Картотека игр по речевому развитию в старшей группе.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Новоковская Наталия Ивановна

Картотека игр по речевому развитию в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx271.08 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи в старшей группе.

ВЫПОЛНИЛА:

Новоковская Наталия Ивановна

2022 год

Дидактические игры

1. «Назови одним словом»

Цель: развитие внимания, мышления, сообразительности, формирование умения классифицировать предметы

Материалы, оборудование: карточки с предметами

Ход игры:

1. С одним ребенком. Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке?  (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

2. С группой детей. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.

http://3.bp.blogspot.com/-ngHG_KxBgU4/VFYep4ls59I/AAAAAAAAEI0/CaOdn1tTZZI/s1600/4.jpg3. С двумя подгруппами (командами) детей. Ведущий поочередно задает задания (назвать одним словом «что изображено на карточке») для каждой команды: для первой команды – задание на одной стороне карточки, для второй – на обратной стороне. Карточки ведущий достает в произвольном порядке. В конце игры количество правильных ответов подсчитывается. Определяется команда-победитель.

 

2. «Отгадай, какой звук»

Цель: учить детей с помощью фишек разного цвета определять в слове- гласные, твердые, мягкие звуки, размещать их на полотне. Учить детей делить слово на слоги, определять сколько их всего в слове.

Материалы, оборудование: картинки с изображением (цветов, животных, и. т. д) Фишки зеленого, синего и красного цвета. Полотно с делением под фишки.

Ход игры:

Ребенку дают картинку, на которой может быть изображена любая картинка с изображением любого предмета, животного, растения, и. т. д. Ребенок говорит, что на ней изображено, проговаривает. 

Например, слово- ИНДЮК. Педагог спрашивает у ребенка сколько в слове букв слогов. По возможности, если ребенка не затруднит, он может произнести все буквы по порядку. При затруднении можно ему помочь. Ребенок должен давать полный ответ. В слове ИНДЮК –пять букв, два слога.

И-гласная, мягкая (фишка красного цвета).

Н-согласная, твердая (фишка синего цвета).

Д-согласная, мягкая (фишка зеленого цвета- ребенок должен объяснить почему «Д» - согласная, но мягкая. Потому, что ее смягчает гласная буква «Ю» поэтому она мягкая зеленая.

Ю-гласная, мягкая (фишка красного цвета).

К-согласная, твердая (фишка синего цвета).

Затем ребенок размещает фишки на полотне, проговаривая буквы (чтобы на полотне получилось слово «ИНДЮК».

3. «Узнай по описанию»

Цель: воспитывать у детей наблюдательность, внимание, уметь различать признаки предмета.

Материалы, оборудование: карточки с изображениями

Ход игры: воспитатель подбирает наборы картинок и предлагает детям выбрать одну из первого набора.

Например, снеговики. Внимательно посмотрите на картинки и найдите такого снеговика, которого я вам опишу.

У него оранжевый нос, на голове синее ведро, у него красная палка, и две чёрные пуговицы из угольков.

4. «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Материалы, оборудование: мяч

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч …» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Н-р: «Мы пойдём гулять в лес (завтра); новогодний праздник был…. (вчера); и т. д.

5. «Какое время года»

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание

Материалы, оборудование: карточки с временами года, стихотворения о временах года

Ход игры:

1. Дел у меня не мало-

Я белом одеялом

Все землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня. (зима)

2. Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (весна)

3. Я соткана из зноя,

Несу тепло с тобою, я реки согреваю,

Купайтесь! Приглашаю.

И любите за это, вы все меня. Я. (лето)

4. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)

6. «Что изменнилось»

Цель: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал, оборудование: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

7. «Чего не хватает»

Цель: Развивать зрительное внимание, зрительно восприятие, умение концентрировать и распределять внимание, мышление.

Материалы, оборудование: для каждой лексической темы 6 игровых полей с различными уровнями сложностями 3х2; 4х2; 5х2.

