Конспект занятия по речевому развитию: «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Семиглазова Олеся Петровна

Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в увлекательное путешествие по сказке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию.

 Тема:  «Путешествие по русским народным сказкам»

Воспитатель: Семиглазова Олеся Петровна

Возраст детей: старшая группа

Задачи:

Образовательная: Формировать умение образовывать прилагательные от существительных. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположные признаков предметов или слов-антонимов.

Развивающая:  Расширять активный словарный запас, развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать связную речь.

Воспитательная:  Воспитывать стремление оказывать помощь, тем, кто оказался в трудной ситуации. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.

Материалы и оборудование: «печка», «пирожки», дерево яблонька, речка, избушка бабы-Яги; костюм бабы-Яги, картинки 4- лишний, разрезные картинки фруктов; муляжи овощей и фруктов; мячик; корзинка с яблоками.

Мотив: Поможем героям сказки.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядный (показ иллюстраций), игровой, практический.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Как приятно, что сегодня

Гости к нам сюда пришли,

И не глядя на заботы

Час свободный все нашли.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).

2. Основной этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в увлекательное путешествие по сказке. Но чтобы попасть в сказку, нам нужно вместе произнести волшебные слова:

В круг скорее становитесь,

крепче за руки держитесь,

раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)

Сказку будем начинать.

Вокруг себя повернись и в сказке очутись.

Воспитатель: Вот мы и в сказке

Воспитатель: А вот в какую сказку мы попали, вы должны отгадать: (Воспитатель читает письмо)

- Здравствуйте, ребята! Моего братца Ванюшу унесли Гуси-лебеди, бегу его спасать, но боюсь не успеть, очень далеко они улетели, прошу вас мне помочь!

Дети: сказка «Гуси-лебеди»

Воспитатель: Ребята, а что случилось в этой сказке? Куда улетели Гуси – лебеди? (в избушку к Бабе-Яге)А вы хотите помочь Аленушке найти братца Иванушку? (да).

Воспитатель: отправляемся в путь (выстраиваемся за воспитателем).

По тропинке  в лес шагаем              ходьба, высоко поднимая колени

Ножки выше поднимаем.

Мы по кочкам, прыг да скок           прыжки                          

Вот  попали мы в лесок!                  поднимаем руки над головой

Лес красивый, славный лес,

Полон таен и чудес!                         разводим руки в стороны

(Воспитатель подводит детей к печке)

Воспитатель: Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку). Давайте подойдем к ней поближе и спросим куда полетели гуси – лебеди. «Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели»?

Печка: «Выполните моё задание скажу».

Воспитатель: Ребята, смотрите печка испекла пироги, чтобы пироги получились вкуснее, нам нужно добавить в них начинку. И назвать какие пироги у нас получились. Давайте подойдем к столу (круглый). На столе лежат картинки. Вам нужно взять одну из картинок, назвать что на ней нарисовано, положить в пирог и назвать какой пирог получился. Например: (образуем прилагательные от существительного)

Яблоко - яблочный пирог,

Ананас - ананасовый пирог,

Малина - малиновый пирог,

Гриб - грибной пирог,

Рыба - рыбный пирог,

Вишня - вишневый пирог,

Клубника - клубничный пирог,

Капуста - капустный пирог,

Мясо - мясной пирог,

Творог - творожный пирог.

Тыква - тыквенный пирог.

И так далее. (Дети выполняют задание). Молодцы ребята!

Воспитатель: Печка, мы выполнили твоё задание.

Печка. Молодцы ребята, найдите стрелку она укажет вам путь. Благодарим печку.

Воспитатель: А вот и стрелка, пойдемте дальше.

- Выше ножки поднимаем через кочки мы шагаем.

Воспитатель: Ребята, а кого потом встретила Аленушка на пути? (яблоньку). Ребята, смотрите, а вот и яблонька. Давайте подойдем к ней и спросим, куда Гуси-лебеди полетели.

Воспитатель: Яблонька грустная стоит веточки опустила....

Воспитатель и дети: «Яблонька, яблонька, скажи куда Гуси-лебеди полетели»?

Яблонька: Помогите мне, а я укажу вам путь. Нужно спелые  яблоки сорвать и загадки отгадать.

Пальчиковая гимнастика «Яблонька»

У дороги яблонька стоит,                          Руки сплести над головой, пальцы разжаты

На ветке яблочко висит.                            Сложить запястья вместе

Сильно ветку я потряс,                              Руки над головой, движения вперед-назад

Вот и яблочко у нас.                                  Имитируют, что держат яблоко

Дети по очереди срывают только красные яблоки (на обратной стороне загадки)

1. Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

2. Что можно варить?

3. Что можно читать?

4. Чем можно рисовать?

5. Что может летать?

6. Что может плавать?

Воспитатель: А теперь подойдем к яблоньке. Яблонька, мы выполнили твои задания!

Яблонька. Все задания выполнили, молодцы!

Воспитатель: отправляемся дальше

Физкультминутка «Гуси»

Гуси прилетели                                                 Машут крыльями

Возле моря сели                                                Приседают

Искупаться в море синем гуси захотели        Плавательные движения

Лапки обмывали                                               Ладонями поочередно потирают руки

Крылья полоскали                                            Махи внизу руками

А соленую водицу гуси пить не стали           Повороты головы в стороны

Полетим до дому к берегу родному.              Махи руками

Воспитатель: Кого встретила Алёнушка дальше на своем пути? (Речку). А вот и речка.

Давайте подойдем к речке и спросим куда Гуси-лебеди полетели.

Воспитатель и дети: Речка - реченька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

Речка: Чтоб дальше путь продолжить, нужно вам через речку перейти. Кто знает, как можно перебраться на другой берег?

Дети: переплыть на лодке, перепрыгнуть, пройти по мостику.

Воспитатель: Мы построим свой мост. Каждый из вас возьмет дощечку (Полоски из картона) и прежде, чем положить её, к заданному слову называет слова с противоположным значением: (протягиваю дощечку - называю слово)

черный - белый

день - ночь

близко - далеко

низко - высоко

радостно - грустно

горячий - холодный

чистый - грязный

медленно - быстро

легкий - тяжелый

мягкий - твёрдый

Дети строят мост через речку.

Воспитатель: «Проходите, по мостику!» Благодарим речку.

Воспитатель: «Ребята, смотрите, а что это?» (избушка бабы Яги... ширма театра).

Воспитатель: Посмотрите там сидит Баба - Яга (кукла) она такая сердитая, как бы нам её исправить,..... давайте попробуем сказать ей  добрые слова («букет вежливых слов»), может тогда она отпустит Аленушку и Иванушку.

Дети: спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, простите, будьте добры, приятного аппетита и т.д.

Воспитатель:

Алёнушка. «Спасибо вам ребята за помощь! Нам с братцем пора возвращаться домой. До свидания ребята!

Воспитатель: А нам ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, и все вместе произнесем волшебные слова: «Раз, два, три, вокруг себя повернись и в детском саду очутись!» Вот мы с вами ребята, снова вернулись в детский сад.

3. Итог занятия.

Воспитатель: Скажите в какой сказке мы сегодня побывали? Кого мы встретили? Какие задания мы выполняли? Какое задание было самое сложное? Что вам понравилось?

Ой ребята, смотрите, кажется кто-то забыл корзину. Давайте посмотрим, что в ней. По-моему, это яблонька оставила нам свои яблочки. Давайте ребята наших гостей тоже угостим яблочками. (угощают.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мне...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Путешествие по русским народным сказкам»

В конспекте ребята отправяться у путешествие где будут должны разгадать  загазки, сказочные выражения, вспомнить названия русских сказок, узнать по предмету, найти ошибки в сказке....

Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие по русской народной сказке "Рукавичка"

Констект занятия по речевому развитию с применением технологии сторисек в подготовительной группе....