Проект "Развитие речи в трудовой деятельности"
проект по развитию речи (средняя группа)

Орлова Татьяна Юрьевна

Проект "Развитие речи в трудовой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi_v_trudovoy_deyat-ti_-_kopiya.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Развитие речи дошкольников в трудовой деятельности»

Возрастная группа: средняя группа.

Участники проектной деятельности: воспитатель, дети и родители средней группы.

Тип проекта:  педагогический.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Руководитель проекта: воспитатель Карпова Т.Ю.

Актуальность:  дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.  Пополняя словарь детей, поощряя разговоры об увиденном, давая оценку явлениям и поступкам, о которых дети рассказывают, воспитывается соответствующее отношение к ним, способность выражать чувства товарищества, правильного отношения к жизненным явлениям и поступкам людей.

       Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов  по данной теме, пришла к выводу, что через трудовую деятельность у детей дошкольного возраста развитие речи  будет быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, труд является одним из основных видов деятельности.    
Цель проекта:  развитие связной грамотной речи детей через трудовую деятельность.

Задачи проекта:
- развивать грамматический строй речи;

- обогащать словарь детей;

- обучать простейшим трудовым умениям и навыкам;

- расширять знания и представления о профессиях;

- формировать различные представления об орудиях труда;

- формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями;

- воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду, уважение к труду взрослых.

Ожидаемые результаты проекта:
- расширится и обогатится словарный запас;

- сформируется лексико-грамматическая сторона речи;

- воспитанники смогут практически применять приобретённые навыки и умения;

- станет возможным более свободное  общение со взрослыми и детьми;

- стабилизируется эмоциональное состояние детей;

- расширятся представления о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

      Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.  Рассмотрим  влияние  трудовой деятельности на развитие речи детей.

 По мере обогащения опыта детей, поступления и появления новых трудовых поручений развивается последовательность в действиях, умственные способности, происходит развитие речи. Речевое развитие достаточно продуктивно включает овладение речью посредством обогащения словаря; развитием связной речью; грамматически   обогащается новыми словами, вступлением в диалог  друг с другом.

Дошкольник учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы, подводить итог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

       При привитии детям навыков самообслуживания надо целенаправленно и систематически развивать определенные умения: умывание, раздевание, одевание, устранение неполадок в своем внешнем виде, бережное отношение к одежде и обуви. Одновременно с развитием этих умений проводится словарная работа. Обогащаем словарь существительных названиями предметов гигиены и частей лица, когда умываются дети. Названия частей тела, одежды, обуви, головных уборов активизируются при сборах на прогулку и после нее. Помимо словаря существительных в речи детей должны быть разнообразные слова-действия (глаголы), так как именно они являются связующими звеньями при постройке предложений. При самообслуживании детей обязательно уделяю внимание развитию глагольного словаря, уточняю значение слов и упражняемся в словообразовании. Обращаю внимание детей на изменение смысла слова с помощью суффиксов или приставок при образовании новой формы: мылить, намылить, мылится; мыть, помыть, вымыть, смыть, перемыть и т.д.; надевать, одевать, снимать, стягивать, одеваться, раздеваться, наряжаться, обуваться, завязывать, развязывать, класть, ставить, вешать, раскладывать, складывать, перекладывать и т.д. Создаю условия детям для использования этих слов в предложениях во время самообслуживания. Обращаю внимание на свойства и состояние предметов: грязный - чистый, запачканный, мокрый - сухой, влажный, отглаженный – мятый и др.

  Не менее важную роль в развитии речи детей играет хозяйственно-бытовой труд. Сюда входят дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия, и т. д.

     В процессе реализации  трудовых навыков одновременно отрабатывается трудовая лексика. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно вводить в их речь названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие). Использую в это же время игры на словообразование названий посуды: для сахара – сахарница, для хлеба - хлебница, для масла – масленка и т.д. Также образуем слова - признаки из существительных при игре «Какое получится блюдо из…?»: каша из пшена – пшенная, каша из гороха – гороховая, суп из картофеля – картофельный и т.д. Дети должны составлять правильные фразы, используя правильные глаголы в зависимости от действий, которые они производят: накрываем, расставляем, ставим, переставляем, раскладываем, расправляем.

