Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Ткачева Людмила Владимировна

Материал предназначен для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное методическое объединение воспитателей групп младшего дошкольного возраста, образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования

Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

Сообщение из опыта работы

Подготовила:

Ткачева Людмила Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Стригуновский

детский сад общеразвивающего вида»

2023 год

Что такое связная речь?

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Речь считается связной, если для нее характерны:

— содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

— точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

— логичность (последовательное изложение мыслей);

— ясность (понятность для окружающих);

— правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:

 -Воспитание звуковой культуры речи.

-Формирование грамматического строя речи.

-Словарная работа.

Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, мы считаем, что необходимо комплексно решить следующие задачи:

-побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь

-научить слушать воспитателя

-научить выполнять простые поручения по словесной инструкции

-вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить) накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Развитие предпосылок связной речи происходит:

-в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса)

-в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова)

-в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка.

Также мы используем такой приём, как поручение.

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1 - 2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

-сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) комментирование действия детей

-предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка)

-предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент

-использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов

Индивидуальная работа:

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводилась не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Индивидуальная работа проходила в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Главная задача, которую мы ставим перед собой - создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей.

В своей образовательной деятельности, по развитию связной речи, мы используем следующие формы, методы и приемы:

1. Рассматривание картин. В процессе рассматривания картины мы обращаем внимание детей на детальное, более внимательное рассматривание картины. Сначала мы рассмотрели главное в картине, затем детали.

2. Составление рассказа по предметной картинке. (мишка, мяч, флажок)

3. Составить рассказ по малоэпизодной сюжетной картине. (девочка играет, мальчик ест, едет машина, куры клюют)

4. Составление описательного рассказа по образной игрушке. (опиши куклу, мягкую игрушку)

5. Чтение художественной литературы, последующий пересказ произведения. Этот метод способствует развитию монологической речи. Например, русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. (каким был герой? кто больше всех понравился? выделить главное? чему учит нас произведение)

6. Проведение дидактических игр, которые требовали от детей ответов и развивали их монологическую речь («Что лишнее», «Придумай слово»).

7. Загадывание загадок детям с последующим их отгадыванием и рассказом ребенка об отгадке.

8. Рассказывание стихотворений.

9. Речевые упражнения и творческие задания.

10. Одним из главных методических средств, для развития связной речи малышей, является театрализованная деятельность. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Дети нашей группы достаточно успешно осваивают бытовой словарь, что помогает им общаться. Для активизации связной речи детей мы используем различные виды театров. Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра.

Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизации, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи развития связной речи у младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"...

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...

Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников из опыта работы

Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:Воспитание звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Словарная работа....

Консультация для педагогов «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»

Сегодня актуально звучат слова американского философа, художника, публициста Эльберта Хаббарта «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, научить ребен...