Доклад из опыта работы воспитателя по речевому развитию в средней группе
консультация по развитию речи (средняя группа)

Гвардиан Марина Александровна

Доклад из опыта работы воспитателя  по речевому развитию  в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_tekst_gr._11.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя

 по речевому развитию

в средней группе

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней. Чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: - О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Формирование речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:

а) владение речью как средством общения;

б) обогащение активного словаря;

в) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

г) развитие речевого творчества;

д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;

ж) формирование звуковой аналитическо - синтаксической активности, как предпосылок обучения грамоте.

При достижении этой цели не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие, и закладываются основы успешного обучения в школе.

Поэтому, начиная с младшей группы мы начали работать над это проблемой.

Изучив теоретические источники, мы поставили перед собой цель: - создание развивающих предметов, пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно -ролевые игры.

«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Е.И. Тихонова.

Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно», «Сюжетно-ролевые игры», «Театрализованый уголок», «Дидактические игры», «Книжный уголок».

Работая в свое время в логопедической группе мною накоплен и систематизирован разнообразный материал для организации речевых игр и занятий; пособия для проведения артикуляционных упражнении, комплексы пальчиковых игр, тематические папки, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, логоритмические упражнения.

Ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок развивается, познает мир, согласовывает свои интересы партнеров в игре, т.е. происходит речевое развитие ребенка.

В своей работе мы используем игровые ситуации на прогулке, организовываем игры-драматизации, читаем художественную литературу с обыгрыванием сюжетных эпизодов в течении дня. Все это является толчком для творческой мысли. Идеи, требующие воплощения. Вечером во время самостоятельно деятельности можно наблюдать, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характеры героев. Как постепенно у детей «растворяется» раскомплексованность и дети преодолевают страхи.

Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихи, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая ее интересной и выразительной.

Рассматривание иллюстраций разных художников помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и бабка старенькие, ласковые, добрые), их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). В своей работе мы много используем дидактических игр, т.к. они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь.

Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре мы придерживаемся следующих требовании:

  • дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
  • должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного развития, преодоления трудностей.
  • игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

Дидактические и речевые игры мы используем на занятиях, в утренние часы, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Методы развития речи, применяемые нами:

Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная деятельность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведении, заучивание стихов, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности;

Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми является систематичность и последовательность.

В процессе речевого общения детьми используются невербальные средства (мимика, пантомические движения) которые выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов связанных с конкретными зрительными представлениями.

- помогают уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием( веселый, грустный, злой, ласковый и т.д.);

- способствует углублению эмоциональных переживании, запоминанию материала (слышимого и видимого).

Широко применяем в своей работе по развитию речи совестные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.

Например6 «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т.д. дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения.

В развитии мышления и речи детей особое место отводится движениям руки.

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи» И.П. Павлова.

Пальчиковым играм мы уделяем ежедневно время, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятии.

Хочется отметить в нашей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного развития речи детей.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр в домашних условиях. Знание родители получают через беседы, консультации, родительские собрания.

При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологи, а также с организованной развивающей предметно -пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Неделя театра в средней группе.

Каждый год в марте, у нас в детском саду проводится неделя театра. С детьми и родителями готовим атрибуты, костюмы к представлению. Настоящий праздник - детям очень нравится....

Доклад из опыта работы в средней группе по теме:«Использование лего - технологии и опыт её применения в непосредственно организованной деятельности в средней группе ДОУ»

laquo;Использование лего - технологии и опыт её применения в непосредственно организованной деятельности в средней группе ДОУ»...

Доклад из опыта работы: экспериментирование с детьми средней группы "Из простого в волшебное"

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку...

Доклад из опыта работы по речевому развитию дошкольников

Доклад из опыта работы по теме:«Особенности воспитания звуковой культуры речи в младшем дошкольном возрасте»...

план работы по речевому развитию средняя группа

План работы по речевому развитию...

Доклад из опыта работы на тему «Организация пространства группы для развития двигательной активности детей раннего возраста»

Доклад знакомит с организацией пространства группы для развития двигательной активности детей....

Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...