В каждом игровом поле в первом ряду указанны изображения предметов, относящиеся к определенной лексической теме. А во втором некоторые изображения предметов пропущены.

Ход игры:

1) в первом ряду указаны изображения в определенной последовательности. Во втором ряду данная последовательность изображении сохраняется, но отсутствует элемент, который необходимо назвать. С увеличением уровня сложности в игровом поле появляется дополнительное изображение предмета.

2) в первом ряду указаны изображения в определенной последовательности. Во втором ряду данный порядок изображений нарушен, и отсутствует элемента, который необходимо назвать.

8. «Какие спрятались буквы?»

Цель: закрепить название букв, звуков; развивать зрительное восприятие.

Материалы, оборудование: карточки с «зашифрованными» буквами

Ход игры: предложить ребёнку угадать, какие буквы спрятались на    картинках. Если выполнять задания на отдельных листах, ребёнок, поворачивая лист в разные стороны. Сможет найти больше букв.

https://multiurok.ru/img/100160/image_5aa75add9ca1e.jpgВ случае, когда ребёнок не может узнать какую – либо букву, обведите её тупым концом карандаша. Это поможет ему выделить букву на общем фоне.

9. «Скажи наоборот»

Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Ход игры: Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу

Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…

Дети: Низко.

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Дети: Близко.

Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Дети: Свет.

Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…

Дети: Нет.

Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…

Дети: День.

Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…

Дети: Лень.

Скажу я слово Вам «слабак», ответите…

Дети: Силач.

Теперь скажу я слово «смех», ответите мне…

Дети: Плач.

Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты…

Дети: Молчать.

Теперь скажу слово сорить», ответишь…

Дети: Убирать.

Скажу такое слово: «грязь», ответишь…

Дети: Чистота.

Педагог: Скажу сурово слово злость», ответишь.

Дети: Доброта.

Скажу слово «хороший» Вам, ответите…

Дети: Плохой.

Педагог: Теперь скажу слово «старик» ответишь…

Дети: Молодой.

Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.

Дети: Глупец.

Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…

Дети: Конец!

10. «Похож – не похож»

Цель: формировать умение детей сравнивать окружающие их предметы; совершенствовать умения детей сравнивать 2 предмета используя термины: "похож-не похож", развивать речь детей

Материалы, оборудование: карточки с похожими предметами по цветам, форме

Ход игры:

Найти в окружающей обстановке два предмета, доказывать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Необходимо пройти по комнате, выбрать 2 похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти 2 предмета, в чем их сходства.

Похвалить, если дети правильно нашли предметы и объяснили их сходства.

Проверить правильность пар предметов повторно и исправить ошибки в парах с помощью наводящих вопросов: Какого цвета предметы? Одинаковой они формы или нет и др.

Подвижные игры

1. «Лохматый пес»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь   не даться ловящему и не толкаясь.

Ход игры:

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,   

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит. 

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только заканчивается чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

2. «Море волнуется»

Цель: формировать творческое воображение, развивать речь

Ход игры:

Игроки стоят на площадке и говорят:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.

3. «Гуси – лебеди»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость

Ход игры:

На одной стороне – гуси, на другой – хозяйка, посередине – волк.

Гуси, гуси! – га-га-га.

Есть хотите? – да-да-да.

 Ну, летите! – нам нельзя.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Ну, летите, как хотите,

       Только крылья берегите!       

  Гуси летят, волк ловит.

4. «Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.  По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

5. «Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

-Тук! Тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

- За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

6. «Ослик»

Цель: учить детей передвигаться по площ0адке, в ограниченном пространстве группками не падая. Развивать имитационные движения. Воспитывать интерес к играм.

Ход игры:

Воспитатель: по жёлтенькой дорожке

Цок-цок – стучат копытца.

Приехал серый ослик,

Хотите прокатиться?

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик! (Садятся в тележку).

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик1

Воспитатель: уселись мы в тележку,

Цок-цок – стучат копытца.

И словно по команде

Все улыбнулись лица.

