Картотека занятий (ООД) по развитию речи в старшей группе.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Новоковская Наталия Ивановна

Картотека занятий (ООД) по развитию речи в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека занятий (ООД) по развитию речи в старшей группе.

ВЫПОЛНИЛА:

Новоковская Наталия Ивановна

2022 год

Конспект занятия: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинный материал, систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
  • активизировать словарь по теме «Осень»;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей способность понимать и чувствовать настроение героев произведения,
  • воспитывать умение слушать педагога и товарищей.

Демонстрационный материал: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге», игрушка-ворон, картинки: белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, журавль.


Ход ОД

1. Вводная часть

Послушайте загадку:

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

2. Основная часть

1) Объявление темы.

Дети, к нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляю на столик игрушку ворон) Он принес нам осеннюю интересную историю.

Из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.

2). Чтение рассказа «Осень на пороге».

(Выставляю картинки по ходу рассказа).

Осень на пороге.

— Жители леса! — закричал утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, всели к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса: — Готовы, готовы, готовы.

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, медведи, сном крепким уснем!

-- Мы, ласточки и скворцы в тёплые края улетим!

3) Беседа по рассказу.

О каком времени года говорилось в рассказе?

Кто задавал вопросы жителям леса?

Кого проверял Ворон?

Как приготовились к зиме лисицы зайцы,

и белки?

Как еноты и барсуки? Как ежи и медведи? Как готовятся птицы?

Почему же нужно готовиться к наступлению осенних холодов?

4)Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

5) Пересказ рассказа.

Снимаю картинки с доски и повторяю рассказ, вновь выставляя картинки.

6)Пересказ рассказ с опорой на картинки детьми.

3. Заключительная часть

Дети, кто прилетал к вам в гости?

Как готовятся звери и птицы к зиме?

А почему нужно готовиться к наступлению осени?

Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено. 

Конспект занятия: «Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему»

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • Учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;
  • соотносить внешний вид овощей и фруктов с геометрическими формами;
  • учить узнавать овощи и фрукты по описанию:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по темам: «Овощи», «Фрукты»;
  • развивать внимание и мышление, обращать внимание на детали в описании.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Оборудование:

Корзина, коробка с муляжами овощей и фруктов, картинки с изображениями овощей, фруктов, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей, опорные картинки.

Ход ОД

1. Вводная часть

А)-Развитие артикуляционной моторики.

-«Улыбка-Хоботок»

-«Наказать непослушный язычок»

-«Лопатка»

-«Почистим зубки» (верхние и нижние)

-«Чашечка»

-«Катушечка»

-«Лошадка»

-«Грибок»

Б) Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

2. Основная часть

Ребята, у меня случилась беда. Кто-то сложил на блюдо вместе овощи и фрукты, которые находились в коробке и в корзине.Вы поможете мне разложить их по своим местам: овощи в коробку, а фрукты в корзинку?

(Предположительные ответы)

-Ну что же, ребята берите каждый по одному предмету, кладите его в корзину или коробку и садитесь на место. Но при этом вы должны назвать предмет, который берете, и рассказать куда вы его положите.

Например: «Яблоко-это фрукт. Я положу его в корзинку. Помидор-это овощ. Я положу его в коробку.»

3 Д/У «Узнай по описанию»

Воспитатель: «Узнайте овощи и фрукты по описанию.»

Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? (Помидор)

Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый, хрустящий? (Огурец)

Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, витаминная? (Морковь)

Круглая, бордовая, твердая, полезная? (Свекла)

Круглый, жгучий, твердый, витаминный? (Лук)

Круглое, румяное, зеленное или желтое, гладкое, вкусное, твердое? (Яблоко)

Вкусный, оранжевый, ароматный, сочный, полезный? (Апельсин)

Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный? (Лимон)

Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая? (Груша)

4 Д/у «На что похоже?»

Воспитатель: Дети на столах у вас лежат геометрические фигуры. Я предлагаю каждому из вас подойти к наборному полотну и поставить свою форму к тому овощу или фрукту к которому она подходит.

5 Работа со схемой.

