Картотека пальчиковых игр.
картотека по развитию речи

Федорова Ольга Александровна
Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения. Думаю, что картотека пальчиковых игр будет полезна не только для педагогов дошкольных учреждений, но и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

         Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста.

         Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребенок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика руки, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Те же механизмы заложены в основе письма – наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками. Подготовить их к этому непростому делу – непосредственная задача родителей и педагогов.

         Для овладения письмом важны также развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными и развитыми могут только тренировки. В игры, предлагаемые в пособии, включены упражнения для разработки руки: вращение кистью, встряхивание, сгибание-разгибание и др.

         Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок сможет повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.

         Работа над освоением игры делится на несколько этапов:

           – показ;

           – объяснение;

           – воспроизведение;

           – закрепление.

         Показывая игру в первый раз, нужно замедлить темп, чтобы дети могли как следует рассмотреть движения взрослого и понять смысл игры. Затем нужно показать и объяснить, как правильно выполняется упражнение. На следующем этапе дети повторяют текст вместе с взрослым. Следует указать на допущенные ими ошибки и неточности, уделить внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции и настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию. Игру можно повторить на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.

         Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5–7 игр, один раз в неделю добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в то же время не устать от них.

         Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?

        Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, уделите немного времени и мышцам руки. Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки. В-третьих, пальчиковые игры незаменимы на физкультминутках: они позволяют расслабить мышцы руки, дать им отдохнуть.

          Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения.

Картотека пальчиковых игр.

                             

                                    Грибы

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагают пальчиками по столу.)

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику начиная с мизинца.)

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

                       

                    Тише, тише не шумите

Этот пальчик хочет спать,(Загнуть большой палец

Этот пальчик лег в кровать, (Загнуть указательный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул, (Загнуть средний палец)

Этот пальчик уж уснул, (Загнуть безымянный палец)

Этот крепко-крепко спит. (Загнуть мизинец)

Тише, тише, не шумите… (Погрозить пальцем)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!  (Разогнуть кулачок.)

                        Солим капусту

Мы капусту рубим- рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим- солим,

Мы капусту мнем-мнем,

В баночку кладем…

Пробуем.

                       Кулачок

Поочередно загибаем пальчики

Этот пальчик- маленький,

Этот пальчик-слабенький,

Этот пальчик-длинненький,

Этот пальчик- сильненький,

Этот пальчик- толстячок,

Ну а вместе- кулачок.

                                     

                                     Фокус
Я волшебник Фокус-Мокус.
(Указываем на себя.)
Покажу сейчас вам фокус. (Показываем большой палец.)
Раз, два, три четыре, пять–
(Правой рукой
обхватываем палец и крутим его.)
Будем палец отрывать.
Крутим, крутим,
Раз, два, три —
Нету пальца!
(Отнимаем правую руку – пальца
нет. Он загнут вниз.)
Посмотри!
Крутим, крутим вместе–
(Палец появляется.)

                                    Капкан
Очень хитрый-хитрый пальчик
(Два пальчика – человечек – идут по тыльной стороне руки.)
Здесь расставил свой капканчик. (Пальцы гладят раскрытую ладошку.)
Мышку – хвать! И зайку – хвать!
(Ставим указательный палец на ладонь. Пальцы сжимают его. Ставим на ладонь средний палец. Ладонь
сжимается и ловит его.)
Невозможно убежать! (Пытаемся изо всех сил вытянуть пальцы.)
А потом поймал верблюда. (Ловим сразу четыре пальца.)
Разве вырвешься отсюда? (Тянем.)
Но попался вдруг кабан – (Попалось пять пальцев.)
Разломал он весь капкан! (Раскрываем ладонь.)

                      

                              Тело

Есть на пальцах наших ногти(указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

                   

                         Человечек

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (Круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (Руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (Рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (Развести руки в стороны)

                                     Кулачок

Чок-чок-чок! Чок-чок-чок! (Сжимаем руки в   кулачки. Бьем сверху кулачком: сначала правым по левому, потом левым по правому.)

Жил на свете кулачок.

А потом, потом, потом

Что же стало с кулачком?

Выросли рожки,              (Вытягиваем средний и         указательный пальцы на правой руке.)

 Выросли ножки.          (Остальные пальцы    опускаем вниз.)

 Кулачок на ножки встал

И тебя защекотал. (Щекочем под мышкой.) Повторяем упражнение левой рукой.

                           Голова

Есть у нас на голове (Указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой!

                               

                                 Утята

Мы утята – кря-кря-кря! (Перекрещиваем руки на запястье и машем ими, будто крыльями.) Прилетели мы не зря.