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик!

Катаемся мы в парке,

Цок – цок - стучат копытца, завидует нам ветер,

И солнышко искрится.

ослик, ослик (ослик останавливается).

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик!

Воспитатель: но скоро длинноухий

Задумал рассердиться:

Не вертятся колёса,

Не топают копытца.

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик, (вылезают из тележки, подталкивают её, ослик упрямится)

Вот какой наш ослик!

По солнечной дорожке

Вот какой наш ослик!

Стучим мы каблучками, Ослик, ослик,

Упрямца и повозку

Вот какой наш ослик!

Везём обратно сами.

Повозка делается без дна, чтобы дети могли сами двигаться.

7. «Мышеловка»

Цель: развитие двигательной, речевой активности детей.

Ход игры: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

«Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

8. «Будь внимателен»

Цель: учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.

Материалы, оборудование: кубик, погремушка, флажок

Ход игры:

На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10м) напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию, выигрывает тот, кто первым принёс предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

2 вариант

Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать взять предмет и поднять его вверх.

Театрализованные игры

1. «Гуси – лебеди»

Цель: развитие и совершенствование навыков связной речи

Материалы, оборудование: кукольный театр, куклы Алёнушка, Матушка-печка, Речка, Яблоня

Ход игры:

Ведущий

Жили-были в деревне мужик да баба. И были у них детки: дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Уезжая, как-то раз батюшка с матушкой в город на базар, дочке строго-настрого наказывали на улицу не бегать и за младшим братцем приглядывать. Остались дети одни. Позабыла Алёнушка родительский наказ, усадила братца на крылечко, а сама с подружками поиграть выбежала. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и унесли в темный лес. Вернулась Алёнушка домой, а братца нет. Только перья лебединые на крылечке лежат. Испугалась девочка, что не выполнила родительский наказ и отправилась вслед за гусями –лебедями братца выручать. Долго ли коротко добралась она до опушки леса. Смотрит, а на опушке печка стоит

Алёнушка

- Здравствуй, матушка-печка! Не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели?

Матушка-печка

- Укажу я тебе дорогу, только ты мне помоги достать мои пирожки, а то сгорят

Ведущий

Вынула девочка пирожки и печка показала, куда гуси-лебеди полетели.

Поблагодарила она и побежала дальше. Добежала девочка до речки. А речка то не простая. Вода в ней молочная, берега кисельные.

Алёнушка

- Речка, речка, не видала ли ты, куда гуси-лебеди моего братца понесли?

Речка

- Как не видать, видала. Только ты прежде отведай моего киселя с молочком, а потом я тебе путь укажу

Ведущий

Похлебала девочка киселя с молоком – показала ей речка, куда дальше идти.

Бежит девочка дальше. Видит – стоит большая яблоня. Ветки со спелыми яблоками до земли клонятся.

Алёнушка

- Яблонька, родная, не знаешь ли ты, куда гуси-лебеди моего братца понесли?

Яблоня

- Знаю милая, помогу тебе, только отряхни яблоки с ветвей, а я скажу тебе, где братца искать.

Ведущий

Сделала Алёнушка, как её просили.

Яблоня

- Иди по этой тропинке вслед за ежиком. Он и приведет тебя к избушке на курьих ножках. Там живет Баба-Яга. Туда гуси-лебеди и принесли твоего братца

Ведущий

Поблагодарила девочка яблоню и поспешила к избушке. В ту пору Бабы-Яги дома не было. Вбежала Алёнушка в избушку, схватила братца в охапку и бросилась бежать прочь. Вернулась Баба-Яга домой, а там пусто. Рассердилась она, отправила вдогонку гусей-лебедей. Полетели гуси лебеди, стали детей нагонять. Смотрит Алёнушка, а перед ней знакомая яблонька.

Алёнушка

- Яблонька, родная догоняют нас гуси-лебеди. Укрой нас от погони.

