Доклад "Развитие речи ребёнка в игре"
материал по развитию речи

Виннова Жанна Васильевна

Доклад на педсовет для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Захаровский детский сад №1

Выступление на педагогическом совете

 «Развитие речи ребенка в игре»

                                                     

                                                    Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                   Виннова Жанна Васильевна

                                                   2021 год

1 слайд

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

2слайд

Известно, что ребенок овладевает речью за какие-нибудь два-три года. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года-300-400, а к трем годам в его активном словаре уже от 1500 слов и более. Осваивая речьребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Дети учатся с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться.

Дети очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей.

3 слайд

В личных беседах обратила внимание родителей на недостаточно развитую речь у детей впервые пришедших в детский сад, помочь детям в развитии речи при помощи разной игровой деятельности. Для повышения знаний и информации для родителей по данной теме были подготовлены: консультации «Развитие речи детей раннего возраста», «Причины плохо развитой речи у детей»; буклеты «Артикуляционная гимнастика и развтие мелкой моторики у детей раннего возраста», «Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи», ежемесячно меняется информация на сайте «Для вас родители»

4 слайд

Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. В группе мы стараемся пополнять предметно – развивающую среду разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом. И родители нам помогают. Сделаны руками родителей и педагога игры: «Кто где спрятался», «Малыши», «Подбери заплатку и объясни», «Пазлы», «Зоопарк», «Детёныши и мамы», «Съедобное и несъедобное», «Чей домик» игры с прищепками «Кто что ест», лепбук на тему зима, круги Луллия «Малыши», «Сухой бассейн» для рук

5 слайд

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому в своей работе по развитию речевой активности детей раннего возраста я использую разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: сюжетно - отобразительные, дидактические, подвижные, пальчиковые, народные, музыкальные игры - забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика с малышами проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. В своей работе я использую множество разных дыхательных упражнений в игровой форме«Подуем на чай»»«Солнышко и тучки»«Рыбки поплыли»«Мыльные пузыри»«Султанчики» «Подуем на снежинку» и др. Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме«Улыбочка»«Вкусное варенье»«Заборчик»«Лошадка».

6 слайд

Большое значение для умственного развития имеет подвижная игра . В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и развивают воображение, речь, инициативу, сообразительность (действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т. д.) «Зайка»«Курочка и цыплята»«Лохматый пес»«У медведя во бору»,

7 слайд

Пальчиковые игры стимулируют процесс речевого развития ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речиразвивается речевой слух. Нравятся малышам пальчиковые игры, записанные с музыкальным сопровождением «Машина»«Вот маленькая мышка»«Маленькая Катя»«Коза рогатая»«Зайка»«Ладушки»«Этот пальчик – дедушка…»«Капуста»«Паучок» и другие.

Так же в своей работе использую разнообразный материал для развития у детей мелкой моторики пальцев рук это и прищепки, массажные мячи, карандаши (для самомассажа кистей и пальцев рук ребенка). Например, играем с детьми в игры такие как: «Разноцветный мячик»«Покатай мячик в ладонях»«Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех» (катание мячика в ладонях) «Удержи мячик» (удерживать мячик двумя пальцами) Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

8 слайд

На музыкальных занятиях детям очень нравятся игры под музыку. Мы их запоминаем и повторяем в течение дня.

9 слайд

Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Дети учатся устойчиво ставить кубики, кирпичики, играть с постройкой, понимать и произносить слова «кубик», «кирпичик», «поставить», «построить». Учимся с детьми делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы». Учим детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий и т. д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь детей, расширяется их словарный запас.

10 слайд

Образовательная деятельность

При обучении детей раннего возраста рисованию и лепке активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональными комментариями, используя стихи, загадки и т. д.

11 слайд

Чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребенка, так и для развития грамматически правильного строя речи совместное чтение детских книг и рассматривание иллюстраций. Читаем детям, показываем картинки, называем персонажей и их действия, побуждаем малышей повторять слова и показать книгу кукле.

12 слайд

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

• игры с предметами, игры забавы,

• настольно-печатные,

• словесные игры, игры потешки, хороводные игры.