     При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало и т.д., заодно закрепляем названия постельного белья. Во время этой работы вводим в лексику детей слова: застелил, расстелил, расправил, заправил, поправил, выправил, разгладил, встряхнул, и т.д. Необходимо учить детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Важно обращать внимание на правильное построение предложений. Определенное место в формировании трудовых навыков и развитии речи детей должна занимать деятельность, связанная с приведением в порядок игрушек, их мытьем и ремонтом. Во время уборки игрушек в группе дети озвучивают свои действия и строят предложения, активно используя предлоги, и тем самым, закрепляют грамматические категории в своей речи.  (Я поставил машину на полку. Я положила куклу в коляску и т.д.).

 

      Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. Например, во время работы на участке, дети должны подметать площадку, помогать расчищать от мусора дорожки, поливать, научиться выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться. С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки), спецодежды (перчатки, фартуки и т.д.), словами - действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т.д.)

    В ходе данной работы воспитываю у детей чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, учу их помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам. При уходе за растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки, отсаживать саженцы, надо отрабатывать правильность использования падежных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Вводить в лексику детей слова: растения, садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, корень, лепесток, поливать, опрыскивать, ухаживать и др. Воспитатель должен рассказать детям о различных комнатных и садовых растениях, научить находить сходства и различия в строении растений и уходе за ними, тем самым  обогащая речь детей сложными предложениями с союзами «а» и «и» («У фиалки есть лепестки, и у настурции есть лепестки», «У настурции резкий запах, а у фиалки – нежный запах»). При выполнении всех этих работ

создаю ситуации, способствующие разговору детей друг с другом на конкретные темы в конкретных условиях, связанных с трудовой деятельностью. Коммуникативная функция речи, таким образом, осуществляется в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет, не прибегая к специальным занятиям, в обстановке раскованности и свободного общения задавать детям вопросы, заранее проецируя ответы с нужными словами.

 

      Одно из основных мест в развитии речи детей занимает ручной труд в детском саду. Дети изготавливают различные поделки, игрушки, сувениры и т. д. В процессе работы в непринужденной обстановке пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы.   Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине, материалу, тактильным ощущениям и таким образом, составляются несложные описательные рассказы.

    Поделки по ручному труду способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, внимания. Начинаю свою работу с гимнастики для пальчиков. Различные упражнения в сочетании с текстом оказывают благоприятное воздействие на развитие речи, т.к. именно в этот момент интенсивнее всего происходит возбуждение в центрах речи. Для этого использую стихи,  загадки, песенки различные, сказки.

Собранные сухие ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Я предлагаю внимательно посмотреть, на что похоже? Что напоминает? Это побуждает детей к фантазии, сравнению со сказочными героями, из какого материала, что можно сделать (человечков, ослика, птичку и т. д.) Рассматривая семена, предлагаю детям подумать на что похожи, (крылышки у кузнечика, уши у зайца) и т.д.

    Одна из главных задач трудовых поручений дошкольников - ознакомление с трудом взрослых, подражание во всех начинаниях, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся познавать профессии взрослых, обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов с помощью различных игровых и будних ситуаций. 

     Дети побывали на экскурсии, где познакомились с профессиями сотрудников дошкольного учреждения и местом их работы, а те в свою очередь рассказали о своем труде.