Ведущий

Сжалилась яблонька над детьми. Укрыла их своими ветвями. Не замети гуси, мимо пролетели. Прибежали дети к речке

Алёнушка

- Реченька-голубушка, догоняют на гуси-лебеди, укрой от погони

Речка

- Прячьтесь скорей под мой крутой бережок. Вас никто и не заметит

Ведущий

Спрятались дети под кисельным бережком. Не заметили их гуси, мимо пролетели. Поблагодарили дети речку и дальше отправились. Снова их гуси-лебеди вот - вот догонят

Алёнушка

- Печка-матушка, догоняют нас гуси-лебеди. Укрой нас от погони

Матушка-печка

- Доставайте-ка скорее из меня дрова, да полезайте на их место. Там вас никто не найдет

Ведущий

Так дети и сделали. Забрались в печку и заслонку за собой затворили. Полетали гуси-лебеди над печкой, поискали, да так и отправились восвояси ни с чем.

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

2. «Теремок»

Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий; играть в коллективе, четко выполняя действия; воспитывать выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с помощью которого можно выражать настроения героев и их отношение друг к другу.

Материалы, оборудование: костюмы для персонажей, маски, коробочка, зеркальце с расческой, муляжи овощей – капуста, морковка; игрушки – курица, петух; деревянный бочонок с деревянной ложкой

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Вы любите сказки?

В мире много сказок - грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка – впереди.

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке «Заходи!»

Чтобы узнать какая сказка придет к нам в гости нам нужно выполнить несколько заданий.

(В руках у воспитателя красивая коробочка, внутри маски по сказке).

Воспитатель: Дети! По дорожке я шла, красивую коробочку нашла. А коробочка-то не простая, она волшебная - вот какая!

(Звучит волшебная музыка).

- Какая красивая коробочка, интересно, что в ней? (Пытается открыть, но она не открывается).

- Может сказка? Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуем, отгадать. Если верной будет отгадка, сказка к нам придет!

(Воспитатель зачитывает детям загадки).

- Под полом таиться, кошки боится. (Мышка)

- Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Зайка).

- Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый… (Волк).

- Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый!

Как зовут ее? (Лиса).

- Зимой спит, летом ульи сторожит. (Медведь).

(Дети отгадывают загадки и коробочка под волшебную музыку открывается. В коробочке маски животных. Воспитатель показывает их задает вопросы).

Воспитатель: Ребята, а в какой сказке можно встретить этих животных. Как эта сказка называется? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте сами превратимся в персонажей и поиграем в игру. Выбирать персонажей будем по считалочке.

(Дети по считалочке самостоятельно выбирают персонажей по сказке, воспитатель помогает раздает детям маски. Остальные дети водят хоровод и поют).

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок- не высок,

Вот по полю-полю мышка бежит

У дверей остановилась и стучит…

Мышка: Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет…

Воспитатель: Стала мышка в тереме жить.

(Дети, которые вели хоровод вспускают мышку в серединк хоровода и поют дальше. Мышка берет зеркальце, расческу и двигается в противоположную сторону хоровода).

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок- не высок,

Вот по полю-полю мышка бежит

У дверей остановилась и стучит…

Лягушка: Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет…

Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: А я лягушка квакушка…

Мышка: Заходи вместе будем жить.

Воспитатель: Стали они жить вдвоем.

(Мышка приглашает лягушку в «теремок» и образуют внутри основного хоровода свой маленький хоровод идут в противоположную сторону. И так с каждым персонажем… Лягушка имитирует движениями ловлю мух; зайка-побегайка берет муляжи морковки и капусты; лисичка-сестричка игрушку курочки; волчок серый-бочок игрушку петуха; медведь косолапый берет бочонок с медом и ложку. Когда очередь доходит до медведя заходит в круг съедает бочонок с медом теремок не выдерживает и разваливается. Дети водящие хоровод и персонажи садятся на корточки показывая что «теремок» развалился).

Воспитатель: Ребята скажите какой конец у сказки радостный или печальный? (Ответы детей).

