Конспект НОД по речевому развитию в старшей гр. "В гостях у Кати"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хохлова Елена Сергеевна

Конспект НОД по речевому развитию в старшей гр. "В гостях у Кати"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlova_es_nod_v_starshey_gruppe.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина   города Новокуйбышевска  городского округа Новокуйбышевска Самарской области  структурное подразделение «Детский сад «Василек»

«В гостях у Кати»

Конспект непрерывной образовательной деятельности                  в старшей группе по речевому развитию.

Хохлова Елена Сергеевна,                                                                         воспитатель

СП «Детский сад «Василек»

 ГБОУ ООШ №20

 

г.о. Новокуйбышевск                                                                                                  2022

Цель:  Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи. Вовлечение родителей в образовательный процесс по дифференциации звуков.

Задачи в интеграции образовательных областей:

  1. о/о «Речевое развитие»: Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах. Развивать подвижность артикуляционного аппарата и правильное произношении звуков. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса. Развивать умение правильно отвечать на вопросы.

  1. о/о «Познавательное развитие»: формировать у детей элементарные представления о правильном звукопроизношении. Развивать познавательную активность, любознательность.  
  2. о/о «Физическое развитие»: развивать физические качества детей.
    Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 
  3. о/о «Социально-коммуникативное развитие»: Совершенствовать речь детей, умение четко высказывать свои мысли, расширять словарный запас. Развивать фонематический слух, слуховое внимание, мышление, память. Развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы).
  4. о/о «Художественно-эстетическое развитие»: Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Содействовать эмоционально-образному восприятию текста с помощью выразительности исполнения.

           Оборудование и  материал к занятию:

  • Ноутбук
  • Сумка, мешок, предметные картинки
  • Видео
  • Мяч
  •  Зеркала на каждого ребенка

Предварительная работа: 

  • Дома с родителями  - Выучить стихотворение и записать видео – Федоров Рома. Подготовить предметные картинки для игры – Борзова Саша, Голушкова Ева.
  • В группе – поговорить с детьми о звуках [ с ] и [ ш], в каких словах встречаются.  Артикуляционная гимнастика.

Виды детской деятельности

Формы, методы и приемы организации детской деятельности

  1. игровая

 Игра «Разложи картинки», «Эхо»,

  1. коммуникативная

Артикуляционная гимнастика «Улыбка – Трубочка», скороговорка.

  1. двигательная

Физкультминутка «Стойкий оловянный солдатик»

  1. восприятие с художественной литературой и фольклора

Стихотворный текст физкультминутки 

«Стойкий оловянный солдатик», стихотворение  «Пёс шагал по переулку».

Логика образовательная деятельность:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Дети стоят в кругу

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Катя к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки.

 Покажите, какие там большие деревья.

 Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Снова подул ветер.

Молодцы, присаживайтесь.

Активизация речи детей

Упражнение в артикуляции и звукопроизношении

Дети поднимают руки.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Дети покачиваются и машут руками.

Дети расслабляются.

Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Дети садятся на стульчики. Просмотр видеоролика.

Воспитатель: Катя просит, что бы мы прочитали ей стихотворение. Предлагаю послушать Рому. Он с мамой подготовил для нас видеоролик.

Стихотворение:

Пёс шагал по переулку.

Он жевал большую булку.

Подошел щеночек,

Попросил кусочек.

Задание: назвать слова со звуком «с» (пёс, попросил, кусочек). Тоже самое-со звуком «ш» (шагал, большую, подошел).

Дети смотрят видеоролик. Повторяют стихотворение 2 раза.

Ответы детей 

Воспитатель.

- Как произносится звук [ с ]? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ]? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.

Дети выполняют действия,

Закрепляют правильное произношение звуков

Артикуляционная гимнастика «Улыбка – Трубочка»

Катя предлагает поиграть в игру.

Тянем губы мы к ушам, (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед, (губы тянутся вперёд).

Как у слоненка хоботок

Дети выполняют артикуляционную гимнастику смотря в зеркало.

Вырабатывают качественные движения органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Физкультминутка «Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка, будто

ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди, да смотри не упади.

А теперь постой на левой

-если ты солдатик смелый.

У детей воспитывается желание быть здоровым

Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

Ребята, в корзиночке есть мячик. С мячиком Катя играет в игру «Дружные звуки». Давайте мы тоже поиграем.

Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги.

са — ша са — са — ша со — ша са — ша — ша су — шу са — ша — са сы- ши ша — ша — са ша — са ша — са — са шо — со ша — са — ша шу — су ши — си

Дети встают каждый у своего места.

Ребенок ловит мяч, повторяет и кидает мяч обратно педагогу.

Закрепление правильного произношения звуков

Игра «Разложи картинки»

Ребята, у Кати есть картинки. Но они все перемешались. Давайте поможем Кате их разложить.

-Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем картинки с  игрушками, в названии которых есть звук [ ш ]. В сумку, в названии которых есть звук [ с ]. (картинки :шапка, кошка, лошадь, машина, мышка, стол, лиса, гусь, поросенок, слон ).

Проверка.

-Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением«Я положил в сумку слона». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.

Дети раскладывают картинки

Воспитывать у детей отзывчивость, желание помочь.

Ответы детей

Активизация речи детей

Чистоговорки, игра «Эхо»

Ребята, Катя любит чистоговорки. Предлагает нам поиграть.

- Са-са-са…в лесу живет лиса.

- Ся-ся-ся…ловит Костя карася.

- Ша-ша-ша…любит мама малыша.

- Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.

Дети повторяют.

активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков

Скороговорка«Саше дали кашу, а Глаше просто квашу».

Произносится в разном темпе и с разной силой голоса. Хором и индивидуально (Например, девочки - громко и быстро, а мальчики - шепотом и медленно.)

Дети выполняют задание

Способствуют развитию речевого аппарата

Итоги занятия.

-Давайте вспомним, какие звуки мы учились отчётливо произносить?

- Назовите слова со звуком ш? Со звуком с?

- Какое у вас настроение? (хорошее)

- А хорошее настроение всегда бывает у тех, кто отлично поработал. Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки.

Ответы детей

Список использованной литературы:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий :

 5-6лет – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020

Интернет – ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/06/22/kartoteka-fizminutok-na-proiznoshenie-zvukov - физминутка.
  2. https://mdou44.edu.yar.ru/materiali/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsii_uchitelya_logopeda/artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_shipyashchih_zvukov_sh_shch_zh_ch.pdf - артикуляционная гимнастика.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика».

Конспект  НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Встречаем гостей"

laquo;Встречаем гостей» Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика»

Образовательная область: речевое развитиеРаздел: развитие речиЦель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика».

Занятие разработано для воспитанников старшей группы. Содержание  предполагает  интеграцию  образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативно...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у дедушки Корнея» (по сказкам детского писателя К.И.Чуковского)

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у дедушки Корнея» (по сказкам детского писателя К.И.Чуковского)...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "В гостях у Аленушки"

Запомнить новую считалочку. Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Закрепить знания детей предметы русского быта, национального костюма и устройство русской избы....