рассматривается схема, выбирается клубочек. /
3 клубочек – сказка “Теремок”
Театрализованная игра с элементами кукольного.
Уголок оформлен в виде лесной полянки, на которой стоит пенёк,с разложенными детскими музыкальными инструментами: колокольчик, шумелка, барабанчик, ложки. Вокруг домика бутафорский лес, приготовлены куклы для кукольного театра: лиса, мышка, лягушка, зайчик, волк.
Воспитатель: Я хочу пригласить вас в сказку.
За лесочком, на опушке,
Чья-то спряталась избушка.
Не избушка, теремок,
Он не низок, не высок.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись,
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком и крыльцом.
А вот и теремок. Давайте сядем по удобней и посмотрим, что же будет дальше. Послушайте, кто же это бежит по лесной тропинке?
(В зал вбегает ребёнок в костюме мышки, оглядывается по сторонам, находит колокольчик, берёт его в руку.)
Мышка поёт песенку:
Я – маленькая мышка,
Я по лесу бегу,
Ищу себе домишко,
Ищу, не нахожу,
Тук – тук, тук – тук, (играет в колокольчик)
Пустите меня!
Тук – тук, тук – тук,
Пустите меня!
Мышка говорит:
Что за чудо – теремок?
Он не низок, не высок,
Кто же в тереме живёт,
Кто же терем стережёт? (пожимает плечиками)
Никто не отвечает!
В теремочек я зайду,
И порядок наведу.
(Ребёнок надевает на руку куклу мышку.)
Воспитатель:
Стала Мышка в доме жить,
Стала домик сторожить,
Вдруг от озера, по травке,
Шлёпают босые лапки.
(На полянке появляется лягушка, Скачет, рассматривает теремок. На пеньке находит шумелку, останавливается перед домиком и поёт песенку, на проигрыш играет на шумелке).
Лягушка:
Речка, мошки и трава,
Тёплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Полюбуйтесь на меня (2 раза)
Стучится в теремок:
Что за чудо теремок?
Он не низок, не высок!
Кто же в тереме сидит,
И в окошечко глядит?
Выглядывает Мышка: Кто там?
Лягушка: Это я, твоя подружка!
Я – зелёная лягушка.
Скучно в тереме одной?
Поживу и я с тобой!
(Ребёнок Лягушка одевает на руку куклу лягушку)
Мышка и Лягушка выглядывают из-за Теремка:
Будем вместе дружно жить,
И комариков ловить!
Воспитатаель:
Вдруг из леса на полянку,
Прибежал ушастый зайка!
(В зал вбегает ребёнок в костюме зайчика)
Зайка: Что за чудо, вот так да!
Как же я попал сюда?
На полянке теремок,
Он не низок, не высок,
Из трубы идёт дымок,
Под окошечком пенёк,
В дверь тихонько постучу,
И хозяев позову.
Тук – тук – тук, кто в теремочке живёт?
Кто там песенки поёт?
В окошечко выглядываю куклы Мышка и Лягушка:
Я – мышка – норушка!
Я – зелёная лягушка!
Заяц: А я зайка ушастый!
Мышка: А что ты умеешь делать?
Заяц: песенку петь, на барабане играть (берёт с пенька барабанчик)
Зайчик поёт песенку: Я весёлый зайка,
Зайка – попрыгайка,
На полянке я скачу,
Громко лапками стучу.
(Играет на барабанчике под любую плясовую мелодию).
Воспитатель:
Веселее стало в доме,
Стали жить они втроём,
Вдруг из леса выбегает,
Кто-то с рыженьким хвостом.
(Крадётся лисичка, оглядывается, видит теремок, рассматривает его.
Лисичка: Я - лисичка, я – сестричка,
У меня пушистый хвост,
По лесной идёт дорожке,
Поразмять решила ножки.
Что за чудный теремок?
Он не низок, не высок,
Кто хозяин здесь, скажите,
И в окошко поглядите!
Звери: Я – мышка Норушка
Я – лягушка – квакушка,
А я – зайчик побегайчик.
Звери: А что ты умеешь делать?
Лиса: На ложках я играю,
На концертах выступаю.
(Берёт с пенька ложки, играет под аккомпанемент фортепиано любую русскую народную мелодию).
Сказочник: Вдруг из леса весь лохматый,
Вышел волк и машет лапой.
Волк: Что за терем – теремок?
Он не низок, не высок,
Подойду-ка я к двери,
Да узнаю, кто внутри.
Тук-тук-тук.
Мышка: кто там?
Волк: это Волк лохматый,
В дверь стучится серой лапой!
Звери: а что ты умеешь делать?
Волк: танцевать умею я,
Вот и пляска моя!
