Консультация для родителей
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Взрослые не только должны читать детям сказки,но и помогать их осмысливать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_chitaem_detyam_skazku.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

«Читаем детям сказки»

 

Взрослые не только должны читать сказки детям, но помогать их осмысливать. В процессе чтения происходит воспитание определенных качеств личности.

После прочтения нужно обязательно обсудить содержание, задать вопросы по сюжету. Это поможет постепенно приобретать жизненный опыт, учит общению с другими детьми. Развивается творческое мышление, память, способность к анализу. Сочинители сказок заботятся о воспитании таких качеств, как доброта, любовь, справедливость.

Поиграйте в литературные игры, загадайте подходящие по сюжету загадки. Ребенок с удовольствием нарисует героев произведения.

Тексты сказок обучают правильной устной речи, расширяют словарный запас. Одним из показателей развития дошкольников является умение составлять вопросы. Попросите подобрать однокоренные предложения, срифмовать слова. Вместе с детьми составьте письмо, телеграмму или записку героям сказки, найдите подходящую для сюжета пословицу. Им будет интересно дать новое название уже известному сочинению.

Увлечет ребенка и создание игровой ситуации. Например, некоторые слова обиделись и убежали из сказки. Попробуй угадать название. В веселой детской компании разыграйте сказку по ролям. Существует еще много разных методов работы.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным.

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Прежде чем рассказать сказку, убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, подбирать сказки по возрасту и развитию своих деток.

4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение детей.

5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. И конечно роли могут исполнять сами детки.

7. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т. д. Хотим заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности ваших детей.

8. Читайте сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

9. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят.

2. Можно предложить деткам вместе (хором) рассказывать.

10. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

11. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

12. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

13. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

14. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

15. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

Обучаем детей правилам поведения с помощью сказки.

На примере действующих лиц ребенок учится правилам поведения. В каждой сказке заключена мораль, которая может помочь детям в конкретных жизненных ситуациях. Во многих произведениях видна связь человека и природы. Животные, растения умеют говорить и часто помогают людям. Воспитание сказкой учит бережному отношению к природе.

Ребенок видит, что положительные герои смелые, ловкие, трудолюбивые, добрые. Хочется быть на них похожим. Они наделены лучшими качествами. Отрицательные персонажи жадные, глупые, ленивые. Никому не нравится быть такими же. Во время чтения нужно учить бережному отношению к книге.

С помощью сказки юный читатель учится работать в коллективе, что пригодится ему во взрослой жизни. Так сказочные герои вместе тянут репку и не могут ее вытянуть, пока не придет мышка.

На примере сказки «Царевна – лягушка» можно учить детей понимать душевную красоту, обдумывать свои поступки, преодолевать трудности, проявлять внимание к окружающим.

Этот литературный жанр помогает осознать значимость социальных ролей. Одни герои превращаются в других. В жизни придется сыграть не одну роль: сын, дочь, мать, друг и т. д.

Есть авторы, которые предлагают использовать сказочный материал нетрадиционно (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.). Они призывают учить детей воспринимать содержание по-своему, изменять ход событий в произведении, придумывать концовки и смешивать содержание. Такой подход помогает выявить плохое и хорошее, дать возможность герою исправиться. Зло должно быть наказано, но не жестоко. Например, в сказке «Кот в сапогах» кот не является примером для подражания, потому что он добивается успеха обманом.

В сказках много противоречий, которые надо решать. А это значит, учить детей думать, придумывать. «Рукавичка» собрала всех зверей, но кому-то будет тесно. Вместе с дошкольником следует решить этот вопрос на доступном ему уровне. Вспомните и про деда, потерявшего рукавичку. Получается, что звери довольны, а ему холодно.

 Например, малыш никому не дает свои игрушки, ссорится с друзьями. Поможет волшебная история про то, как какой-нибудь герой учился делиться.

Есть сказки, которые воспитывают почитание, любовь и уважение к матери. С ранних лет у ребенка закладывается чувство долга и ответственности перед родителями. Он чувствует поступки героев на эмоциональном уровне. Отзывчивость, внимательное отношение к маме можно увидеть в ненецкой сказке «Кукушка», нанайской сказке «Айога» и др. «Крошечка-Хаврошечка»«Морозко» показывают, как плохо детям без мамы.

Огромный интерес у детей вызывают сказки Г. Х. Андерсена, через которые осуществляется нравственное и духовное воспитание. Сюжет каждого его произведения уникален и неповторим. Их читают детям постарше.

 Есть сказки для воспитания лидерства. Они защищают слабых, помогают другим, совершают добрые поступки.

В настоящее время общество испытывает нравственный кризис. Поэтому сказки выступают как фактор нравственного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...