Творческий проект «Буквоград и его жители»
проект по развитию речи

Ребёнок должен овладеть грамотой задолго до изучения грамматических правил, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно воспроизводить устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, уметь понимать, когда пишется так, как слышится, а когда - нет. К сожалению, это удаётся не всем детям, и у многих из них возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии в дальнейшем дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvograd.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Творческий проект

 «Буквоград и его жители»

Подготовила  

учитель-логопед

Олейник О.Г

Покачи

Проект «Буквоград и его жители».

(для детей 6-7 лет с ОНР)

Вид проекта: творческий, практико - ориентированный

Продолжительность проекта: среднесрочный

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники, воспитатели, родители.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Актуальность:

Для современной  общеобразовательной школы характерна большая неуспеваемость  многих учащихся по изучению русского языка. Причины этого явления уходят своими корнями в дошкольный и даже ранний возраст. Ребёнок должен овладеть грамотой задолго до изучения грамматических правил, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно воспроизводить устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, уметь понимать, когда пишется так, как слышится, а когда - нет. К сожалению, это удаётся не всем детям, и у многих из них возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии в дальнейшем дисграфии. У детей с ОНР неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, память, внимание. Несформированность основных предпосылок грамотного звуко-буквенного анализа слов, а в дальнейшем чтения и письма может быть выявлена ещё в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Вот почему, в раннем дошкольном возрасте, надо вводить ребёнка в звуковую систему языка, а в дальнейшем продолжать его совершенствовать.

 

Цель: развитие познавательных и творческих способностей каждого ребёнка в процессе закрепления графического изображения букв русского алфавита, акустического образа.

 

  • расширять знания детей о  звуках и буквах. (загадки, чистоговорки, скогоговорки);  
  • формировать  предпосылки к изучению букв и звуков;
  • создание развивающей среды;
  • развивать речь  дошкольников;
  • создание условий для реализации проекта:

Предварительная работа:

1. Пополнение и подбор материала по изучению грамоты для реализации проекта.

2. Подготовка и проведение развлечения совместно с музыкальным руководителем, подбор костюмов и атрибутов.

3. Изготовление атрибутов совместно с   родителями.

4. Рассматривание иллюстраций из книги «Занимательное азбуковедение»

5. Беседа с родителями о содействии в организации выставки «Весёлые буковки»

6. Подбор материалов для родителей.

7. Сбор и оформление наглядного материала.

8. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

Ожидаемый результат:

-  дети запомнят написание печатных букв русского алфавита;

-научатся соотносить букву с соответствующим звуком;

- смогут самостоятельно из звуков и букв  складывать слова;

-смогут  определять на слух заданный звук,  развить фонематический слух.

Этапы работы:

1 этап: подготовительный. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.

2 этап: практический. (Или этап реализации проекта.) Проводим запланированные мероприятия , путешествуем по Буквограду.

3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие «Кто в Буквограде живёт»,  изготовление букв, выставка «Весёлые буковки»

тематических папки «На что похожа буковка»

План проекта «Буквоград и его жители»

Области интеграции

Формы работы с детьми

Тема, содержание

Социально –коммуникативное  развитие

Беседа

Провести беседу о Буквограде. Узнать у ребят о том, что они думают о необходимости изучения букв и звуков. Мотивировать ребят на получение   новых важных знаний, без которых нельзя стать грамотным человеком

Художественно - эстетическое развитие

Слушание

Стихи, загадки, потешки про звуки и буквы русского алфавита

Физическое развитие

Подвижные игры

«Весёлая зарядка», «Паучок»

Познавательное развитие

Беседа

«Как появилась письменность на Руси»

Художественно -  эстетическое развитие

НОД с творческим заданием  (рисование,  лепка, аппликация)

 «Королевство Златоустье», «Вот какая Буква», «Приключения в стране Знаний» 

Социально –коммуникативное  развитие

Презентация

«Звуки и буквы»

Социально –коммуникативное  развитие

Сюжетно-ролевая игра

Начало игры: получение СМС от жителей Буквограда (Незнайка перекрасил все домики и всё перепутал. Необходимо исправить ошибки (звуко-буквенный анализ, составить слова)

Познавательное развитие

Экскурсия в библиотеку

 «Азбука для любознательных мальчиков и девочек»

Художественно - эстетическое развитие

Итоговое мероприятие

«Кто в Буквограде живёт», выставка «Весёлые буковки». Создание альбома «На что похожа буковка». Буклет «10 правил обучения чтению».

 

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы на темы: «Как появилась письменность на Руси», «Кого можно считать грамотным человеком»

2. Чтение литературы: «Читалочка», «Азбука», «Букварь», «Занимательное азбуковедение», «Азбука для любознательных мальчиков и девочек»

3. Художественно-творческая деятельность:

  • НОД  «Королевство Златоустье».
  • НОД  «Приключения в стране Знаний»
  • НОД (аппликация, ниткопись, лепка) «Вот какая Буква»
  • Выставка подделок на тему: «Весёлые буковки».
  • Изготовление буклетов, альбома по следующим темам: «На что похожа буковка» «10 правил обучения чтению».
  • Рассматривание  «Азбуки», «Букваря»
  • Рассматривание иллюстраций к «Веселой азбуки»
  • Просмотр презентации «Звуки и буквы»

4. Игровая деятельность:

      Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Буквоград».

Дидактические игры: «Звук и буква», «Какие здесь спрятаны буквы?», «Прятки слов», «Узнай, сколько слогов в слове», «Превращение слогов в слова», «Отгадай кроссворд», «Отгадай ребусы»

5. Экскурсии: экскурсия в городскую библиотеку тема: «Азбука для любознательных мальчиков и девочек».

6. Методическое обеспечение:

Подбор методической и художественной литературы.

Формы работы с родителями:

Консультации:

  • «Готовимся к школе: развиваем слух и речь»,
  • «Готовим руку к школе».
  • Изготовление буклета, альбома по следующим темам:   «На что похожа буковка»,  «10 правил обучения чтению».

Рефлексия:

В результате реализации проекта дети познакомились с историей возникновения письменности на Руси, закрепили знания о гласных и согласных звуках, выделять нужный звук в слове, узнавать и соотносить графический образ буквы со звуком, овладели навыками чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Лесные жители просят помощи"

В дошкольном возрасте формируются первые представления ребёнка о многообразии и уникальности этого мира, поэтому очень важно дать ему полную и достоверную информацию о всех его обитателях. Данный прое...

Информационно-творческий проект «Морские жители»

Цель проекта - расширение и обобщение знанирй детей об обитателях морей и океанов....

Познавательный, творческий проект "Жители тундры - северные олени"

Актуальность данного проекта мы видим в том, что он позволяет в специально организованных условиях воспитательно-образовательного процесса  ДОУ, пробудить творческую инициативу и речевую ак...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в рамках спортивно – педагогического проекта «Буквоград» в подготовительной к школе группе. Тема: «День рождения буквы Ё»

Мероприятие для воспитателей, логопедов, инструкторов по физической культуре, направлено на закрепление знаний по обучению грамоты, формированию физических качеств, с использованием партерной гимнасти...

Информационно – творческий проект «Коренные жители Югры»

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уж...

ПОЗНОВАТЕЛЬТНО ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Лесные жители» Вторая младшая группа

Тип проекта: творческо-информационныйУчастники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Продолжительность проекта: Вид: долгосрочный...