Игры детей с предметами, например, игра «Сухой бассейн для рук». Эту игру мы оформляли вместе с родителями  (наполнили коробку макаронами, сделали отверстие для рук) дети по очереди ищут предмет, спрятанный в разных местах коробки, называют его. Игру «Укрась картинку крышечками» тоже помогали делать родители, (собирали разноцветные крышки от детского питания), дети с удовольствием подбирают крышечки соответствующего цвета к картинке. С удовольствием играем в игру«Собери бусы».

13 слайд

Дети любят играть в такие игры, как «Мозаика», «Собери пирамидку», развивающие кубики, «Чудесный мешочек».

14 слайд

Игры-забавы«Собери матрешку», юла, игра с магнитами «Укрась елочку», кукольный театр

15 слайд

Настольно - печатные игры««Что, где лежит», «Кто где спрятался, «Чей малыш», «Найди пару», «Разложи листочки», «Найди тень» развивающие кубики и другие активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

16 слайд

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок золотой гребешок… или: Киска, киска, киска брысь

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка – водичка умой моё личико, при причёсывании: Расти, коса, до пояса

Наши дети очень любят хороводные игры. С удовольствием играют в такие игры, как «Карусели»«Раздувайся пузырь»«Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.

17 слайд

Игры драматизации: дети инсценируют стихи и потешки.

Сюжетно – отобразительные игры. В своих играх дети подражают маме, помощнику воспитателя, врачу, шоферу, парикмахеру, лишь копируя отдельные действия; так, например, гладят белье, собирают игрушки для мытья, одевают куклу, причесывают друга и т. д,(«Мишка заболел», «Маленький парикмахер»)

Это, в основном, ряд игр с куклой«Кукла Маша обедает»«Покатаем куклу Машу»«Оденем куклу на прогулку». Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.

18 слайд

«Угостим куклу»«Погладим для куклы»«Помощники»

Игра «У меня зазвонил телефон» стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Обратила внимание детей на игрушечный телефон, позвонив доктору Айболиту, приглашая его в гости. Очень рада, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, говорит, что со мной хочет поговорить его мама (папа, бабушка).

19 слайд

На прогулке продолжаем играть «Рыбалка» (спрашиваю детей: какую рыбку поймал, «Кукла гуляет» (коляска одна, гулять с дочкой многие хотят, чтобы не ссориться предлагаю детям роли: мамы и бабушки, мамы и папы); «Ремонт машины» (опять задаю детям наводящие вопросы, побуждая присоединиться к ремонту других детей); «Отправимся в путешествие» (во время прогулки предлагаю детям отправиться в путешествие, предлагаю выбор: на поезде, корабле, на машине, обыгрываем ситуацию). Дети во время игр общаются друг с другом и с воспитателем.

20 слайд

Игры с песком.

 с самого детства дети сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищеннымиразвивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

21 слайд

Вывод: Таким образом, развитие речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах игровой деятельности.

22 слайд

А сейчас небольшая тренировка для развития нашей речи и мыслительных способностей

Русские пословицы - чрезвычайно древний вид народной мысли и обладают большим смыслом. Они позволяют максимально точно и кратко выразить то, на что академической науке требуется великое множество довольно увесистых талмудов всевозможных научных диссертаций.

"Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности" (Вилами по воде писано)

"Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность" (Бабушка надвое сказала)

"Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности" (Носить воду в решете)

Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы" (Баба с возу - кобыле легче)

"Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг" (горбатого могила исправит)

"Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем" (толочь воду в ступе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи ребёнка в игре.

   Проблема развития  связной  речи  издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложн...

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Круглый стол для родителей на тему Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Мы  предлагаем  сценарий  круглого  стола  на  тему  "Я  говорю,  играю,  или  как  развивать  речь ребенка".  При  проведени...

Развитие связной речи ребёнка в игре.

Развитие связной речи ребёнка в игре. ...

1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".

1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены  речевые  игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...

Мастер-класс «Развитие связной речи ребёнка через игру».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Презентация: родительское собрание тема: «Мы играем, мы играем , речь ребёнка развиваем»

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье и ДОУ; - Повышение педагогической культуры родителей....