Сейчас вы превратитесь в писателей,а схема будет вам помогать составлять рассказы об овощах и фруктах. Вспомните,что обозначает каждый символ-фрагмент схемы.

6 Рассказы детей

-Дети поочередно выходят к доске и составляют рассказы.

Физкультминутка

В огород мы пойдем, там урожай соберем (шаги на месте)

Мы моркови натаскаем (таскают)

И картошки накопаем (Копают)

Срежем мы качан капусты (Срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показывают круг руками)

7 Рассказы детей.

8 Д\У «Способы хранения урожая»

-Теперь вы знаете, что где растет. Я предполагаю вам рассказать о способах хранения даров осени. А помогут вам опорные картинки

Солнце = сушить

Бочка = солить

Корзина = Хранить

Снежинка = Морозить

Банка = консервировать

9 Упражнение на дыхание «Запахи осени»

3. Заключительная часть

-Понравилось вам быть писателем? О чем составляли рассказы? Где растут овощи, фрукты?

Вы все молодцы! И отлично работали на занятии.

Конспект занятия: «Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему»

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • учить детей подбирать существительные к прилагательным;
  • учить составлять рассказ с опорой на схему.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;
  • развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • закреплять употребление  притяжательных местоимений.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки  самообслуживания.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов,

 

Ход ОД

1. Вводная часть

Воспитатель приветствует детей.

1. Пальчиковая  гимнастика «Фрукты»

Вот  у внучки  Зиночки

фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши, чтоб

ребята кушали,

Персики и сливы,

спелые, красивые.

Посмотрите на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

(загибают пальцы  при перечислении фруктов)

2. Д/И «Собери фрукты»        

Воспитатель:

Посмотрите, на ковре лежат картинки. А что на них нарисовано?

Давайте соберем их в корзину. Только обязательно рассказывайте, что вы кладете в корзину.

2. Основная часть

Воспитатель:

Сегодня я хочу превратить вас в писателей  и предлагаю придумать  рассказы о фруктах. Но прежде мы с вами поиграем.

1. Д/И «Про что можно так сказать?»        

Воспитатель:

Послушайте и скажите, про какие фрукты можно так сказать.

Вкусный (Что?)

Ароматный (Что?)

Румяное  (что?)

Сочная (что?)

Полезный (что?)

Витаминная (что?)

Круглый, овальный и.т.д.

2. Д/И  «Чьи фрукты: Ванины или Машины?»        

Воспитатель:

Смотрите, Маша взяла яблоко. Теперь  это чье яблоко? (Это Машино яблоко). Ваня взял сливу. Это чья слива? (Это Ванина слива) и.т.д.

3. Работа со схемой         

Воспитатель выставляет  схему описания фруктов (аналогична схеме описания  овощей ) и напоминает детям, что обозначает каждый символ – фрагмент схемы

Сейчас вы превратитесь в писателей. У каждого из вас есть свой фрукт. О нем вам нужно будет составить рассказ.

4. Составление рассказа        

Воспитатель:

Для того чтобы вам было легче справиться с заданием, я вам напомню один рассказ из прошлого занятия (Воспитатель для примера рассказывает по схеме, например, о груше)

5. Рассказы детей         

Дети поочередно выходят к доске и составляют рассказы, каждый о своем фрукте

V. Физкультминутка «Яблоня»        

В саду фруктовом яблоня

(Машут руками над головой)

Посажена была.

(«Сажают» яблоню.)

Она цветами белыми

(Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок)

Весною расцвела

(«Цветок» распускает лепестки)

Следил наш старый дедушка,

Известный садовод,

(Изображают старого дедушку с палочкой)

Чтоб наливала яблоня

(Машут руками над головой)

Румяный сладкий плод

(Пощипывают щеки)

        После физкультминутки воспитатель предлагает детям  составить еще несколько рассказов.

3. Заключительная часть

         Воспитатель (подводит итог занятия):

Понравилось вам быть писателями? О чем составляли  рассказы? Где растут фрукты?

