Проект "Космос"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Бутузова Каринэ Санасаровна

Создание условий для повышения познавательно-речевой активности дошкольников по лексической теме «Космос»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ленинского городского округа

Московской области

МБОУ «Мисайловская» СОШ 1, ул. Загородная, д. 2.

Проект

На тему: «Космос»

Составила и провела:

Бутузова К. С.

Март-апрель 2023г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Космос»

Автор проекта

Бутузова Каринэ Санасаровна, воспитатель

Актуальность

Формирование предпосылок развития социально-коммуникативной функциональной грамотности у дошкольников на основе первоначальных представлений о космосе, значимости профессий взрослых в жизни общества и семьи.

Вид проекта

Познавательно-информационный.

Цель

Создание условий для повышения познавательно-речевой активности дошкольников по лексической теме «Космос»

Задачи проекта в работе с детьми

Образовательные:

  1. Поддерживать познавательный интерес и речевую инициативу детей по лексической теме «Космос»:

существительные – планета, ракета, звезда, метеорит, Вселенная, Галактика, Солнце, Земля, Луна, спутник, Земля, названия планет и профессий, связанных с космосом;

глаголы – летит, горит, светит, отражает, падает, сияет, согревает, затмевает;

прилагательные – яркая, горячая, холодная, большая, маленькая и др.

#1055;ознакомить с моделью Земли – глобусом и с помощью элементарных опытов показать особенности космических объектов и явлений, наблюдаемым ребенком в жизни (полет ракет, падение метеоритов, значение яркости звезды Солнце и спутника Земли Луны для нашей планеты).

Развивающие:

  1. Развивать элементарные представления дошкольников о космосе.
  2. Развивать у детей наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, сочинять загадки, придумывать сюжеты коллективных игр.
  3. Развивать социально-коммуникативные умения и речевые способности дошкольников в игровой деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание участвовать в коллективной познавательно-исследовательской деятельности со взрослыми и сверстниками.
  2. Воспитывать коммуникативную культуру и способность находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, самостоятельно создавать игровые замыслы.

Сотрудничество с родителями:

  1. Создавать интерес к содержанию игровой и речевой деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи.
  2. Повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в игре.
  3. Укрепление сотрудничества с семьями воспитанников.

Ожидаемые результаты

1. Обогащение знаний дошкольников о космосе, мире профессий, связанных с ним (астроном, космонавт, конструктор ракет и пр.) проявление творческой активности в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Демонстрация умений и знаний о космосе в различных видах детской деятельности.

4. Привлечение родителей к реализации совместной деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.

Сроки реализации проекта

краткосрочный (три недели) (март-апрель 2023 года)

Участники проекта

  • Воспитатель Бутузова К. С.
  • Дети 6-7 лет
  • Семьи воспитанников

Продукты проекта

  1. Семейная библиотека на тему «Космос» (энциклопедии, журналы, детская художественная литература).
  2. Каталог видеоматериалов (фильмы и мультфильмы) о профессиях, связанных с космосом.
  3. Выставка детско-родительских поделок «Космос».
  4. Альбом детских рисунков «Наша Вселенная».
  5. «Космос» (картотека игр и загадок, творческих рассказов).

Краткая аннотация проекта

Реализация требований ФГОС ДО к качеству воспитательно-образовательного процесса нацеливает коллектив дошкольного учреждения на использование во взаимодействии всех его участников интерактивных способов, одним из которых является проектная деятельность. Уровень познавательно-речевого развития влияет на способность ребенка выстраивать доброжелательное социально-коммуникативное взаимодействие с окружением, от которого зависит успешность его дальнейшего обучения в начальной школе. Данный проект направлен на обогащение словарного запаса и формирование познавательного интереса детей 6-7 лет через игровую деятельность к теме «Космос».

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Этапы реализации проектной деятельности

Этап и сроки

Форма работы

Содержание

Результат

Подготовительный

Третья неделя марта 2023 года

Анализ литературы, внешней и внутренней среды.

Разработка идеи и стратегии реализации проекта.

Перечень детской художественной литературы по теме проекта, дидактических игр и музыкальных произведений.

Этап реализации

Четвертая неделя марта – первая неделя апреля 2023 года

Проведение запланированных мероприятий по проекту.

Применение в деятельности всех, имеющихся ресурсов и дидактического материала для реализации проекта.

Корректировка и уточнение содержания педагогических продуктов проекта.

Заключительный

вторая неделя апреля 2023 года

Анализ, обобщение результатов.

Обобщение и презентация педагогической практики.

Выступление на свете педагогов, районном методическом объединении, публикация материалов в СМИ.

Содержание:

п/п

Наименование мероприятия

Форма проведения

Результат

«Что такое космос?»

Игра-беседа.

Формирование представлений о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос.

Наблюдение родителей вместе с детьми за звездами в вечернее время: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.

«Ракета летит в космос»

Виртуальная экскурсия

(познавательная беседа с презентацией).

«Наша Вселенная»

Целевая прогулка в библиотеку на книжную выставку.

«Млечный путь»

Художественно-творческая деятельность (нетрадиционные техники рисования).

Выставка рисунков «Космос».

«Загадки космического пространства»

Игровое экспериментирование.

Опыты:

Вращение Земли (глобус).

Отражение света (солнечные зайчики).

Магнитное притяжение (магнит).

Как летит ракета (воздушный шарик).

Невесомость (вода, воздушный шарик).