(Волк пляшет)
Выходи лесной народ,
Вместе встанем в хоровод,
Вы играйте, я спляшу,
И ребяток приглашу.
Все участники занятия берут детские музыкальные инструменты и исполняют
Русскую народную плясовую.
Мышка: вот так терем – теремок!
Лягушка: он не низок, не высок!
Заяц: Много в нём живёт зверей.
Лиса: Вместе жить нам веселей!
Вместе: он не низок, не высок,
Наш весёлый теремок!
Звери кланяются.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Ну, а нам пора прощаться со сказкой и возвращаться в детский сад.
Тема: «Кукла би-ба-бо» подготовительная группа
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возрастная группа:
Название игры: подготовительная группа
Тема: Кукла Би-Ба-Бо
Цель: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре
Задачи:
Образовательные задачи: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.
Развивающие: развивать творческие способности и речь воспитанника.
Воспитательные: побудить детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.
Оборудование: Перчаточные куклы би-ба-бо, ширма настольная, колокольчик иллюстрированный материал по истории куклы, сундук, ширма, схемы эмоций, аудио запись.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Ход деятельности:
Вводная (звучит музыка)
- Собирайтесь дети в круг ,
Я- твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся! ( Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Поприветствуем друг друга с помощью колокольчика
Игровое упражнение «Динь-дон-дон»
- Добрый день, Настенька, Динь-дон-дон! Здравствуй , Машенька, Динь-дон-дон! (Дети называют имя соседа в ласковой форме, передовая колокольчик).
- Какие красивые у вас имена, вы умеете ласково называть друг друга.
- Предлагаю поиграть в игру «Разминка театральная».
Сказки любите читать? (да, очень)
А в них играть? (да)
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Иль на волку, иль на козу?
Или на принца, или на Бабу Ягу? (жесты, мимика).
- Что такое мимика? (выражение нашего лица).
- Верно, а жесты? (Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы)
Игровое упражнение «Школа мимики»
Бывает, без сомнения,
У людей разное настроение.
Его я буду называть,
А вы попробуйте показать.
Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе (использование предметных картинок)
Подошла к концу разминка,
Постарались все сейчас.
А теперь вопрос для вас:
- Кто из вас помнит, с каким видом театра мы познакомились на прошлом занятии? (С настольным театром)
- Правильно, мы знакомились с настольным театром.
- Как вы думаете, почему он так называется? (Потому, что в него можно играть на столе).
- Какие еще театры есть? (Теневой, театр картинок, кукольный)
- Кто из вас был в кукольном театре?
- В кукольном театре были многие из вас, смотрели кукольные представления.
- Кто помогает оживить кукол? (Люди, кукловоды)
- Вы хотите больше узнать о кукловодах, познакомиться с историей театральной куклы и научиться, ими управлять? (да).
- Приглашаю вас посетить музей театра.
- Волшебные слова помогут нам очутиться там. Нужно закрыть глаза и всем вместе дружно произнести волшебные слова.
Хоровое проговаривание волшебных слов
Повернись, повернись и в музеи очутись.
Дети , закрывают глаза. Звучит отрывок из музыкального произведения "Приглашение в гости к сказке..." и открываются двери.
Детей встречает хозяйка музея.
2 часть. Основная
- Здравствуйте, гости дорогие. Проходите. Я, хозяйка музея театра. Рассаживайтесь поудобней. Рада видеть вас. Сегодня я хочу познакомить вас с новым видом театра - театр перчаточной куклы би-ба-бо, еще его называют театром «Петрушки». Только сегодня и только вам расскажу о том, почему он так называются, и откуда появился. Слушайте.
Слушайте, послушайте,
Расскажу вам сказочку
Длинную – предлинную.
Хорошую – прехорошую,
Интересную – преинтересную
Эту сказку когда-то рассказала баба деду,
Дед – соседу, сосед – куме,
Кума – вороне да сороке.
Сорока жить не могла, покуда всем не разнесла!
От нее и я знаю, да и вам расповедаю
Информационный блок
- Давным давно в Древней Греции возникло волшебное искусство. Назвали его театральным. Театр – это такое место, куда приходят люди чтобы посмотреть представление. В этих представлениях участвовали люди и куклы (картинка №1).
И вот однажды, на свет появилась такая кукла, которую одевали на руку- как перчатку- и называли её Петрушкой (картинка №2).
- Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку. (картина №3) Он высмеивал человеческие пороки, глупость, жадность, трусость и жестокость. Эти представления проходили на улице. И у Петрушки долгое время не было своего дома. (картинка №4)
- И наконец такой дом- театр появился в Санкт Петербурге и стал он называться кукольным театром для детей.( картинка №5)
- Петрушка жил на Руси. А вот в других странах тоже были куклы похожие на нашего Петрушку, такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по – разному: в Англии – Панч (картинка №6) во Франции – Полишинель (картинка №7), в Италии – Пульчинелло (картинка 8), в Германии – Касперле (картинка 9), в Турции – Карагез (картинка 10). Все эти куклы были перчаточными.
- Перчаточными, их называют по тому что, стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает.
Где же они? Я их в сундук складывала.
Достаю Петрушку куклу, показываю детям.
- Управляет такой куклой человек, которого называют – кукловод.
- Но не думайте, что кукловодом быть так легко. Кукловод должен уметь правильно говорить и хорошо владеть своими руками. Чтобы кукла двигалась и говорила
- Добиться это можно только благодаря постоянным тренировкам и разминкам.
- Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.
- Сейчас мы с вами тоже потренируемся.
Артикуляционная гимнастика «Театральная репетиция»
-Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!
Мы - слоники.
Наши губки - хоботочки. (Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у»)
Улыбнемся как лягушки. (Произнесем «И-и-и»)
Двигаем губами от правой щеки к левой.
Двигаем губами по кругу.
Раздаем орешки щечкам.
«Прополощем рот» воображаемой водой.
- Проведём речевую разминку
Нужно произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)
- Ес-ес-ес- мы идем в лес.
- Су-су-су- тихо осенью в лесу.
- Ес-ес-ес - опустел осенний лес.
- Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
- Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
Пальчиковая гимнастика
- Поиграем с пальчиками
На большом диване в ряд (Хлопки ладошки, кулачки поочередно)
Наши куколки сидят.
Две матрёшки, Чипполино (прокручивают)
И весёлый Буратино.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот как можем мы считать.
- Вот и готовы наши пальчики, чтобы оживить куклу. Но для этого мне её нужно надеть на руку. Посмотрите, на какие пальцы она надевается – на указательный, средний и большой палец. На указательный палец, надевается голова куклы, на большой и средний палец – руки куклы.
Показываю детям
- Покажите, на какие пальцы надевается кукла.
- Представьте себе, что на руке у вас кукла, покачайте головой куклы, похлопайте в ладоши (показываю двумя руками, одна рука с куклой другая без куклы).
- Я и для вас, приготовила перчаточные куколы.
Раздаю кукол детям.
- Надевайте куклу на правую руку, вспомните на какие пальчики надо надевать перчаточную куклу. Покажите ваших кукол.
- Сейчас оживим наших кукол.
- Петрушка, нам покажет, как он это делает, а мы будем повторять все движения за ним.
Игровое упражнение «Кукловод»
- Вот как хлопаем в ладоши и киваем головой, повернёмся мы направо, повернёмся мы налево и поклонимся не раз. Вот так, вот так, мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).
- Как только куклу мы одели на руку, она ожила. И начала не только двигаться но и говорить, голосом своего героя.
- Посмотрите на своих кукол, они заскучали, им хочется очень поприветствовать Петрушу.
Игровое упражнение «Озвучь героя»
- Поприветствуйте Петрушку от имени своего героя – голосом своей куклы. (Дети поочередно приветствуют петрушку).
Игра «Аплодисменты»
- Все мы с вами сейчас были кукловодами. Учились управлять перчаточными куклами. И у нас это хорошо получилось.
Поиграли от души.
Все артисты высший класс!
И теперь аплодисменты для нас…
- Аплодисменты для Маши и Миши. Поклон, снимаем куклу и кладем на театральный лоток (дети снимаю кукол).
- В старые времена Петрушка выступал за ширмой на площадях и ярмарках, в городах и деревнях вместе с друзьями. Волшебство кукольного театра в том, что вы видите только куклу, а кукловода не видно, он за ширмой. А сейчас вы увидите и куклу и кукловода.
Появляется Петрушка.
Петрушка:
- Здрасьте гости заезжие,
Господа приезжие!
Все собрались, никого не ждем.
Давайте разговор начнем.
Я хочу вам задать несколько вопросов! Вы готовы? (Готовы).
Кто главный герой в кукольном театре? (куклы).
Как называется кукла, одетая на руку? (Перчаточная , куклы би-ба-бо)
Почему их так называют? (По тому, что надевается на руку на пальчики как перчатка)
Кто управляет куклой во время спектакля ? (Кукловод)
Молодцы ребята, вы все хорошо справились заданием. Вы не только познакомились с историей театральной куклы, но ваши руки оживили её. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться.
Доследующей встречи в музеи театральных наук. Где я вас буду ждать.
А, сейчас закроем глаза и произнесем волшебные слова (Звучит музыка )
Раз, два, три повернись и в группе очутись. (Двери открываются )