Конспект занятия: «Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин»

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад - огород»;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • учить согласовывать слова в предложениях.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Оборудование: сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка.

Ход ОД

1. Вводная часть:

Воспитатель встречает детей с подносом, на котором лежат муляжи овощей и фруктов.

Воспитатель: У меня случилась беда! Кто-то сложил вместе овощи и фрукты, которые находились в коробке и в корзине. Вы поможете разложить их по своим местам: овощи в коробку, а фрукты в корзинку? (Да.)

Ну что же, берите каждый по одному предмету, кладите его или в корзинку, или в коробку и садитесь на свое место. Но при этом вы должны называть предмет, который берете, и рассказать, куда вы его положите. Например: «Это яблоко. Яблоко - это фрукт. Я положу его в корзинку», «Это помидор. Помидор - это овощ. Я положу его в коробку».

2. Основная часть

Воспитатель: К нам на занятие пришли гости: трудолюбивые гусята - Ваня и Костя. (Воспитатель выставляет картинки.) Они расскажут очень интересную историю, которую мы будем учиться пересказывать.

3. Чтение рассказа «Богатый урожай»

с последующим подробным обсуждением.

Богатый урожай

Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

Воспитатель:

• О ком этот рассказ?

• Где любил работать Ваня? Как его можно назвать? (Садовод.)

• А где Костя? А как его можно назвать? (Огородник.)

• Что выращивал в саду Ваня?

• А что в огороде Костя?

• Кто мешал Ване? А кто Косте?

• Как можно назвать гусениц и галок? (Вредители огорода, сада.)

• Кто помог Ване избавиться от гусениц?

• А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?

• Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета? (Ваня - богатому урожаю винограда и груш, а Костя - урожаю гороха и огурцов).

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5. Рассказы детей.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

Физкультминутка «Огород». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Огород у нас в порядке -

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.        Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.        «Сажают».

Лето все она толстела,        Показывают руками круг перед               собой.

Разрасталась вширь и ввысь.        Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,                Руки разведены в стороны.

Говорит - посторонись!

                                       Отталкивающие движения руками.

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.

6. Игра «В саду или в огороде?».

Воспитатель: Теперь вы знаете, что где растет. Я предлагаю взять овощи и фрукты, «посадить» овощи - в «огороде»(ставит на стол макет грядки), а фрукты - в «саду» (ставит на стол макет сада) и составить предложения по образцу. Образец: Помидор растет в огороде. Яблоко растет в саду. И т.д.

3. Заключительная часть:

Воспитатель (подводит итог занятия): 

Кто приходил к нам в гости?

Как можно назвать Ваню? (Садовник.) 

А Костю? (Огородник.)

Почему гусята радовались урожаю? (Потому что они сами его вырастили.)

Конспект занятия: «Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок»

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.

Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.

 

Ход ОД

1. Вводная часть:

Игра «Назови ласково».

Воспитатель: К нам в гости пришли куклы Катя и Катенька. Вы подарите им подарки и составите предложения по образцу, а затем сядете на свои места.

Дети берут пары картинок с изображением ягод, по очереди выполняют задание и садятся на свои места. Образец: Кате я подарю малину, а Катеньке - малинку.

2. Основная часть:

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как собирали ягоды бабушка и ее внучка из рассказа Якова Тайца «По ягоды». Но сначала давайте вспомним, кем вы были, когда составляли рассказы о фруктах. (Писателями.)

Яков Тайц - это настоящий, взрослый писатель, который писал интересные рассказы для детей.

3. Чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды»

с последующим подробным обсуждением.

По ягоды

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес - и давай собирать. Только бабушка - в кружечку, а Надя - в рот.

Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади - пустая, даже дедушку угостить нечем.

Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела - все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

- Кушай!

- А сама что же?

- А я вчера ела.

- Вчера не считается, - сказал дедушка.- Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя - ягоду, и дед - ягоду, Надя - ягоду, и дед - ягоду. Так все и съели.

• О ком этот рассказ?

• Куда пошли бабушка и внучка Надя?

• Что они взяли с собой?

• С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (С полной.)

