Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
проект по развитию речи (средняя группа)

Астратова Светлана Павловна

Сказкотерапия — это арт-терапевтический метод передачи информации из уст в уста. С одной стороны, он достаточно молодой: его психологическое направление началось со времен Фрейда и Юнга. С другой, его корни идут из традиционного фольклора человечества — накопленной мудрости, передачи моральных, социальных норм и правил. Сказкотерапия одинаково подходит как малышам, так и взрослым. Она популярна в детских садах, школах и реабилитационных центрах, активно используется педагогами и специалистами наряду с традиционными методиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_dou.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия — это арт-терапевтический метод передачи информации из уст в уста. С одной стороны, он достаточно молодой: его психологическое направление началось со времен Фрейда и Юнга. С другой, его корни идут из традиционного фольклора человечества — накопленной мудрости, передачи моральных, социальных норм и правил. Сказкотерапия одинаково подходит как малышам, так и взрослым. Она популярна в детских садах, школах и реабилитационных центрах, активно используется педагогами и специалистами наряду с традиционными методиками.

Сказки, повествующие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок, называют терапевтическими. И чтение таких сказок называется сказкотерапией. Когда малыш легко представляет себя в роли главного героя и помогает ему преодолевать трудности в сказочном мире, он может перенести полученный опыт и в реальную жизнь.

 В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи детей. Огромное влияние сказкотерапии на детей заключается в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников.

Наблюдая за детьми в процессе чтения сказки, дети всегда внимательно её слушают. А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Для ребёнка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует его и себя.

В сказкотерапии для детей используются разные виды сказок.

Дидактические сказки – это когда в игровой сказочной форме ребенку преподносится учебный материал. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки и др.) одушевляются, и создается сказочный образ мира, в котором они все живут. В дошкольном возрасте такие сказки незаменимы.

Народные сказки – это сказки, доступные по простоте сюжета, которые прививают детям нравственные качества. А также сказки А. С. Пушкина, П. Бажова, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро и другие.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников:

  • Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, инсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
  • Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка. В разные годы ребенок по - разному воспринимает сказку. Возраст 3 -7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент. В 3 -4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его уже интересует внешний вид персонажа, действия и поступки. В 4 -6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а также их поступки и действия, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.
  • Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
  • Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
  • Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Цель речевой сказкотерапии – это применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципах:

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности.

Задачи сказкотерапии 

  1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  4. Развитие коммуникативных способностей.
  5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
  6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Обычно сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате сказкотерапии активизируются и совершенствуются: словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Сказкотерапия включает в себя:

  • сочинение сказок (интерпретация, переписывание сказок, дописывание, сочинение новых сказок и историй);
  • постановку сказок (сказки на песке, театрализованные игры, кукольные спектакли);
  • рассказывание сказки (групповое: придумывание по кругу, рассказывание по кругу известной сказки; индивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица);
  • куклотерапию (пальчиковые, перчаточные, теневые куклы, куклы-марионетки, плоскостные куклы);
  • рисование сказок (психодиагностическое рисование, которое требует специальных знаний и подготовки, спонтанное волшебное рисование);
  • анализ сказок (решение открытых сказочных задач, исследование образов);
  • моделирование сюжетов сказок.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

Работа с родителями

  • Перед работой познакомила родителей с методом сказкотерапии. Для этого была проведена групповая консультация, на которой дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает.
  • Проведено анкетирование среди родителей «Сказка в жизни Вашего ребенка».
  • Оформлены памятки по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картинке и серии картинок».
  • Предложен список литературы для чтения детям дома, а также список терапевтических сказок для решения психологических проблем.
  • Рассказывала родителям о пользе семейного чтения для детей.

На протяжении учебного года проводилась непосредственно-образовательная

Занятие по сказкотерапии состоит из нескольких этапов:

  1. Необычное приветствие.
  2. Ритуал «Вхождение в сказку».
  3. Коллективная работа (рассказывание сказки, обыгрывание, рисование коллажа по сказке, придумывание сказки, либо её продолжение и другое).
  4. Упражнения (подвижные или пальчиковые игры, психогимнастика).
  5. Релаксация (музыкотерапия).
  6. Рефлексия.
  7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.
  8. Творческие задания (по желанию детей и родителей дается доделать начатое дело своими руками дома).

Список литературы

Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию. — М., Генезис, 2011.

Зеленцова-Пешкова, Н.В. Игротерапия для дошкольников. Серия - Школа развития. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2014.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика — СПб.,1998.

Сертакова, Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – СПб., Детство-Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация  «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

"Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие  к обиженным героям и тем самы...

Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Целью является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возмож...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знако...