Конспект по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи

Апанская  Жанна Васильевна

Конспект по развитию речи в плодготовительной группе  по теме " Знатоки правильной речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект по развитию речи в подготовительной группе

                                     «Знатоки правильной речи»

                     для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Воспитатель: Апанская.Ж.В.

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

Задачи:

1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.

2. Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к сочинительству.

3. Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.

4. Упражнять в умении составлять предложения из деформированного текста, согласовывая слова (род, число, падеж) в предложении.

5. Закреплять умение определять первый и последний звук в словах, чтении коротких слов.

6. Способствовать составлению связных высказываний - рассуждений, используя сложноподчиненные предложения с союзами.

7. Продолжать закреплять умение образовывать словосочетания из предложенных слов.

8. Поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка.

9. Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.

10. Формировать умение работать в малых группах, договариваться, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей, оценивать себя.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, рассказ, пояснение, фронтальный опрос);

- наглядные (иллюстрации, картинки, фотографии);

- практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;

- игровые (д/и игры).

Материалы и оборудование:

Игровое поле, фишки, кубик, карточки с заданиями.

Организационный момент.

Воспитатель: ребята, а вы любите играть? У меня есть очень интересная игра для вас, называется она «Знатоки правильной речи».

Хотите в нее поиграть?

А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)

А что такое правильная речь? (Ответы детей.)

Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.

Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки. Согласны или хотите выбрать себе другие названия команд?

(Дети стоят полукругом перед столом с игровым полем.)

А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Перед вами игровое поле с заданиями. Каждая команда по очереди бросает кубик, количество точек на котором и определяет, на сколько клеток передвинуть фишку и какое задание надо выполнить. В конце каждого задания вы будете оценивать себя красными фишками.

Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество фишек.

Артикуляционная гимнастика: Раз – окошечко открыли. Два – мы дудочку купили. Три – в улыбке наши губки. На четыре чистим зубки. Пять – мы моем потолок. Шесть – лошадка «скок да скок». Семь – варенье очень любим. Восемь – горку делать будем. Девять – дружно мы болтаем. Десять – ротик закрываем. Вот наши язычки подготовлены к игре.

1. «Теннис» (быстрые ответы)

Вам необходимо быстро и правильно ответить на вопросы. За правильный ответ команда кладет себе фишку.

- Что видят люди, когда спят? (Сон.)

- У кошки шерсть, а у рыбы? (Чешуя.)

- Как называется утренний прием пищи? (Завтрак.)

- Где растет пшеница? В (поле).

- Масло хранится в масленке, а хлеб? (В хлебнице.)

- Как называется куча снега? (Сугроб.)

- Чем богаты овощи и фрукты? (Витаминами.)

- Что остается после того, как срубили дерево? (Пень.)

- У зверя шкура, а у дерева? (Кора.)

- Из мяса варят суп, а из фруктов? (Компот или варенье.)

- Чем рубят дрова? (Топором.)

- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)

- Какой инструмент предназначается для забивания гвоздей? (Молоток.)

- Какова на вкус вода морей и океанов? (Соленая.)

- Что необходимо для утоления жажды? (Вода.)

- Чем покрыто тело животных? (Шерстью.)

(за правильный ответ, команда берет себе фишку).

2. «Бинокль» (будь внимателен) – (составление предложений из деформированного текста).

Это задание на внимание и сообразительность. Из набора слов вам надо составить предложение (команды по очереди отвечают, за правильный ответ берут фишку).

- Таня и Саша пойти в лес гулять. (Таня и Саша пошли в лес погулять.)

- Рядом, в, плакать, трава, кто-то. (Рядом в траве кто-то плакал.)

- У, белочка, лапка, на, быть, ранка. (У белочки на лапке была ранка.)

- Дети, взять, белочка, домой. (Дети взяли белочку домой.)

- Белочка, они, стали, лечить. (Они стали белочку лечить.)

- Дети, здоровая белочка, отпустить, лес. (Дети отпустили в лес здоровую Белочку.)

(за правильный ответ, команда берет себе фишку).

3. «Логический поезд» - «Что из чего сделано?»

Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.

- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.

- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.

- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.

- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

- Платье из шелка – шелковое платье.

- Мяч из резины – резиновый мяч.

- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.

- Шуба из меха – меховая шуба.

- Пюре из картофеля – картофельное пюре.

- Сок из земляники – земляничный сок.

- Сумка из кожи – кожаная сумка.

- Стена из камня - каменная стена.

(за правильный ответ, команда берет себе фишку).