- А как можно все исправить?

Дети: Построить «теремок» для всех друзей.

Воспитатель: Я предлагаю вам игру «Строим теремок».

(Дети встают в круг с воспитателем и по данному тексту по содержанию выполняют движения).

Тук-тук, тук-тук!

Застучал молоток. Дети ударяют кулачками друг о друга

Будем строить теремок

С высоким крыльцом. Опуская руки от пояса до пола

С окнами большими, Кладут одну ладонь на другую

Со ставнями резными. Разводят руки в стороны

Тук-тук, тук-тук! Дети ударяют кулачками друг о друга

Замолчал молоток. Опускают руки

Вот готов наш теремок. Соединяют руки над головой(«крыша»)

И построили теремок новый, красивый, просторный!

Лучше прежнего выстроили!

Мы теперь здесь все друзья! Прикасаются ладонями к груди и

Всем гостям мы рады! вытягивают руки вперед.

Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. Мы с вами молодцы, помогли выстроить животным теремок теперь они заживут все счастливо.

Сюжетно-ролевые игры

1. «Парикмахерхская»

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Материалы, оборудование: фартук, чепчик, накидка для клиента, ножницы, расческа, флакончики из-под лака для волос, фен, бигуди, резинки, заколки, ленточки для волос. Фартук, чепчик, маникюрный набор (пилка, ножницы, флакончики из-под лака для ногтей, ванночка.
Касса, бумажные денежные купюры. Изготовление вывески «Парикмахерская
 «Шарм».

Ход игры:

1) Приемы создания интереса к игре. Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Маша. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: зал стрижки и укладки, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Маши в порядок.

2) Сговор на игру. С детьми определяем место «Парикмахерской» в группе, ставим зеркало, рабочий столик и стул для клиента, рабочий столик для маникюра и стул для клиента, а также стол и стул для кассира, раскладываем атрибуты к игре. Распределяем роли среди детей с помощью простой считалки (делает ребенок).

3) Приемы обучения игровым действиям. Воспитатель временно берет на себя роль мастера-парикмахера и показывает на кукле Маше, как можно заплести косички и закрепить их резинками. Кукла Маша остается очень довольной, ей нравится ее новая прическа. Затем дети занимают рабочие места согласно выбранным ролям. В парикмахерскую приходят клиенты (дети и куклы). Работники парикмахерской делают им причёски, моют голову, сушат феном, подстригают, делают маникюр; выписывают талон на определённую сумму для оплаты; беседуют с клиентом, дают советы. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, укладке волос в прическу, маникюре.

4) Приемы поддержания и развития игры.

• По желанию детей можно открыть залы женской, мужской и детской стрижки, а также зал стрижки домашних животных.

• Для этого вносятся дополнительные атрибуты (зеркала, ножницы, расчески, столы и стулья и т. д.).

• Воспитатель объясняет, что будут делать мастера каждого зала. Появляются новые клиенты – домашние животные (мягкие игрушки).

• Дети самостоятельно и по желанию распределяют роли между собой (парикмахеры женского, мужского, детского зала, зала стрижки домашних животных, маникюрша, кассир). Клиентами могут быть как дети, так и игрушки (куклы, мягкие игрушки). Игра возобновляется с прежним интересом.

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре.

Воспитатель напоминает, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, быть внимательными к клиентам. Он помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов. Воспитатель поощряет инициативу, творческий подход к игре.

4. Окончание игры.

Дети делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие прически получились красивые и аккуратные, говорят о том, что им больше всего понравилось в игре. Детям предлагается по желанию посмотреть предложенные им журналы и книги о прическах, декоре ногтей.

2. «Магазин»

Цель: формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим миром; учить распределять роли, исполнять соответствующую роль; уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»: научить детей умению обращаться к продавцу, воспитывать культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи; учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь; совершенствовать навыки счета.