    На занятиях дети изучают оборудование некоторых рабочих мест  (в школе, на почте и др.),  спецодежду (врача, повара, пожарника, и т.д.), орудия и инструменты труда (топор, молоток, веник, лейка,  швейная машина, кастрюля, половник и т.д.), а также разные профессии, профессии родителей. Активизируется глагольный словарь детей по всем лексическим темам  (например, тема «Одежда»: шить, пришить, зашить, ушить, перешить, вышить, нашить, штопать, кроить, строить выкройку…) Формируется словарь - наречий (тема «Одежда»: аккуратно, удобно, чисто, снизу, спереди, сзади и т.д.), обогащается речь за счет изучения частей предметов (например, части спецодежды: манжеты, воротник, карман, рукава, штанины, пояс, полочка, спинка, подол и т.д.), слов-антонимов (мятый - глаженный, чистый-грязный, новый-старый, нарядный-повседневный и т.д). Формируются у детей навыки словообразования и словоизменения (шерсть-шерстяной, ситец - ситцевый, вязать-вязаный, шить-шитый, один бархатный жилет – пять

бархатных жилета, один портной – много портных). Учимся строить предложения разных видов (Из-под воротничка видна каемочка. У пальто широкий воротник, а у куртки – узкий. У Юли лёгкое, шелковое, нарядное платье и т.д.).

      Особенно важная форма работы - это чтение и пересказ  художественных произведений, разучивание пословиц и поговорок о труде и лени, загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах, именно, художественный текст помогает детям обогатить словарь, усовершенствовать структуру речи, усвоить норму построения предложений.   Наиболее важной формой работы в процессе трудовой деятельности является составление рассказов по сюжетным картинам и сериям («Опиши одежду врача», «Мы собираемся гулять», «Шьем штанишки для мишки»). Для достижения лучших результатов использую  опору на отдельные слова, вопросы «Что сначала, что потом?», «Скажи дальше», предметные картинки в качестве схемы.  

    При беседах, чтении художественной литературы о труде на занятиях по развитию речи используется трудовая тематика. На тему труда подобран определенный речевой материал, который активно используется в педагогическом процессе. Разучили стихотворение про труд:

  Кто он, как его зовут?
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формируют правильное произношение, развивают связную речь, диалогическую и монологическую сторону речи.

Сюжетно-ролевые игры - это возможность детей реализовать свои приобретенные навыки трудовых поручений, их систематическая последовательность; проявление самостоятельности распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Желание организовать подобную игру дома, во дворе со сверстниками.  После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением, с большим восторгом делится впечатлениями от происходящего.

Была проведена работа с родителями. Провела консультацию на тему «Развитие речи дошкольников в трудовой деятельности».  Родителям были предложены литературные произведения для домашнего чтения и пересказа, картинки для составления описательных рассказов по трудовому воспитанию, сопровождать свою домашнюю работу пояснениями.

       Родители приняли участие в изготовлении дидактических игр и фотографий для фотоколлажа «Я помощник». Также родителям было предложено составить с детьми рассказы «Как я помогаю дома».  Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовой деятельности детей играет семья, взрослые и другие члены, положительный пример родителей.

    Благоприятные условия для привлечения в трудовой деятельности создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о важности выбранной профессии, реализации себя в социуме.

  Результативность проекта:

     Данный проект интересен тем, что предусматривает использование системы комплексного подхода для решения задач по развитию речи посредством трудовой деятельности.

     Трудовая деятельность, а именно, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: у детей расширился и обогатился словарный запас, повысилась речевая активность, научились отвечать на вопросы, вступать в диалог, применять полученные знания в трудовой деятельности и охарактеризовать последовательность трудовых действий; сформировалось правильное произношение отдельных слов.

     Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод, что целенаправленное педагогическое руководство развитием речи детей в процессе трудовой деятельности способствует положительной динамике их речевого развития. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной стороны речи, через трудовую деятельность дошкольников".

Выступление на педсовете из опыта работы по теме:«Формирование коммуникативной стороны речи, через трудовуюдеятельность дошкольников»               ...

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Статья на тему «Развитие речи посредством трудовой деятельности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие речи выделено в отдельное направление развития - образовательную область.Немаловажную роль в развитии речи дете...

«Развитие речи посредством трудовой деятельности»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов.Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формир...

«Развитие речи посредством трудовой деятельности»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов....