Литературный досуг «По страницам произведений К.Д.Ушинского »
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Антропова Ирина Викторовна

Мероприятие в подготовительной к школе группе, посвящённое творчеству Константина Ушинского. Является итоговым мероприятием по обобщению темы с детьми, обыгрыанию сюжетов известных сказок и рассказов Ушинского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgot._gr.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

«По страницам произведений  К.Д.Ушинского »

Литературный досуг

Подготовительная группа

Слайд 1.      Нет в нашей стране человека, который не любил бы сказки. Они сопровождают нас с самого детства.  Многие хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

 Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх. Константин Ушинский полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народной культурой, произведениями устного народного творчества. Писатель говорил, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

Сегодня наше мероприятие посвящено творчеству этого известного во всем мире писателя и педагога. Представьте себе, если бы Ушинский пришел к нам на встречу, о чем бы вы хотели его спросить, что бы вы хотели узнать? Наверное, о том, кто его родители, как он учился, где работал. И мы расскажем об этом.

Слайд 2  
           Константин Дмитриевич Ушинский родился 2 марта 1823 года в городе Тула, что не далеко от Москвы.

Слайд 3 Отец у него был офицер, мама занималась воспитанием детей.

Слайд 4 С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский педагогический университет и стал учителем.

Слайд 5

 Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Санкт - Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно.

Слайд 6

 Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, игры и загадки. Так появились два учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир", по которым дети учились в школе.

Слайд 7  К.Д.Ушинский написал очень много книг, более 60 рассказов и сказок для детей и взрослых. Это принесло Ушинскому славу народного учителя.

В этом году ему бы исполнилось 200 лет. В честь этой даты 2023 год объявлен президентом: «Годом педагога и наставника». Сегодня мы с вами посмотрим инсценировки произведений Ушинского, которые покажут дети нашего детсада.

Ребята, а вы знаете времена года? Отгадайте загадки: о каком времени года я говорю?

Дел у меня не мало –

я белым одеялом
Все землю укрываю,

в лед реки убираю.
Белю поля, дома,

зовут меня...(зима).

Слайд 8

Я раскрываю почки

в зеленые листочки.
Деревья одеваю,

посевы поливаю.
Движения полна,

зовут меня...(весна).

Слайд 9

Я соткано из зноя,

несу тепло с собою,
Я реки согреваю,

 “Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это

вы все меня, я ...(лето).

Слайд 10

Несу я урожаи,

поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен.

Я ...(осень).

Слайд 11

Иван Тургенев писал «Природа... будит в нас потребность в любви...» Сказка "Четыре времени года" была написана адмиралом Александром Шишковым еще в 1837 году, задолго до того, как у известного педагога Константина Ушинского появился более краткий вариант "Четыре желания". Смысл сказки таков, что всему свое время, причем многое приходит и уходит помимо наших желаний. Мы же только должны научиться радоваться всему окружающему по пословице "Что Бог дает — все к лучшему". 

Рассказ Ушинского «Четыре желания» представят вашему вниманию ребята из группы №7.

Слайд 12

Ребята, предлагаю вам встать и немного отдохнуть:

 Котик утречком проснулся,

Вверх изящно потянулся,

Вниз красиво наклонился,

Вправо-влево покрутился

И тихонько удалился!

Молодцы, у всех получились отличные коты. Ну а сказку «Кот и Петух» покажут нам ребята из группы №9.

Слайд 13

Посмотрите на волшебный сундучок. В нём живут сказки! Слайд 14

И сегодня сундучок приготовил для вас необычную сказку.

А чтобы узнать, что приготовил нам сундучок надо отгадать загадки.                                        

Замечательный дружище,
Деревянная ручища -
Да железный обушок,
Закалённый гребешок.
Он у плотника в почёте —
Каждый день с ним на работе.

                            (топор)    

Правильно ребята, это топор.

Для чего он нужен?     (топор нужен, чтобы рубить дрова).                          

Посмотрим, что ещё приготовил сундучок? Слушаем загадку.                                                        

В воде растёт,
Уборки ждёт.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова.
Ест его Вова.
                               (Рис)

Правильно ребята, это рис.

А рис это, что?                   (рис это крупа).

На слайде картинка с рисом

Что можно приготовить из крупы?     (можно приготовить кашу).                    

Давайте отгадаем ещё одну загадку.

Много лет жил, нас вкусно кормил.

                                                        (горшочек).

Показываем горшочек.

Ребята, вы догадались, какую сказку приготовил сундучокА сказка называется «Варёный топор». Слайд 15

А покажут нам её ребята из группы №6.

Молодцы. Вы хорошие артисты, а теперь мы узнаем, как вы хорошо знаете произведения Ушинского.

Презентация с викториной

Слайд 1

 Викторина по творчеству К.Д.Ушинского для детей

1. Какое название для детской хрестоматии придумал К.Д.Ушинский? слайд 2

«Родная речь»
«Родное слово» +

2. Как называется это произведение Ушинского?   Слайд 3
«Собака, что лаешь?
— Волков пугаю.
— Собака, что хвост поджала?
— Волков боюсь».

«Храбрый пёс» +       слайд 4
«Храбрая собака»
«Собака и волк»

3. О каком животном из рассказа Ушинского идёт речь?   Слайд 5
«Зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая…»

«Лиса Алиса»
«Лисичка-сестричка»
«Лиса Патрикеевна» +

4. Как правильно звучит название русской народной сказки в обработке К.Ушинского «Пузырь, соломинка и …?     Слайд 6

Галоша
Валенок
Лапоть +

5. Какое плодовое дерево выросло из оброненного зернышка в одном из рассказов Ушинского?   Слайд 7

Яблонька +
Груша
Слива

6. С кем сердитый северный Ветер однажды затеял спор в одном из рассказов Ушинского?    Слайд 8

С Воздухом
С Солнцем +
С Луной

Слайд 9

 И в наши дни люди читают и любят рассказы и сказки Ушинского. И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать ещё много – много новых поколений, потому, что всегда у людей будет в почете труд, знание, честность и доброта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный досуг "По страницам любимых книг" по творчеству Н. Н. Носова.

досуг с детьми подготовительной группы, как итоговое мероприятие к проекту "Наши любимые книги"....

Литературно-музыкальный досуг "По страницам детских книг" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:1. Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок; уметь узнавать сказку по заданию; проявлять интерес к драматизации сказок.2. Развивающие...

Литературный досуг для детей младшего дошкольного возраста " По страницам любимых книжек"

Цель: закрепить знания детей о сказках, произведениях А. Барто, развивать активность детей, выразительность речи, память, артистизм, формировать у детей чувство уверенности в себе, эстетические ч...

Литературный досуг «По страницам любимых сказок!»

Задачи: 1. Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок; уметь узнавать сказку по заданию; проявлять интерес к драматизации сказок. 2. Разв...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«По страницам произведений К.Д.Ушинского » Литературный досуг

Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. Ушинского  средствами художественной литературы ,любовь и бережное отнош...

Литературный досуг в старшей логопедической группе "По страницам произведений К. Д. Ушинского"

Вашему вниманию представляется конспект литературного досуга, являющийся итоговым мероприятием недели знакомства с произведениями К. Д. Ушинского. В проведении досуга участвуют учителя-логопеды, воспи...