Материалы, оборудование: мебель: полки и прилавок; одежда: фартук и шапочки; атрибуты: касса, деньги, банковские карты, ценники, муляжи фруктов, продуктов, кондитерские изделия, торты, хлебобулочные изделия, таблички с названиями отделов магазина.

Ход игры:

Воспитатель: (открывает дверь).

Уважаемые покупатели! Вас приветствует магазин «Звездочка». В нашем магазине вы можете приобрести продукты и все необходимое для вас! Добро пожаловать в наш магазин! (Дети идут в магазин смотрят и выбирают все то, что им понадобится.)

Воспитатель: В магазине вы найдете свежие фрукты, кондитерские изделия, разнообразные торты, большой выбор хлебобулочных изделий, так же имеется бытовая химия и принадлежности гигиены.

Отдел «Фрукты»

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте!

Продавец: Что вы хотели?

Покупатель: Мне, пожалуйста, 1кг. апельсина.

Продавец: (взвешивает). Ровно 1кг. Возьмите, пожалуйста, и проходите в кассу.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Приходите еще!

Отдел «Кондитерские изделия»

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите? У нас есть печенье, конфеты, шоколадки, бублики.

Покупатель: Мне, пожалуйста. Шоколадные конфеты.

Продавец: Сколько вам?

Покупатель: Одну упаковку.

Продавец: Возьмите, пожалуйста.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Пройдите, пожалуйста, в кассу. Спасибо за покупку

Отдел «Торты»

Покупатель: Здравствуйте.

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас много тортов, пирожных.

Покупатель: Мне, пожалуйста, бисквитный торт.

Продавец: Возьмите, пожалуйста. Пройдите в кассу.

Покупатель: Спасибо!

Продавец: Приходите еще.

«Хлебобулочный» отдел

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас есть треугольники, батоны, хлеб ржаной и др.

Покупатель: Мне, пожалуйста, буханку ржаного хлеба. Сколько стоит?

Продавец: Двадцать рублей. Возьмите, пожалуйста.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Пройдите в кассу. Спасибо за покупку!

Так же отдел «Бытовая химия» и т. д.

(Зависит от того, что вы будете продавать в вашем магазине.)

Итог игры:

Воспитатель: Ребята, где мы с вами были?

Дети: (отвечают) В магазине.

Воспитатель: Что продают в магазине?

Дети: (перечисляют): фрукты, конфеты, печенья, бублики, торты, хлеб и т. д.

Воспитатель: А что вы купили?

Дети: (перечисляют).

Воспитатель: А вам понравилось играть?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: Да, вы действительно играли хорошо. Молодцы!

Игра может продолжаться самостоятельно, в зависимости от интереса детей.

3. «Строители»

Цель: уточнение представлений детей о рабочем строителе; воспитание у детей интереса и уважения к труду взрослых; формирование детского коллектива, на развитие творческих способностей.

Материалы, оборудование:

Для каменщиков – шлемы, мастерки.

Для сварщиков – каски, рукавицы.

Для шофёра – значок, кепка.

Строительный материал; машины.

Ход игры:

- Дети, мы с вами познакомились с трудом строителей. Какая из строительных профессий вам кажется самой важной?

- Сегодня к нам в гости пришла кукла – строитель. Она хочет посмотреть, хорошо ли вы знаете труд строителей. Давайте ей покажем, как мы играем в строителей. (Дети объединяются в группы, договариваются, кто будет какую работу выполнять).

Шофёры проходят в диспетчерскую за путёвками, вежливо здороваются с диспетчером:

- Дайте, пожалуйста, мне путёвку. (диспетчер выписывает путёвку, подсчёт водителю). Сегодня вы будете возить песок (кирпич, цемент) на стройку. Пожалуйста. Спасибо. До свидания.

Шофёры проходят в гараж, берут машины и едут по назначению. Каменщики, сварщики и другие занимают свои рабочие места. Когда шофёры подвезет груз, рабочие на стройке принимают его, грузят в клетку, которую прикрепляют к подъёмному крану. Крановщик поднимает груз. Каменщики укладывают кирпичи, сварщики сваривают сваи. Одновременно бульдозером расчищают территорию вокруг стройки, экскаватором копают новый котлован. Затем на стройку пришла медицинская сестра и сообщила, чтобы строители пришли в поликлинику проверить здоровье, сделать необходимые процедуры.

Несколько девочек играли с куклами в детский сад, но постепенно их внимание переключилось на дружную и слаженную работу строителей. И тут Лена предлагает: - Давайте отведём своих кукол на экскурсию к дому.

Напоминаю строителям, как интересно мы читали о стройке. Тогда дети рассказывают о тех строительных специальностях, которые они отражали в игре, тем самым утверждаясь в правильности своих действий, проникаясь чувством гордости за то, что они делают нужное и ответственное дело.

Во время закладки фундамента Лёня работал небрежно, ставил кубы небрежно, неровно. Бригадир Никита сделал ему замечание. Воспитатель напоминает, что когда рассматривали иллюстрации, то видели, как старательно закладывают фундамент рабочие. Почему они с такой ответственностью это делали?

- Если бы они заложили фундамент неровно, то дом разрушился бы.

Воспитатель подводит итог: «При выполнении любой работы надо относиться к ней серьёзно и внимательно».

В конце игры воспитатель говорит, что нашей гостье очень понравилось, как дети дружно игралистроительные профессии знают хорошо. Рабочий день закончился. Приводим в порядок рабочие места.

4. «Больница»

Цель: формировать навыки игровой деятельности при отражении труда взрослых; дать элементарные знания о работе врача, мед. работника, о культуре поведения "больных", "лечащихся" в больнице; учить детей придумывать и изображать разные действия в игровой ситуации; развивать интерес во время игры; развивать умение играть в коллективе; расширять знания детей о "больнице"; воспитывать уважение к медицинским профессиям, к труду взрослых.

Материалы, оборудование: халаты, маски, игрушечное медицинское оборудование

Ход игры:

Дети, к нам в группу сегодня почтальон принес посылку. Что же в этой посылке, давайте посмотрим (белый чемоданчик с красным крестом)

-что это за чемоданчик, кто знает?

(Ответы)

-Да, все верно, это медицинский чемоданчик.

-А как вы догадались?

-А для чего он нужен?

(Ответы)

-Ребята, давайте посмотрим, что внутри этого чемоданчика. Какие предметы там, называйте (шприц, вата, лекарства, амбулаторная карта, одежда для врача и т.д.).

-А для чего нужны мел. инструменты, лекарства?

(Ответы)

Давайте поиграем в игру "детская больница"?

-Кто для этого нам нужен?

(Распределение ролей). Врач, мед. сестра, больной и т.д.

-А я буду заведующей поликлиники и буду наблюдать за работой врачей, и как проходит лечение больных.

Сюжет игры: из дома на скорой помощи привозят маму с дочкой, хотят положить в больницу.

Врач- слушает, смотрит горло, трогает живот, спрашивает, что болит, ставит диагноз, выписывает лекарство, ставит укол.

Мед. сестра-раскладывает лекарство, приносит и раздает его больным, ставит капельницы, градусники.

Водитель скорой помощи-принимает заявки, привозит больных в больницу.

Итог игры:

-Ребята, в какую игру мы играли?

-Какие мед. инструменты вы знаете?

-Кем вы сегодня были?

-Вам понравилось играть?

Можно поменяться ролями и поиграть еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр для речевого развития в старшей группе.

Дидактические игры для речевого развития в старшей группе....

Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы.

Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы....

Картотека игр по речевому развитию в старшей группе для детей с нарушениями речи

Представлена подборка игр по всем разделам речевого развития детей дошкольного возраста...

Картотека игр по речевому развитию в старшей и подготовительной группах детского сада

Эти игры можно использовать как коллективно на занятии, так и в индивидуальном порядке...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в старшей группе

.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи . Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря). Игры для развития грамматического строя речи. . Игры для развития связ...