4. «Назови три слова»

   - Овощи. (лук, свекла, морковь).

  – Фрукты. (яблоко, груша, лимон).

  – Дикие животные. (медведь, волк, лось).

  – Домашние животные. (лошадь, корова, кролик).

  – Деревья. (береза, дуб, сосна).

  – Одежда (платье, брюки, куртка).

  – Осенние признаки (сильный ветер, листопад, лужи).

(за правильный ответ, команда берет себе фишку).

5. «Шанс» - шанс выбрать команде любое задание на игровом поле по своему желанию.

(за правильный ответ, команда берет себе фишку).

6. Физминутка «Звуки»

И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки на пояс. (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).

И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

7. Игра «Наоборот»

Глубоко – мелко

Быстро – … (медленно)

Крупное –…  (мелкое)

Громко – … (тихо)

Жарко – … (холодно)

День – … (ночь)

Хорошо –…  (плохо)

Право – … (лево)

Узкий – … (широкий)

Высоко – … (низко)

Белый – … (черный)

Мягкий – … (твердый)

(за правильный ответ, команда берет себе фишку).

8. «Хорошо» и «Плохо»

Назовите, что «хорошо» и что «плохо» в изображённых предметах. Сначала одна команда будет говорить, что «хорошо» а другая – «плохо».

1. Роза – хорошо, потому что …, плохо – потому что …

2. Мороженое – хорошо, потому что…, плохо – потому что…

3. Солнце - хорошо…, плохо….

4. Дождь - хорошо, плохо…

5. Укол – хорошо, плохо…

6. Молоток – хорошо, плохо…

(за правильный ответ, команда берет себе фишку).

9. «Театр» - составление рассказов по сюжетным картинкам от лица героев.

Здесь лежат сюжетные картинки, надо разложить их по порядку. А сейчас рассмотрим, что же здесь изображено.

Работа по первой картине.

- Обратите внимание на первую картинку и скажите, что здесь необыкновенного? (Мышка одета как девочка в сарафан, играет с шариком, как человек…)

- Какая мышка? (Веселая, добрая, маленькая, нарядная, красивая.)

- А что же она делает? (Играет шариком, подбрасывает его, подпрыгивает, ловит шар.)

- Мышка подбрасывала шар и говорила. Что же говорила? (Ах! Какой ты красивый, как мне нравится с тобой играть.)

- Мышка, играя с шариком, не замечает, что за ней из-за кустов подглядывает кот.

- Опишите кота, какой он? (Хитрый, пушистый, зеленоглазый, злой, голодный.)

- Что думает кот, глядя на мышку?

Работа по второй картине.

- Давайте посмотрим на эту картинку и подумаем, что было дальше? (Котёнок не выдержал и выпрыгнул из кустов.)

-А мышка? Как она себя повела? (Испугалась и бросилась бежать, но натолкнулась на упавший на землю шар.)

Работа по третьей картине.

-Что же произошло дальше? (Мышка вспомнила, что у нее шарик с рисунком и повернула его к коту той стороной, на которой был рисунок.)

- От неожиданности кот остановился, посмотрел на шарик и что он подумал? (Как мышка попала в шарик.)

- Что сделал кот? (Со всей силы хлопнул по шару.)

Работа по четвертой картине.

- Чем же закончилась эта сказочная и загадочная история? (Шар лопнул.)

- Опишите состояние кота? (От неожиданности он испугался, закричал, присел на лапы от испуга и закричал.)

- Что он закричал? (Помогите, спасите, боюсь.)

- А где же мышка? (А мышка убежала к себе в норку.)

- Какая здесь мышка? (Веселая, счастливая, перехитрила кота и осталась жива.)

Еще раз внимательно рассмотрите картинки и составьте рассказ от лица героев. Одна команда – мышка. Другая команда – кошка. (По окончании времени, отведенного на задание, команды озвучивают свой рассказ.)

10. «Цепочка слов»

Разложите картинки последовательно опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.

У одной команды первая картинка: шар – роза – арбуз – забор.

У другой команды: сок – крот – телевизор – ракета.

(за правильный ответ, команда берет себе фишку).

В конце игры подсчитываются фишки, игроки награждаются медалями «Умная Сова».

                  Конспект развлечения во второй младшей группе

                            «Сказочный город транспорта».

 Цель: закрепить знания детей о наземных транспортных средствах; о правилах поведения на дороге.

Задачи:

Образовательная: закрепить название их предназначение; способствовать формированию элементарных знаний правил дорожного движения.

Развивающая: способствовать развитию диалогической речи; развитие двигательных навыков, координации движений детей.