Здесь мы зернышки клюем. (Указательный палец левой руки – клюв, он стучит по ладошке правой руки.)

Лапками по лужам бьем. (Хлопаем руками по ножкам.)

                Пять этажей

В этом домике пять этажей: (Загибаем пальцы)

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

                             Травка

Если дождик поливает,

 Наша травка вырастает. (Пальцы на двух руках постепенно разгибаются.)

Если ветер завывает, (Дуем на пальцы.) 

Нашу травку он качает. (Наклоняем руки с растопыренными пальцами в разные стороны.)

Гром гремит и всех пугает, (Стучим кулачками друг об друга.)

Нашу травку наклоняет. (Постепенно сгибаем пальцы.)

А садовник – чик-чик-чик! (Указательными и средними пальцами изображаем ножницы.)

 Нашу травку всю постриг! (Показываем кулачки.)

                           Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу, начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальцами по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!» (Один хлопок)

И ушел. (Ритмичные хлопки по столу)

Газон засох.

                                  Прогулка

Пальцы правой руки растопыриваем (ладонью к себе). Указательный и средний пальцы левой руки бегут по пальцам правой руки, как по горкам, – это человечек. 

Мы бежим по горкам,

По крутым пригоркам.

Долго мы бежали,

В ямку мы попали. (Человечек оказывается в ямке между указательным и большим пальцем.) Выбирались из норы. (Медленно поднимаемся по большому пальцу.)

 Покатились мы с горы. (Скользим по руке.) Повторяем упражнение левой рукой. 

                       Осень

Ветер по лесу летал, (Делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладываем ладони на колени)

Ветер бросил на тропинку.

Обед

Жучка косточку грызет, (Показываем левой рукой собачку. Она «грызет» указательный палец правой руки.)

Зайчик ест морковку. (Показываем зайчика левой рукой, а правую руку складываем щепотью – это морковь.)

Ежик яблочко везет (Растопыриваем пальцы на левой руке, сверху яблочко – кулачок правой руки.) На иголках ловко.

Птичка зернышки клюет. (Указательный палец левой руки – клюв, который стучит по ладошке правой руки.)

Лошадь травку ищет. (Левой рукой пощипываем пальцы правой.)

 Каждый зверь на свете ждет

Ему нужной пищи. (Указательные пальцы двух рук касаются груди.) Повторяем упражнение, поменяв руки

                             

                                 Компот

Будем мы варить компот – (Левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки "мешают")
Фруктов нужно много. Вот. (Загибают пальцы по одному, начиная с большого )                 

Будем яблоки крошить,                          

Грушу будем мы рубить,                        
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот (Опять «варят» и «мешают»),        

Угостим честной народ. 

                                 Цветочек

Вот цветочек вырастает. (Медленно поднимаем правую руку, согнутую в кулак.)

Лепесточки раскрывает. (Раскрываем кулачок.) 

Над цветком пчела летит (Левую кисть складываем в щепоть и совершаем круговые движения над правой ладонью.) 

И тихонечко жужжит,

Собирает сладкий сок– (Пощипываем правую ладонь.)

 Угощайся, мой дружок!

                               Пирожки

 Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы.)

Мяли, мяли, посолили. (Делаем движения, как будто солим.)

 Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом.)

 И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая.)

Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок.)

 Угощайся, мой дружок!

                                     Рыбки

Рыбки плещутся в воде (Машем ладошками.) 

Рыбки плавают везде. (Выполняем волнообразные движения кистями.)

Только щука не дремала (Правую руку складываем в щепоть. Четыре верхних пальца сгибаются, разгибаются, касаясь кончика большого пальца.)

 И одну из них поймала. («Щука» хватает левую кисть.)

Только рыбка убежала! (Левая рука вырывается и уплывает от «щуки».)

                       Лодочки
Лодочки красивые
На волнах качаются. (Складываем из ладошек лодочки, качаем.)
Лодочки красивые
С чайками встречаются. (Руки перекрещиваем. Машем кистями – это чайки.)
Начинают волны (Делаем волнообразные движения с большой амплитудой.)
В море подниматься.
Маленькие чайки (Чайки опускаются вниз.)
В лодочки садятся.

                         Забавные пальчики

 (Загибаем пальчики по одному.)

Этот пальчик – одуванчик.

Положу его в карманчик.

Этот пальчик – тараканчик,

Убежал он в свой чуланчик.

Этот пальчик – зайчик.

 Барабанит в барабанчик.

Этот пальчик – добрый мальчик,

 Он уселся на диванчик.