• А с какой кружкой вернулась Надя? (С пустой.)

• Почему Надина кружка была пустая?

По ходу рассказа педагог выставляет предметные картинки на доску.

• Почему Наде было стыдно?

• Как она поступила на следующий день?

• Кого Надя угостила ягодами?

• А что сделал дедушка? (Пригласил Надю поесть ягоды- вместе.)

• А кого бы вы угостили?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5. Рассказы детей.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа «По ягоды».

Физкультминутка «Ягоды». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы шли-шли-шли,        «Шагают» пальчиками по столу.

Землянику нашли        Изображают землянику.

Раз, два, три, четыре, пять —        Пальчики «здороваются».

Мы идем искать опять.        «Шагают» пальчиками по столу.

        После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько пересказов.

3. Заключительная часть:

Назовите ягоды, которые собирали бабушка и Надя?

Почему Наде стало стыдно?

Как она исправила свою ошибку?

Конспект занятия: «Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин»

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

Оборудование: сюжетные картинки по тексту рассказа.

Ход ОД

1. Вводная часть

Воспитатель: До пяти я посчитаю,

Ребят в птичек превращаю.

Каждому из детей логопед вручает картинку с изображением птицы. Сначала перелетные «птицы» летят на свои места, а затем и зимующие.

2. Основная часть:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о красивых птицах - лебедях, и о том, куда они улетают осенью.

3. Чтение рассказа Н. Воронковой «Лебеди» с подробным обсуждением».

Воспитатель объясняет детям выражение «лебеди трубят».

Лебеди

Дедушка перестал копать, наклонил голову набок и к чему-то прислушался.

Таня спросила шепотом:

- Что там?

А дедушка ответил:

- Слышишь - лебеди трубят?

Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:

- А что же, у лебедей труба есть?

Дедушка засмеялся и ответил:

- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?

 Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далекие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:

- Вижу, вижу! Веревочкой летят. Может, они где - нибудь сядут?

- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в теплые края.

А лебеди летели все дальше.

• О ком этот рассказ?

• К чему прислушивался дедушка?

• Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?

• Что значит «лебеди трубят»? (Это значит, что они протяжно кричат.)

• Кого увидела в небе Таня?

• Чего очень хотелось Тане? (Чтобы лебеди сели где-то неподалеку.)

• А что ответил ей дедушка?

По ходу рассказа педагог выставляет сюжетные картинки на доску.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5. Составление пересказа детьми.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Опустел скворечник,

Улетели птицы,                Машут руками, как крыльями.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.        Приседают.

Целый день сегодня

Все летят, летят...                Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

                                                                            Бегут по кругу.

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов.

3. Заключительная часть

Воспитатель (подводит итог занятия): 

О каких птицах говорили на занятии?

Куда лебеди улетают осенью?

Что значит выражение «лебеди трубят»?

Таня сказала, что лебеди летят веревочкой. Как можно сказать по-другому?

Конспект занятия: «Составление описательного рассказа по теме "Одежда" с опорой на схему»

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • обучать детей составлению описательного рассказа

Коррекционно-развивающие:

  • рассмотреть и активизировать словарь детей по теме "Одежда"
  • упражняться в употреблении распространенных предложений
  • развитие связанной речи

Воспитательные:

  • воспитание навыков самообслуживания

Оборудование:

1) предметные картинки с изображениями одежды

2) схема описания одежды (по Бардышевой Т. Ю.)

Ход ОД

1. Вводная часть:

Игра: «Сядет тот, кто отгадает загадку»

Загадывание загадок

2. Основная часть

Воспитатель говорит о том, что перед занятием почтальон принес занятие для ребят (открывает конверт и читает)

Письмо пришло от Карлсона . Он пишет, что он хочет пойти в гости и не знает, что  ему надеть и просит вас ему помочь в этом .

Мы сегодня попробуем это сделать. (Воспитатель выставляет предметные картинки с изображением одежды)

Сейчас вы посмотрите картинки с изображением одежды и попытаемся помочь Карлсону.

3) Беседа по картинкам.

Каждому ребенку раздается картинка с изображением одежды и задаются вопросы.

