«Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

"Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе. Театрализованная деятельность направлена на:

-развитие у ее детей ощущений, чувств, эмоций;

-развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

-развитие фантазии;

-формирование у воспитанников волевых качеств;

-развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Педагоги и психологи, считают, что тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка. При помощи фигурок пальчикового театра перед ребёнком открывается удивительный мир сказки. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, способствуют развитию, памяти, внимания, усидчивости и, конечно, речи. Куклы, сшитые из тканей, связанные из шерсти и ниток, склеенные из бумаги, – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка.

Пальчиковый театр, способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Вязаный пальчиковый театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию; формирует творческие способности, артистизм; обогащает пассивный и активный словарь.

Пальчиковый театр помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие, знакомит с народным творчеством, обучает навыкам общения, игры, счета.

У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры. 

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности: 
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Вследствие целого ряда причин у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушаются, речевая активность у детей резко снижена. Пальчиковый кукольный театр
 в таком случае может служить средством для активизации речевой деятельности детей. Его основные цели:

стимулировать развитие речи, внимания, памяти

улучшать координацию движений

развивать звуковую культуру речи

развивать образное мышление

развивать глагольный словарь, словарь признаков

обогащать словарь за счет слов— синонимов, антонимов

развивать связную речь

В логопедической работе можно использовать как покупной пальчиковый театр, так и самодельный, который помогают изготавливать родители. Используется:

— для инсценирования русских народных сказок («Колобок»«Теремок»«Курочка Ряба» и т. д.)

— для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок»«Медведь и лиса» и т. д.)

Речевой материал закрепляется через пальчиковый театр, поэтому прослеживается связь с лексической темой занятия.

Например, при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные).

Или, например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка»«Кот, петух и лиса» и др.)

Сначала проводится предварительная работа: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.

Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности.  

 Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.

Таким образом, решаются следующие задачи:

— повышение мотивации и потребности в речевом общении

— правильная оценка речевой ситуации

— усиление контроля над речью

— подражание речевому образцу

Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр:

— регулирует психоэмоциональное состояние детей

— формирует положительную мотивацию к занятиям

— помогает преодолевать барьер в общении

— создает ситуацию успеха для каждого ребенка

— создает эмоционально— благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия

— тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.

Конспект занятия: «Пальчиковый театр Репка».

Цель: Развитие речи детей средствами устного народного творчества.

Задачи:

1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;

2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра;

Материал:

Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка».

Предварительная работа:

Чтение потешки о кошке;

Разучивание игры «Кот и мыши»;

Рассматривание игрушек и иллюстраций по сказке «Репка».

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные, глазки у всех блестят.

-  Ребятишки, а вы любите сказки?

-  Да любим (ответ детей).

-  Вижу, заблестели глазки!

А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.

Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р. Поехали пых - пых - пых.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В сказочку ребят.

— Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.

-  Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались? Никого не видно?

-  Нет, отвечают дети.

А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

Из какой сказки эти персонажи, кто знает?

Дети называют сказки.

А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли? Да конечно деда с бабой. Где же они? Да вот они наши дед с бабой. А где же их внучка? И внучка вот она. А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка? Правильно это «Репка». А где же репка? Ребятишки посмотри те, а репку кот Василий спрятал и отдавать нам ее ни хочет.

А знаете почему?

Он хочет, чтобы мы с ним поиграли.

Воспитатель подходит и берет кота, читая потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые

Зубки белые.

Воспитатель обращается к коту: «Кот Василий садись в кружок, и мы с тобой поиграем», а мы ребятишки представим, что мы маленькие мышки.

Проводится игра «Кот и мыши» - 2 раза

Воспитатель, вот как славно поиграли Васька кот нам репку отдал, но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось? Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала,

Но про важные дела,

Начинается как надо:

Жили были дед да баба,

Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале – мышь – норушка,

Рядом деда огород,

Дальше сказочка пойдет…

Дети вместе со взрослыми показывают сказку (пальчиковый театр «Репка»).

По окончании сказки слышится гудок паровоза.

Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь.

Вот поехал паровоз,

Деток в садик он повез.

Ту – ту – ту.

Конспект занятия по сказке «Теремок» (пальчиковый театр)

Цель: познакомить детей со сказочными героями, развивать инициативную речь детей посредством использования пальчикового театра; развивать выразительность речи и движений, создавать атмосферу радости и веселья.

Материал: пальчиковый театр.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, детки и мамы! Сегодня я вам расскажу сказку о небольшом домике, в котором поместилось много зверей.

О какой сказке идёт речь?

Мамы с детьми: Теремок.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто поселился в теремок?

Мамы с детьми: Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и мишка

Воспитатель: Правильно, это Мышка – Норушка, Лягушка – Квакушка, Зайка – Попрыгайка, Лисичка – Сестричка, Волчок – Серый

бочок, Мишка – Косолапый, а сейчас мы с вами отправляемся в лес, на лесную полянку.

Воспитатель: Уселись все удобно. Мы отправляемся в сказку.

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

Кто- то по лесу бежал и листочками шуршал.

