Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность.
материал по развитию речи (средняя группа)

Солодилова Дина Анатольевна

Театрализация  позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать свое собственное отношение к добру и злу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_teatralno.docx265.38 КБ

Предварительный просмотр:

                    Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»
Прогресс в современном мире движется огромными темпами, сегодня общество предъявляет высокие требования к личности. Дети с легкостью могут пользоваться сложной современной техникой, а проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче найти в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать даже в нескольких фразах. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, по телефону. Поэтому сегодня система образования отводит особое место вопросу качества образования. Предъявляются новые требования в воспитании и образовании подрастающего поколения. Педагогам необходимо использовать новейшие технологии для реализации учебно-воспитательных задач, учитывая возрастные психолого-педагогические возможности детей. Дошкольное учреждение – это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Научно доказано, что этот багаж является основой, фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни, и как важно, именно в этот период, помочь ребёнку развить свои способности, чтобы лучше реализоваться в будущем. А уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. Недостаточное развитие речевых средств, обуславливает, в свою очередь, снижения уровня познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программой, и, прежде всего, чтением и письмом. И, как следствие, у детей развиваются различные комплексы неполноценности, ограничение в выборе профессии, поведенческие отклонения и недоразвитие психических процессов (внимание, памяти, мышления).
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать свое собственное отношение к добру и злу.
Современный мир стал сложно динамичным, высоко-конкурентным, обладающий интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. И готовить ребенка активно жить в этом огромном мире необходимо уже в дошкольном детстве.
 Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание и речь. Именно театрально-игровая деятельность позволяет решить одну из главных задача дошкольного образования: овладение детьми качественной стороной речи, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, культуру, но неизменно театральная игра совершенствует все стороны развития речи. Эта деятельность развивает доброжелательные отношения, помогает решать самый важный педагогический принцип воспитания: сотворчество детей, родителей, педагогов.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. 

 Сегодня дошкольные учреждения руководствуются в своей работе ФООП  ДО, в которых содержание программы структурировано по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Театральная игра – это такой вид деятельности, который можно использовать в любой образовательной области.
«Красивая речь способна на все…» (народная мудрость)
И только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники овладеют правильной, чистой, красивой речью.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном ...

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность».

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умо...

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»

Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Научно доказано, что этот ба...

Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность

Основная задача любого ДОУ - речевое развитие дошкольников по ФГОС....

статья Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать с...

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»

Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Научно доказано, что этот ба...