Солнечное затмение (свечение фонариком).

«Работа на космодроме»

Сюжетно-ролевые игры.

«Строим космодром» «Космонавты»,

«Путешествие на Луну».

«Подготовка космонавтов к полету»

Утренняя зарядка «Звездное небо».

Подвижные игры: «Невесомость», «Солнечный лучик», «Солнышко и дождик».
Игровые упражнения: «Найди свою ракету»,

«К полету готовься».

«Юные космонавты»

Музыкальное развлечение

Песни, загадки о космосе и игры по теме.

«Ракета-носитель «Союз»

Лепка и аппликация из соленого теста.

Выставка поделок «Ракета летит в космос».

«Космические летательные аппараты»

Ознакомительная беседа-презентация.

Формирование представлений об автоматических (спутники, станции для полетов к другим планетам и т. д.) и пилотируемых обитаемых (космические корабли, орбитальные станции или комплексы) в космосе.

К.И. Чуковский

«Краденое Солнце», русская народная сказка «У Солнышка в гостях», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости приходили».

«Самая яркая звезда»

Чтение детской художественной литературы

«Юные знатоки-звездочеты»

Викторина по космической тематике.

«История развития космической эры»

Виртуальная экскурсия по московскому музею космонавтики.

«Путь к звездам»

Просмотр фильмов о космосе по ознакомлению с трудом астронома,

космонавта, конструктора ракет.

Выставка художественного творчества «Космические профессии».

«На орбите Земли»

Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах.

Дидактические игры: «Космическая станция», «Планеты, стройся!», «Назови лишнее», «Планеты солнечной системы».

«Спутники Земли или друзья-планеты»

Виртуальная экскурсия о космических явлениях.

Создание творческих поделок на космическую тему из бросового материала.

«Метеоритный дождь»

Игра -квест по станциям педагоги.

Речевое творчество- составление загадок о космосе, о планетах, о космонавтах.

«Большая медведица»

Конкурс чтецов.

Чтение, заучивание стихотворений о космосе «Космонавты»

Е. Новичихина,

«Неудачный полет»

Ю. Макарова и др.

«Летим к звездам»

Конструирование из разных материалов.

Выставка творческих работ (лепка, аппликация, конструирование).

«Ракеты и космические корабли»

Рисование нетрадиционными способами (набрызг, граттаж, кляксография, оттиск и др.)

Коллективная работа панно «Космический полет Ю. Гагарина».

«Звездная эстафета»

Спортивные игры-соревнования.

Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Соберём космический корабль», «Космостарт», «Невесомость», «Космонавты»,

«Возвращение в луноход»,

«Солнце – чемпион»,

«Ждут нас быстрые ракеты».

«День космонавтики»

Музыкальное развлечение.

Репертуар: «Мы в космос улетаем на работу», «Я-Земля!».

«На пыльных тропинках далёких планет...».

«И на Марсе будут яблони цвести».

Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».

С. Светикова «Свет любви» (из мультфильма «День рождения Алисы») Земляне «Трава у дома».

«О чем рассказал телескоп»

Чтение детской художественной литературы.

«Незнайка на луне» Н.Носов;

«Дорога на космодром»

Я. К. Голованов;

«Созвездие драконов» В. Кащенко;

«О чём рассказал телескоп»

П. О. Клушанцев;

отрывок из В. Синицына «Первый космонавт»;

Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине» и др.

«Космическая лаборатория»

Мини-музей для самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры: «Разложи планеты на орбитах», «Подбери пришельцу ракету», «Восстанови порядок в Солнечной системе», «Найди лишнее», «Добавь словечко», «Найди пару», «Космос», «Подбери словечко», «Найди недостающую ракету», «Куда летят ракеты».

«Загадочный мир космоса»

Лепка, аппликация, рисование

Фотовыставка детско-родительских работ.

«Космические истории»

Самостоятельная детская деятельность с развивающими дидактическими пособиями.

«Игры В.В. Воскобовича»,

«Дары Фрëбеля»,

«Игры Б.П. Никитина».

Итоги проекта:

  • Дети расширили свои представления о космосе и профессиях, связанных с ним.
  • Родители воспитанников проявили интерес и свои творческие способности, активно участвовали в проектно-исследовательской деятельности.
  • Педагог группы пополнил развивающую предметно- пространственную среду группы библиотекой на тему «Космос» (энциклопедии, журналы, детская художественная литература), каталогом видеоматериалов (фильмы и мультфильмы) о космосе, выставкой детско-родительских поделок «Космос», оформил альбом детских рисунков «Наша Вселенная» и картотеку игр по теме проекта.

Вывод: Работа над проектом была направлена на развитие познавательно-речевых умений у дошкольников: осознание поставленной цели, овладение различными способами решения поставленных задач, поиск различных средств достижения цели.

В процессе реализации проекта совершенствовались у детей познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, наблюдать, фиксировать результат.

Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей, сотрудничать с ними в условиях семьи.

Возможности эффективного использования. Данный проект может быть интересен для педагогов дошкольного образования. Познавательно-речевая деятельность играет большую роль в развитии дошкольников. Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую речевую активность, самим построить межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации в игровой деятельности.

Интернет-ресурсы:

  1. Космос в рюмке. Опыт для детей. .
  2. Мультфильм Кто в космосе живет? Познавательное видео для дошкольников. .
  3. Детские песни о космосе .

и др.