Консультация для воспитателей " Современные технологии в развитии речи дошкольников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Современные методики в развитии речи дошкольников»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

 В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания, образовательная область «Развитие речи» предполагает:

•        владение речью как средством общения и культуры;

•        обогащение активного словаря;

•        развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

•        развитие речевого творчества;

•        развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

•        знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

•        формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому требуется специальное обучение.

 Цель технологии - продолжать развивать речь как средство общения. Овладение культурой общения со взрослыми и сверстниками, обогащение словаря, развитие эмоциональной сферы, воспитание культуры поведения, толерантности к людям разной национальности, формирование у детей речевых норм. Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

Задачи технологии:

1.      Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением.

2.      Закреплять правильно, отчетливое произнесение звуков.

3.      Продолжать развивать фонематический слух.

4.      Учить определять место звука в слове.

5.      Отрабатывать интонационную выразительность речи.

6.      Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными, прилагательные с существительными.

7.      Знакомить с разными способами образования слов.

8.      Упражнять в образовании однокоренных слов.

9.      Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

10.    Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

11.    Учить по плану или образцу рассказывать о предмете.

12.    Развивать монологическую речь.

Ожидаемые результаты

•        Дети должны научиться объяснять правила игры; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ сверстника.

•        Употреблять сложные предложения разных видов.

•        Самостоятельно составлять по образцу рассказы, сочинять концовки к сказкам.

•        Определять место звука в слове.

•        Подбирать к существительному несколько прилагательных.

•        Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

 Предметом технологий развития речи дошкольников является процесс обучения детей языку и его практическому использованию.  

 Предмет технологий развития речи дошкольников можно определить и так: это процесс целенаправленного педагогического 

содействия овладению детьми родной речью и навыками речевого общения. 

 

Этапы использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности:

1. Создание среды, способствующей общению, формированию активной жизненной позиции, желание развивать потребность в общении и социальных контактов.

2. Изучение потребностей детей в коммуникативных навыках общения.

3. Составление перспективного плана, отбор форм и методов работы и совместно со специалистами МДОУ.

4. Беседы, чтение художественной литературы, участие в конкурсах, играх, досугах, тесная взаимосвязь с родителями.

5. Мониторинг результатов внедрения технологий.

           Цель речевой работы с дошкольниками — развитие речи детей как средства общения, для которого важна хорошая речь. 

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик по данной проблеме, в    практике можно применять следующие технологии:

·        Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.

·        Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

·        Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

         Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.

 Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте        

    Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

 Технология обучения детей составлению загадок.

         Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

         Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

         Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

         Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

         Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.  К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

 Технология обучения детей составлению метафор.

         Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

         Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

         Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

         Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.

         Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

 Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

         Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

         Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

         Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

         Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

         Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

         Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

         Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления;

развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

         Информационно - коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.

 Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются:

1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)

 2. Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)

3. Сочинительство.

4. Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)

5. Экспериментирование.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Артикуляционная гимнастика.

 Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием

нетрадиционных приёмов:

«Да нет-ка» \ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части - живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\

 «Назови общие признаки» \ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\

«Чем похожи?» \ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\

«Чем отличаются?» \ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\

«Чем похожи и чем отличаются?» \ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\

«Анти действие» \ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\

«Кто кем будет?» \ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.\

«Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т.д.\

«Назови все части» \ велосипед→рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.\

«Кто где работает?» \ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\

«Чем был, чем стал» \ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\

«Так было раньше, а теперь?» \ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\

«Что умеет делать?» \ ножницы -резать, свитер- греть и т.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

технология проектной деятельности;

технология развития детского речевого творчества;

технология группового взаимодействия детей;

технология поисково-исследовательской деятельности;

технология создания детского портфолио;

технология коллекционирования;

информационно-коммуникационные технологии.

  При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Результат использования технологии формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

         Вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

         Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Дети умеют взаимодействовать с окружающими людьми, проявляют способности к переживанию, избегают конфликтных ситуаций.

 Используемая литература

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.  Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

"Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"

Практический материал, рекомендации по работе с детьми  по развитию речи....

Консультация для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...

Консультация. «Современные технологии для развития речи дошкольников». 2019 г.

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас л...

Консультация для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»

Консультация для воспитателей«Современные технологии речевого  развития дошкольников»...