Этот пальчик – девочка,

Рыженькая белочка.

Белка прячется в дупле,

 Не найдешь ее нигде.

      Пальчики склеились- расклеились.

Первый пальчик в глине (Большой стукается с указательным) 
Второй в пластилине      (Со средним) 
Третий в шоколаде          (С безымянным)
Четвертый в мармеладе (
С мизинчиком)
Склеились пальчики!!! (Сложить все пальчики в щепоть)
Расклеились!!! (Раскрыть широко ладошку)

Моем руки

 Моем, моем руки, (Делаем движения, как при мытье рук.)

Моем, моем чисто.

Чтоб не были руки,

Как у трубочиста.

Мы большой помоем пальчик, (Правой рукой трем поочередно пальцы на левой.)

Моем указательный.

И про средний не забудем —

 Моем обязательно.

А потом и безымянный,

И мизинчик тоже.

Очень радуются пальцы

Чистой, нежной коже.

Мы руками потрясем, (Трясем кистями рук.)

 И все капельки стряхнем.

Полотенцем вытираем (Одна ладонь вытирает другую.)

 И к обеду приступаем. (Правая рука изображает ложку.) Повторяем упражнение – «моем» пальцы па правой руке. 

                      Зоопарк
Долго мы шагали —
В зоопарк попали! (Ладонями хлопаем по коленям, имитируя шаги.)
Слоник нас встречает, (Приставляем ладони к голове – это уши. Киваем.)
Головой качает.
Крокодил рот открыл– (Поднимаем одну руку вверх, другую опускаем вниз – это пасть.)
Кушать хочет крокодил.

Обезьянки дразнятся. (Две кисти пред лицом изображают длинный нос, шевелим пальцами.) Ах, они проказницы!
Из-под камня у ручья (Рука извивается.)
Выползает к нам змея.
А у маленьких зайчат (Ладошки сверху на голове. Шевелим ими.)
Ушки серые торчат.

Дерево

Из-под серых влажных кочек

Появился вдруг росточек. (Поднимаем ладони, прижатые друг к другу.)

 Крошкой не остался,

Быстро вверх поднялся.

Ветки появились, (Разводим руки в стороны и вверх, растопыриваем пальчики.)

Листья распустились. (Разворачиваем ладони наружу.)

 Ветер завывает, (Дуем на ладони.)

Дерево качает. (Качаем руками.) 

Листья на ветру дрожат, (Трясем ладонями.) Отрываются, кружат. (Крутим кистями.) 

Листья падают, кружатся.

Тихо на траву ложатся. (Кладем руки на колет.)

        

                      Ветер дует нам в лицо...

Ветер дует нам в лицо (Руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (Руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (Медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше
(Медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
Как на горке снег, снег (Встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой
(Приседаем)
И на елке (Встаем, руки в стороны)
И под елкой (Обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь
(Пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

Змеи

Две змеи шипят, шипят, (Руки – это змеи, они шипят друг на друга.)

 Напугать хотят ребят.

Плавно извиваются, (Волнообразные движения руками.)

 Медленно качаются. (Качаем руками из стороны в сторону.)

 Могут подружиться, (Прижимаем руки друг к другу.)

 Могут покружиться. (Крутим кистями.)

Могут покусаться, (Змеи щиплют друг друга.) 

Могут приласкаться. (Гладим.)

Могут зацепиться, (Одна рука держит другую.) Вместе покружиться. (Волнообразные движения руками.)

 Получился хоровод.

Прячьтесь, змеи! Еж идет! (Прячем руки под мышки.)

                           Забор
Растопыриваем перед собой все десять пальцев – это забор.
Вот забор большой стоит.
Кто из-за него глядит? (Выглядываем из-за забора.)
Может, зайчик? (Показываем зайчика.)
Нет, нет, нет. (Качаем головой.)
Может, кошка? (Делаем ушки на голове.)
Тоже нет. (Качаем головой.)
Может, северный олень (Растопыриваем пальцы, скрещиваем руки над головой.)
Здесь пасется целый день?

Может, это смелый гусь: (Показываем гуся.)
«Никого я не боюсь!» (Гусь говорит.)
Может, это петушок– (Показываем петушка.)
Золотистый гребешок?
Это пес там лает, (Показываем собаку. Она лает.)
Дом свой охраняет

                           Я рисую  
Указательным пальцем правой руки рисуем на левой ладошке все, о чем говорится в стихотворении.
Я сижу рисую
Речку голубую, (Рисуем волнистую линию.) Солнышко лучистое,(Кружок.)
Облако пушистое. (Овал.)
Травка подрастает, (Линии.)
Бабочки летают. (Многоточие.)
Только вдруг закапал дождь (Кончиками пальцев касаемся ладошки.)
На моей картинке,
Все: и бабочек, и травку —
Залили дождинки.
А потом настала ночь– (Трем  ладошки.)
Черным все закрашу.
Ничего теперь не видно

На рисунке нашем.