Воспитательная: совершенствовать игровые навыки детей, воспитывать умение играть в коллективе.

Предварительная работа: беседы по лексической теме «Транспорт», рассматривание иллюстраций; чтение и разучивание стихов о транспорте; складывание картинок из 2–4 частей; продуктивные виды деятельности по теме (рисование, лепка). Материалы: машины (легковая, пожарная, грузовик, самосвал),светофор (красный и зелёный цвет), рули для игры, пешеходный переход, колонка, ноутбук.

Ход:

Воспитатель: Мальчики и девочки, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие, в сказочный город Транспорта, а поедем мы с вами угадайте на каком транспорте?

Домики прям друг за другом

Едут в дали отовсюду.

«Чух-чух» - так домики пыхтят,

О чем-то нам всем говорят.

Дети: поезд.

Воспитатель: Правильно, это поезд.

Воспитатель: рассаживаемся поудобнее на места и поехали.

(дети под музыку отправляются в спортивный зал «паровозик -Букашка»)Воспитатель: А вот мы и приехали с вами в сказочный город Транспорта. Ребята, посмотрите, кто это нас встречает?

Дети: Светофор.

Воспитатель: Правильно, Светофор.

На дорогах с давних пор,

есть хозяин – светофор.

Если свет зажегся красный

Значит, двигаться опасно! — Стой.

Желтый свет — предупреждает — Жди.

А зелёный — проходи! Рад вас видеть в сказочном городе Транспорта. Я хочу поиграть с вами в свою игру. И называется она «Светофор». (показывает на стоячий светофор)

Если «загорится» зелёный свет (открывается окошко светофора зелёного цвета, мы с вами «едем», а если красный свет (открывается окошко красного цвета, то стоим.

Встаем ребята в кружок и начинаем игру.

Игра «Светофор». 

Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Знаете цвета светофора и не нарушаете правила! А сейчас присаживаемся на стульчики и встречаем жителей сказочного города Транспорта, смотрим внимательно и запоминаем какие же машины приехали к нам….

(включаем мультик про машины)

Просмотр мультика про машины.

Воспитатель: и так, какие машины приехали к нам?

Дети: подьемный кран, пожарная машина, скорая помощь, бетономешалка, грузовик (показать игрушечные машины)

Воспитатель: Наши ребята знают стихи про разные машины и сейчас вам расскажут.

1 ребенок (в руках держит самосвал) :

Почему песок сыпучий

Самосвал ссыпает в кучу?

У него подъемный кузов,

Для сыпучих разных грузов.

2 ребенок (в руках держит пожарную машину) :

Почему машина эта,

Ярко огненного цвета?

Чтобы всем была видна,

На пожар спешит она.

3 ребенок (в руках держит грузовик) :

Грузовик –трудяга скромный,

Кузов у него огромный.

Он на стройку груз везет,

Никогда не устает.

4 ребенок (в руках держит машинку) :

Легковая я машина,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Маму, папу, дочку, сына

Целым скопом я вожу.

А ещё в меня бывает

Загружают двух собак,

Или папа разъезжает

Налегке и просто так.

Светофор: Молодцы, правильно. А все эти машины к какому виду транспорта относятся?

Дети: наземный вид транспорта. Светофор: В нашем городе очень много транспорта, а вы знаете как же передвигаться пешеходам?

Дети: по тротуару и по пешеходному переходу.

Светофор: правильно

Знает каждый пешеход

Перейти дорогу можно

Только через переход.

- давайте мы с вами поиграем в игру «Пешеходы и машины». -Не забывайте смотреть на сигнал светофора и не нарушать правила дорожного движения. Пешеходы стоят на тротуаре и на зеленый свет переходят дорогу. (на ковре разложен пешеходный переход и кубикиграница тротуара, делим детей на две группы: одна группа с рулямиводители, вторая группа-пешеходы)

Игра «Пешеходы и машины»

Светофор: молодцы! А сейчас я вас приглашаю танцевать!

Танец по показу (под музыку «паровозик Антошка»)

Воспитатель: вот и подошло наше путешествие к концу. Нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Спасибо тебе светофор, мы столько узнали полезного.

Светофор: Мы молодцы ребята, были послушными, за это я вас хочу угостить. Досвидание, ребята!

Воспитатель: занимаем места в наших вагонах, отправляемся в нашу группу

(под музыку «паровозик ту-ту»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».

Данное занятие  расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх,  закрепит  навыки правильного произношения звуков в словах и фразах,  умение детей делить слова на ...