(Показываю Мышку – Норушку)

Мышка:

Кто- кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живёт?

Тишина и красота

В этом доме жить буду я.

Воспитатель: Мышка – Норушка оказалась хорошей хозяйкой.

Дом чисто подмела.

Пирожков вкусных напекла.

Сидит, смотрит в окошко и чаёк попивает.

Как пищит мышка? Пи-пи-пи

Мамы с детьми: Пи-пи-пи

Вдруг на лесную опушку прискакала тут Лягушка- Квакушка.

(Смотрит по сторонам)

Лягушка:

Стоит на опушке теремок

Не низок и невысок.

Из трубы дымок идёт.

Кто же в домике живёт?

Кто – кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живём?

(Выглядывает Мышка – Норушка)

Мышка:

Я Мышка – Норушка.

А ты кто?

Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.

Пусти меня к себе жить.

Воспитатель: Поселилась Лягушка жить к Мышке.

Вместе дружно там живут,

Вместе блинчики пекут,

И песенки поют.

Как квакает лягушка? Ква-ква-ква

 Мамы с детьми: Ква-ква-ква

Так они живут день,

Живут два.

Вдруг что – то снова зашуршало,

И к теремочку подбежало.

(Выглядывают вместе)

Зайчик:

Бегу, скачу, вижу - стоит на опушке терем- теремок.

Не низок и невысок.

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка – Норушка.

Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.

Вместе: А ты кто?

Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.

По лесу попрыгайчик.

Пустите меня жить.

Как у нас лопочет зайчик? Хрум-хрум

Мамы с детьми: Хрум-хрум

Воспитатель: Стали они вместе жить.

Живут и горя не знают.

Мышка по утрам печь топит и еду готовит,

Лягушка толокно толчёт и о своём болоте беседу ведёт,

А Зайка – Попрыгайка в барабан стучит.

Преподаватель:Как – то летним тёплым днём

К теремочку подошла хитрая кума – лиса.

И тихонечко сказала:

«Кто – кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живёт?»

Мышка: Я Мышка – Норушка.

Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.

Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.

Вместе: А ты кто?

Лиса: Я Лисичка – Сестричка.

Пустите меня к себе жить.

Мышка: А что ты умеешь делать?

Лиса: Если честно Вам сказать,

Очень я люблю поспать.

Так же я пою, танцую.

В основном живу красиво!

Вместе дружно заживём

И со скуки не помрём.

Бабушка – Сказочница: Переглянулись хозяева, да и пустили Лисичку – Сестричку в свой теремок. Так и стали они жить уже вчетвером.

Как лает лисичка? Гав-гав

Мамы с детьми: Гав-гав

День за днём проходят быстро. Вечерами у них весело. Мышка – Норушка в норке прилегла, Лягушка на брёвнышке устроилась, Зайчик – Побегайчик в барабан бьёт, а Лисичка – Сестричка песни поёт.

Вдруг на лесной полянке появился Волчок, зубками щёлк, щёлк.

Волчок: Что за чудо, что за диво?

Может я нашёл свой дом?

Может он стоит пустой,

И никто в нём не живет?

Кто – кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живёт?

Воспитатель: А в ответ тишина.

Все звери притихли.

Волчок: Я Волчок – Серый бочок.

По лесу гуляю, друзей собираю.

Друзей своих не обижаю,

А только их я выручаю.

Воспитатель: Тут в теремочке сразу все бросились к окошку.

Мышка: Я Мышка – Норушка.

Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.

Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.

Лиса: Я Лисичка – Сестричка.

Вместе: А ты, правда, Волчок – Серый бочок?

Волчок: Я Волчок - Серый бочок.

Пустите меня к себе жить.

Звери: У нас и так тесно.

Волчок: А я много места не займу. Днём буду вам по хозяйству помогать, а ночами буду вас оберегать.

Воспитатель: Как воет волк? Уууу

Мамы с детьми: Уууу

Стали жить и поживать.

И друг другу помогать

Вместе терем убирают,

Вместе стол все накрывают.

Но однажды, на ночь глядя

Вдруг в лесу всё загудело,

Всё завыло, зашумело.

Сквозь валежник и траву

К теремку в развалку

Подошёл Медведь – и как начал он реветь.

Р-рррр

Мамы с детьми: Р-рррр

Мишка: Все нашли себе жильё.

Я один брожу в лесу,

Никого не нахожу.

Вот бы мне сейчас

Кровать! И немножечко поспать.

Воспитатель: От такого жалобного рёва, всем стало жалко медведя, который остался совсем один. Пригласили они его к себе жить. Полез Медведь в теремок, да сломал его.

Еле-еле успели из него выскочить Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайчик-Побегайчик, Лисичка-Сестричка, Волчок-Серый бочок – все целые и невредимые. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр - как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и составляющих единое смысловое...

"Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)

quot;Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)...

Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Хочу поделиться статьёй воспитателя Г. Литвиненко, в которой она обобщает свой опыт использования пальчикового театра для развития мелкой моторики у дошкольников....

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

консультация "Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. "

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямо...

Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...