                                Фигуры

(Складываем из пальцев фигуры согласно тексту )

 Пальцы мы сложили вдруг.

Сразу получился… (Круг.)

А вот так. Кто угадал?

Что получится?… (Овал.)

 Вместе три угла сложили —…

 (Треугольник получили.)

А потом, потом, потом,

Получился у нас… – (Ромб.)

Я спросить хочу ребят: – Ну а это что? (Квадрат.)

                Мышка деток проверяет.

Маленькая мышка по городу бежит (Шевелить пальцами обеих рук)
Глядит во все окошки (Сделать бинокль)
И пальчиком грозит (Погрозить пальчиком)
А кто не лег в кроватку
(Руки сложить под одну щеку)
А кто не хочет спать (Руки под другую щеку)
Такого непослушного я буду щекотать (Пощекотать ребенка)

Сидели два медведя

На тоненьком суку:(Руки согнуты в локтях (сжаты в кулаки), прижаты к туловищу. Ребёнок покачивается из стороны в сторону.

Один читал газету, (Разводим руки в стороны как при чтении газеты.)

Другой молол муку. (Стучим одним кулаком по другому.)

Раз ку-ку, два ку-ку —

Оба шлёпнулись в муку. (Кулаки "падают" на колени.)

Нос в муке, (Показываем пальцем на нос.)

Хвост в муке,

(Показываем рукой за спину.)

Ухо в кислом молоке.(Берёмся за ухо.)

                       

                                   Солдаты
Два пальца на каждой руке – человечки. Они маршируют, высоко поднимая «колени».
Аты -баты, аты -баты!
Мы отважные солдаты!
А теперь, ребятки,
(Показываем две руки с растопыренными пальцами.)
Встали по порядку!
Каждого мы знаем.
Всех пересчитаем.
(Считаем пальцы, загибая их.)
Первый, второй, третий, четвертый, пятый,
Шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.
Слышишь колокольный звон?
Выходи из строя вон!
Первый, пятый и седьмой.
(Разгибаем и показываем только те пальцы, которые называются.)
И четвертый, и восьмой.
А теперь шестой, десятый,
Третий и второй, девятый.
Вы, ребята, – молодцы!
(Показываем большие пальцы.)
Настоящие бойцы!

                           Бойцы-молодцы

Пальцы эти — все бойцы, (Показать раскрытые ладони.)

Удалые молодцы. (Сжать пальцы в кулаки)

Два — больших и крепких малых(Поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.)

И солдат в боях удалых.

Два — гвардейца-храбреца,

Два — сметливых молодца.

Два — героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два — мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять-

Будем молодцев считать.

Один, два, три, четыре, пять-

Будем молодцев считать.

Пальцы встали дружно в ряд-

Десять крепеньких солдат.

 

                          Дом
Стук -стук- постук, раздается где-то стук.

(Стучим кулачками друг о друга)
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, 
(Ладошки над головой)
Вот с такими стенами, 
(Ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, 
(Ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, 
(Одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! 
(Сцепили ручки) 

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Повертели, (Имитация движений)

Покружили,

Постучали и открыли. (Расцепили ручки)

Дом

 Имитируем движения.
Молотками мы стучали,
В доски гвозди забивали.

Красили, пилили,
Потолок белили.
Получился новый дом
Вот с таким большим окном. (Описываем руками большую окружность.)
Мы по лесенке бежали (Человечек бежит по ступенькам-пальчикам.)
И в квартиру постучали.
Тук-тук-тук! (Стучим.)

                                 

                            Стирка
Мы стираем и стираем, (Трем кулачки друг о друга.)
Своей маме помогаем.
Полоскаем, полоскаем, (Болтаем руками из стороны в стороны.)
Выжимаем, выжимаем. (Вращаем кулачками в противоположные стороны.)
А потом белье все вместе (Поднимаем высоко руки.)
На веревочку повесим —

Мы прищепки прищемили, (Соединяем пальцы, как будто прикрепляем прищепки.)
Хорошенько просушили.

                 

                         Мы посуду перемыли.

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга)

                                Мебель

 На каждое название мебели по одному  загибают пальцы– всего 10.

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный стол дубовый,

стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И берёзовый комод

Мама там бельё берёт.

А в гостинной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке– центр музыкальный.

         

                     Много мебели в квартире.

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(Сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом, (Загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

                                            Мороз
Вот пришел к нам мороз. (Ладошками хлопаем по коленям, изображая шаги.)
Щиплет щеки, щиплет нос. (Щиплем щеки, нос.)
Ручками помашем,
(Машем руками.)
Ножками попляшем. (Топаем ногами.)
Раз-два-три, раз-два-три, (Имитируем движения при лепке.)
Будем мы лепить снежки.
Раз-два-три-четыре-пять,
(Сжимаем пальчики.)
Будем пальчики сжимать.
Уходи, мороз седой
(Машем рукой.)
Да с лохматой бородой! (Приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами.)

                    Луна и звезды

Звездочки сияют,(Сжимаем-разжимаем пальцы.
Путь нам освещают.
А еще горит луна.
(Складываем ладонь полукругом, поднимаем руку.)

 Высоко висит она.
Тучка выплывает,
(Второй ладошкой закрываем луну.)
Месяц закрывает.
Плачут звезды: где луна?
(Звезды мерцают.)
Где же спряталась она?
Сильный ветер набежал,
(Дуем.)
Тучку серую прогнал. (Убираем ладошку.)
Вновь луна сияет, (Показываем луну.)
Путь нам освещает.

           

                     Учим названия пальцев.

Палец Толстый и Большой (Поочередно разгибаем пальчики)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

           

                      Пять пальчиков

(Поочередно разгибаем пальчики)

 У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

                         

                              Наши пальчики.

Этот пальчик - самый большой,
Самый веселый, самый смешной!
(Показываете ребенку большой палец.)
Этот пальчик - указательный.

Он солидный и внимательный.(Указываете на что-нибудь указательным пальцем.)
Этот пальчик средний,
Ни первый, ни последний. 
(Отгибаете средний палец.) 
Этот пальчик - безымянный, 
Он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький - мизинчик, 
Любит бегать в магазинчик! 
(Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.)  

                            Наши пальчики

(Поочередно разгибаем пальчики)

 Это большой пальчик,

Он, как толстый мальчик,

Десять порций каши съел,

Оттого и растолстел.

Это пальчик - указательный,

Он самый внимательный,

Всё увидит, но не скажет,

Только в сторону покажет.

Средний пальчик - это вот,

Он в серёдочке живёт.

А другому пальчику

Имени не дали,

Потому и безымянным

Его все прозвали.

Ну а этот пальчик -

Маленький мальчик,

Мизинец называется -

На нём рука кончается.

     

               

                  Запоминаем пальчики.

Поочередно разгибаем пальчики

Незаменимый первый пальчик
Придержит ложку и стаканчик.
Он из пяти один такой,
И называется большой!
Наш второй по счёту пальчик
Указательным зовут:
То укажут им на мячик,
То на кнопочку нажмут!
Третий слева, справа — третий,
Самый длинный — пальчик средний!
Можно с пальчиком большим
Научиться щёлкать им!
Четвёртый пальчик — безымянный:
Для новобрачных — самый главный.
Его никак не величают —
Зато колечками венчают!
Пятый пальчик — наш любимчик,
И зовут его — мизинчик:
Всех помирит и подружит,
Славно нам с тобой послужит!

                 

              Запоминаем пальчики.

Поочередно разгибаем пальчики

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец боковой,
Называется –«
большой».
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называют его -
указательный.
Палец третий стоит посредине,
Поэтому "
средний" дано ему имя.
Палец четвёртый зовут "
безымянный",
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье братец младший - любимец,
По счету он пятый, зовётся - "
мизинец".

                 Пальчики-мальчики

Поочередно разгибаем пальчики

Я на пальчиках считала
И ужасно хохотала:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой- большой чудак!
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: — Во!
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец — злой мальчишка.
Щелкнет по лбу — сразу шишка,
Щелк по шару — лопнет шар,
Хлоп — и в обморок комар.
Безымянный дотемна
Выбирает имена:
Мальчик-с-пальчик? Фантомас?
Все уж было тыщу раз!
Солнце село, спать пора,
Лучше выберу с утра…
А мизинец — мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю —
Очень маленьких люблю..

                  О левой и правой руке.

Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (
Вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая!
(Хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая!
(По очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (
Прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая!
(Показываем направление то правой, то левой рукой)
До носа могут доставать –
И правая, и левая! (
Достать кончик носа по очереди каждой рукой)
А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! (
Затыкаем уши)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою!
(Дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (
Обхватываем себя руками – "обнимаем")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...