НОД
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пантелеенко Светлана Анатольевна

Интегрированное занятие для детей подготовительнофй группы русская изба

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности «Русская изба»» подготовительная группа

Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуре через создание мини – музея «Русская изба»

Задачи:

Образовательные: Продолжить знакомить детей с традициями русского народа, с применением музейной технологии, открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, народной музыкой. Закреплять умение рисовать с использованием нетрадиционных техник и материалов.

Развивающие: Развивать у детей способности воспринимать музейную информацию, интерес к музейной деятельности, монологическую речь; коммуникативные умения, исполнительские навыки в области пения и движения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес, бережное отношение к русской старине, народной музыке, культуру слушания и зрительного восприятия.

Словарная работа:

Изба, печь, ухват, крынка, экспонат.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, просмотр презентаций, знакомство с экспонатами мини-музея «Русская изба». Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, русских народных песен, танцев, игр, чтение сказок.

Оборудование:

«Русская изба», оснащенная предметами русского быта, запись русской народной мелодии, ложки, шаль, CD диски, клей, соль, су джок шарики. салфетки, мольберты.

Ход занятия:

Под русские народные музыки дети заходят в зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, гость на порог – хозяину радость. Давайте поздороваемся с гостями по старинному русскому обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. Здравствуйте.

Воспитатель:

Что мы Родиной зовем?

1реб.:

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Воспитатель:

Что мы Родиной зовем?

2 реб.:

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем.

Воспитатель:

- О чем говорится в этом стихотворении? (о Родине)

А хотите попутешествовать в прошлое? Ещё больше узнать об истории нашего народа? Скажите, где можно узнать о том как жили в старину наши предки? (ответы детей: из книг, фильмов, музеев ).

Воспитатель: Вы знаете, что такое музей?

Рассуждения детей. (Место где собирают, хранятся, выставляются старинные предметы, картины, игрушки и многое другое).

Воспитатель: В нашем детском саду тоже есть музей. Музей русского быта. И вас, и наших гостей я хочу пригласить на экскурсию в этот музей.

Воспитатель: Знаете ли вы кто проводит экскурсии в музеи? (экскурсовод)

Воспитатель: Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Начинаем нашу экскурсию.

Воспитатель читает стихотворение:

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской старины.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра.

Воспитатель: Многие экспонаты вам знакомы, а с некоторыми вы сегодня познакомитесь, а давайте подумаем, а может и вспомним, что означает слово экспонат?

Вопросы: Знаете ли вы, как в старину на Руси дом называли? (Изба).

Слайд 1. 1 экспонат Изба (на слайде и на макете прикрепляем к мольберту)

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)

-Как мы себя чувствуем дома?

-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? (ответы детей)

 Воспитатель: Да, строили дома деревянные. А из какого дерева? (высказывания детей)

Воспитатель: Из сосны, ели, лиственницы.

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: В избу входили кланяясь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным?

СЛАЙД 2 (размещаем силуэт печки на макет)

2  экспонат – печка.

Сколько комнат было в избе? (Одна).

Большую часть избы занимала? (Печь).

Воспитатель: В старину как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку греть дом, готовить еду. Что ещё вы знаете про печь?

-ответы детей (на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду, собранные травы, пекли хлеб, пироги, при помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли болезни, например, простудные заболевания)

Воспитатель: Без печи изба – не изба, говорили в старину.

Воспитатель: Какие пословицы про печку вы знаете?

Дети рассказывают знакомые пословицы

- Около печи нельзя не нагреться.

-Печка греет, печка кормит, печка – мать родная.

-Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Гости на печь глядят, видно есть хотят.

Давайте с вами поиграем: и научимся печь растапливать:

Мы шагали по площадке (шагают)

Снег почистили лопатой (показать как чистят снег)

Наши щечки покраснели (трут щеки)

Руковички побелели (показать как отряхивают снег)

Чтобы печку затопить

Нужно дров нарубить (показать как колоть дрова)

Побежали мы домой (бег на месте)

К русской печки все гурьбой

Огонь быстро распалили (показать как разжигают спички)

Тепло в дом наш запустили.

Воспитатель: Отгадайте загадки о музейных экспонатах:

СЛАЙД 3

Книзу узок, верх широк не кастрюля – а …(чугунок).

-Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает, а что схватит - отдает? (ухват).

Воспитатель: Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. \Разместим наши предметы на макете.

4 экспонат – утварь. (Переходим к следующим экспонатам).

Воспитатель загадывает загадки, а дети находят отгадки и рассказывают о предмете. (называем и размещаем предметы на макете)

-Из глины мастера лепили, а хозяйки молоко хранили? (Крынка)

-Что еще наливали в крынку? (Квас, воду).

-И шипит, и кряхтит, воду быстро кипятит.

-Он наелся угольков, вот для нас и чай готов. (Самовар)

Воспитатель: Именно в нем готовили чай. А как? Кто знает?

-Ответы детей (В трубу засыпали сосновые шишки или сухие щепки, поджигали лучинкой, раздували огонь, и вода в нем быстро закипала и долго не остывала.)

Воспитатель: За самоваром собиралась большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, семейного покоя.

Самовар кипит уходить не велит

Воспитатель: а почему самовар так назвали? (Сам варит).

Загадки: -Вот идет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать (утюг).

Воспитатель: Как работал утюг?

-ответы детей (Во внутрь утюга засыпали угольки, они нагревались и можно гладить, или ставили на в печь).

Ребята что бы наши глаза не уставали, давайте  проведем гимнастику для глаз:

 Мы снежинку увидали – со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку, вытянуть снежинкувперёд перед собой, сфокусировать на нейвзгляд)

Снежинки вправо полетели, дети вправо осмотрели.(Отвести снежинку вправо, проследить зглядом). 

Вот снежинки полетели, глазки влево осмотрели. (Отвести снежинку влево

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал. (Поднимать снежинки вверх и вниз).

Дети смотрят вверх и вниз. 

Всё! На землю леглись.(Покружиться и присесть, опустив снежинку напол)

Глазки закрываем, (закрыть ладошками глаза)

Глазки отдыхают.

Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию

А теперь следующая загадка

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая…. (ложка)

Молодцы. Издревле русская кухня считается самой полезной и вкусной. А ели наши предки деревянными ложками.

 Подойдите к столу гости дорогие,      

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

Без ложки и добрый едок станет.

Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Но ложками не только ели, но и на них играли. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, постарались от души!  играли, красиво.  С ложками вы плясали, а что про ложки еще знаете?

 Следующий экспонат- сундук

Воспитатель: следующий экспонат – сундук. Что хранили в сундуках? (Одежду, полотенца). Давайте заглянем в сундук (Достают кружевные салфетки).

В старину на Руси было много мастериц, они умели прясть, вышивать, плести вот такие красивые салфетки. Плели их крючком, спицами, коклюшками. Мастериц, которые плетут кружева называли кружевницами.

Воспитатель достает письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам кружевницы. Мы готовимся к выставке, нам необходимо связать очень много салфеток. Выставка уже скоро, а салфеток у нас мало. Не могли бы вы нам помочь?»

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь кружевницам? Коклюшек у нас нет, вязать мы не умеем, а как мы сможем помочь кружевницам?

- ответы детей (можем нарисовать). Детям предлагается пройти и сесть за столы.

Воспитатель: Рисовать мы будем клеем. С его помощью нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии - тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок солью. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты солью (показать). После этого лишнюю соль стряхиваете на лист бумаги.

С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем на CD диске.

А что делать потом? (Засыпать солью весь рисунок).

Воспитатель. Молодцы! Не забудьте, что лишнюю соль необходимо ссыпать на чистый лист. Прежде чем начнете рисовать, мы сделаем пальчиковую гимнастику СУ джок

- Снег зимой летает,

(катаем шарик между ладонями)

Тихо отдыхает.

(сжимаем шарик ладонями)

Я его жалею

И в ладонях грею

(катаем шарик между ладонями)

Пока наши салфетки подсохнут, мы с вами еще раз помотрим на наши макеты, и в нашей игре проверим ваши знания.

Игра “Что было, что стало”

Сейчас мы с ваи проверим ваши знания..

Раньше еду готовили на печи, а теперь?

Еду готовили в чугунке, а теперь ?

Утюг грели с помощь угольков, а теперь есть электрический чайник?

Чай грели самаоваром, а теперь?

Вещи, одежду хранили в сундуке, а теперь?

Молодцы хорошо справились. А теперь давайте вернемся за столы, уберем лишнюю соль, и посмотрим, что же у нас с вами получилось.

Рефлексия: Молодцы ребята салфетки получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А самое главное, что каждый смог нарисовать именно свою салфетку. Давайте покажем салфетки гостям. Когда работы высохнут, мы сложим салфетки в посылку и отправим вологодским кружевницам.

Ребята вы хорошо выполнили все задания, и прекрасно играли, но у нас осталось еще одно задание, которое нам необходимо выполнить:

Посмотрите на экран и выберете правильный ответ:

Что из представленных сооружений является избой?

Многоэтажный дом, замок или  деревянный?

Чем раньше обогревали дом печькой, обогревателем или камином?

Какой стол стоял в избе деревянный, журнальный, стеклянный?

Какая лавка стояла в избе деревянная или железная, кованная?

Что использывалось для изготовления пряжи швейная машинка, ткацкий станок, или прялка?

Что использывалось для кипечения чая, кофемашина, электрический чайник, самовар?

В чем хранилось молоко? Крынка, графин, бедон?

Какие вы молодцы все правильно назвали.

Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилась экскурсия?

О чем вы сегодня узнали, что вам понравилось больше всего?

ответы детей

Ну а теперь давайте попрощаемся.