Затем воспитатель выставляет схему описания одежды и говорит:

Что в такой последовательности нужно рассказать о своем предмете одежды.(объяснение схемы)

- Какого цвета?

-  Из какого материал?

-  из каких частей состоит?

-  Когда носят?

-  Кто носит?

-  Как ухаживать?

4)  Составление рассказа с опорой на схемы.

Первый рассказ составляется совместно воспитателем и ребенком.

Затем дети составляют самостоятельно рассказ.

5)  Пальчиковая гимнастика.

6)  Рассказы детей.

3. Заключительная часть

7)  В конце занятия составляется костюм для Карлсона и закрепляем назначение и детали одежды.

Конспект занятия: «Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.»

Образовательные задачи: 

Обучающие:

  • учить детей отвечать на вопросы полным предложением, активизировать словарь по теме

Развивающие:

  • Развивать внимание, мышление, связную речь
  • Способствовать развитию трудолюбия

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию аккуратности и навыкам ухода за предметами обуви и одежды.

Оборудование: серия сюжетных картин, картинки с изображением  предметов одежды, обуви и головных уборов.

Ход ОД

1. Вводная часть:

1. К нам в гости пришел мальчик, Коля. Но он, почему-то грустный. Как вы думаете почему Коля грустит? (предположения детей). Он не может найти свою одежду. Как можно помочь Коле? (ответы детей). Давайте поможем ему найти их.

На столе расположены картинки: одежды, обуви, головных уборов в хаотичном порядке.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Помогите Коле навести порядок». Подойдите ко мне и возьмитесь за край ленточки, те кто в взялся за красные ленточки будет командой под номером один, зеленые под номером два и желтые под номером три. Мы с вами разделились на три команды. Первая команда соберет головные уборы, вторая – одежду, третья – обувь. Возьмите каждый по одной картинке. Теперь все сложим в шкаф: на верхнюю полку положим головные уборы, на среднюю полку одежду, а на нижнюю полку поставим обувь.

2.  Основная часть

2. Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем историю, которая произошла с мальчиком Колей. Но эта история нарисована художником, который проходил мимо и увидел эту необычную историю,  а мы с вами  ее расскажем.

3. Беседа по серии картин.

  • Где гулял мальчик Коля?
  • Чего было много вокруг дома?
  • Почему Коля стоит в одном ботинке?
  • Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
  • Как вы думаете, он нашел его?
  • Кому рассказал Коля о своей потере?
  • Кто стал искать ботинок после Коли?
  • А после бабушки?
  • Где Коля мог потерять ботинок?
  • Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
  • Нужно ли поступать так, как поступил Коля? Почему?

А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка «Туфельки нарядные».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туфельки нарядные,        Правая нога вперед, на носок.

Туфельки парадные,        Левая нога вперед, на носок

Лаковые, с ремешком,        Правая нога вперед, на пяточку.

И подошва с каблучком.        Левая нога вперед, на пяточку.

Туфли Маше в самый раз

Можно выходить на пляс        Руки на поясе, «пляшут»

5. Совместное составление рассказа по серии картин.

Как солнышко  ботинок нашло.

Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге нет ботинка.

Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашел. Пришел он домой и рассказал все бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.

После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

6. Рассказы детей.

Ребята, а теперь вы самостоятельно составьте рассказ по серии картин.

4. И/у «Помоги подобрать одежду для Коли»

Дети делятся на две команды. На первый, второй рассчитайтесь. Первые номера одна команда, вторые – другая команда. На столе картинки, нужно подобрать вещи по погоде. Каждый ребенок проговаривает, почему он выбрал эту вещь.

3. Заключительная часть:

Воспитатель: «О ком мы сегодня составляли рассказ? В какое время года произошла эта история?

Как нужно относиться к одежде и обуви, которую вам покупают родители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе детского сада.

Предложенные дидактические игры развивают  у детей мышление,связную речь, грамотический строй речи, воображение, память. Детям они очень нравятся, они с удовольствием в них играют....

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы.

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы....

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе

В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, може...

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы...