Консультация для родителей «Творческие задания, используемые для развития речи».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Зуева Анастасия Васильевна

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. На своих занятиях, я использовала мнемосхемы, где каждый ребенок мог воспроизвести полученную информацию. Где схемы служили зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют и логопеды

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа № 7

фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,  

г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Консультация для родителей

 «Творческие задания, используемые для развития речи».

Подготовила: Зуева А.В.

 

 г. Видное, 2023год

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.

3 слайд

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. На своих занятиях, я использовала мнемосхемы, где каждый ребенок мог воспроизвести полученную информацию. Где схемы служили зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют и логопеды

4 слайд

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

5 слайд

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использовала для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

 Особенно эффективны были мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывали картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывали схематически. После этого дети по памяти, могли использовать графическое изображение, что позволяло им воспроизводить стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы.

7 слайд

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

8 слайд

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перешла к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, т. к. у детей   остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

9 слайд

Мнемоквадрат- это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение

Мнемодорожка –это ряд картинок (3-5), по которым можно составить небоьшой рассказ в 2-4 предложения.

10 слайд

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.

12-19 слайды

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. В своей работе я использую следующие мнемотаблицы:  (перечисляю)

20 слайд

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Могу сказать, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, например  в таких областях, как познавательное и художественно-эстетическое развитие.

Мнемотехника многофункциональна. 

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой нужно использовала речевые игры, настольно-печатных игр, что помогает детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания-упражнения для развития речи старших дошкольников.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в...

Консультация для педагогов «Творческие задания как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой л...

Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"

Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...

Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей  « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...

Консультация для родителей: "Творческие задания для развития речи дошкольников".

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своём личном опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте  предложить им помещённые ниже творческие задания....

Консультация для родителей «Значение техники оригами для развития речи и творческих способностей детей»

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Одним из способов развития речи  является технология Оригами....

Выступление на педсовете: «Творческие задания, используемые для развития речи дошкольников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 7 фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,  г. Видное, пр-д...