Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
картотека по развитию речи (средняя группа)

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

 

  1. «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, вос-ль задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. Вос-ль: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь.

Вариант 2. Вос-ль: -Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

 

 

 

  1. «Подскажи словечко»

 

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: вос-ль, поочерёдно  спрашивает каждого  ребёнка: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: – Сорока стрекочет.

Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

 

 

  1. «Кто как передвигается?»

 

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: вос-ль называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Педагог: собака.

Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

 

 

 

  1. «Горячий – холодный»

 

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: вос-ль произносит одно прилагательное, а ребёнок называет другое – с противоположным значением.

Горячий - холодный

Хороший-плохой

Умный-глупый

Весёлый-грустный

Острый-тупой

Гладкий-шероховатый

 

 

  1. «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: вос-ль задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Вос-ль: Солнце – что делает? Дети- светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поют песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

 

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: вос-ль, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.Вос-ль:идет- Дети: -человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт. Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 

 

 

 

  1. «Кто как разговаривает?»

 

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: вос-ль  называет поочередно животное. Дети должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит, Тигр рычит, Змея шипит, Комар пищит, Собака лает, Волк воет, Утка крякает Свинья хрюкает

Вариант 2. Вос-ль  спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 

 

 

 

  1. «Из чего сделано?»

 

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: вос-ль говорит: сапоги из кожи,

ребёнок отвечает: кожаные.

 Рукавички из меха-меховые.

Таз из меди-медный.

Ваза из хрусталя-хрустальная.

Рукавички из шерсти-шерстяные

 

 

  1. «Весёлый счет»

 

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: вос-ль произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка – пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусёнок – пять гусят. Один цыплёнок – пять цыплят. Один заяц – пять зайцев. Одна шапка – пять шапок. Одна банка – пять банок.

 

 

 

  1. «Кто кем был?»

 

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: вос-ль  называет предмет или животное, а ребёнок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:  

Цыплёнок – яйцом. Хлеб – мукой. Лошадь – жеребёнком. Шкаф – доской. Корова – телёнком. Велосипед – железом. Дуб – жёлудем. Рубашка – тканью. Рыба – икринкой. Ботинки – кожей. Яблоня – семечком. Дом – кирпичём. Лягушка – головастиком. Бабочка – гусеницей. Взрослый – ребёнком.

 

 

 

10.«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

 

 

 

                            11.«Назови ласково»

 

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: вос-ль называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

 

 

 

                       12. «Обобщающие понятия»

 

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход: вос-ль называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к обобщающему понятию предметы.

Вос-ль: овощи

Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

 Вариант 2. Вос-ль называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Вос-ль: огурец, помидор.

Дети: овощи.

 

 

 

                             13.«Чего не стало?»

 

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: вос-ль на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а вос-ль убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

 

                                   14. «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

 Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

     -  Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)
  • Вова вымыл руки и положил мыло ...Куда? (В мыльницу)

 

 

                  

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Представлены дидактические игры по речевому развитию детей...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Обогащение  словаря детей, развитие мышления, воображения, ловкости,развитие слухового внимания и наблюдательности....

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...