Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Ирина Вячеславовна Чупрунова

 «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» п. Колышлей

Консультация для воспитателей на тему:

«Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Чупрунова И. В., воспитатель.

2018 г.

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи.

Полноценное построение связного высказывания, совершенствование устной монологической речи требует в первую очередь умений пользоваться словарным запасом, точно и правильно употреблять слова по смыслу. Словарная работа, которая направлена не только на расширение словаря, но и на углубление понимания смысла, значения слова, помогает детям овладевать способом выражения в слове необходимого содержания, а затем использовать это умение при построении высказывания.

Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.

Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий способствует совершенствованию мыслительной деятельности умения общения, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях дети учатся называть предметы, их признаки, действия, состояние, затем включают их в простейшее описание. Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть предметы одежды, а затем воспитатель предлагает рассказать про Таню, что она будет делать дальше (пойдет гулять, будет играть с ребятами…).

При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Например, по картине «Катаемся на санках» задается вопрос: «Какое время года здесь изображено?» (Зима). Предлагается подсказать окончание высказываний: «Зимой холодно, а летом? (тепло). Один мальчик на картине большой, а другой?» (Маленький). Подобные задания расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположным значением (зима – лето, маленький – большой, тепло – холодно).

После того как воспитанники ответят на вопросы, педагог объединяет все ответы в небольшой рассказ. Затем дети могут повторить за ним 2 – 3 предложения.

На последующих занятиях дети рассматривают игрушки, называют предметы, их качества, действия, сравнивают игрушки, употребляя и слова с противоположным смыслом (большой – маленький). Воспитатель задает вопросы, а дети, отвечая на них, рассказывают про куклу: как ее зовут, какая она, как одета.

Таким образом, начиная с младшей группы дети от отдельных словарных упражнений постепенно переходят к построению коротких связных высказываний.

На занятиях по развитию речи в средней группе активизация словаря оказывает еще большее влияние на развитие связной речи. В среднем дошкольном возрасте все аспекты развития речи: воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, активизация словаря, развитие связной речи – приобретают важное значение. Детям даются задания на активизацию словаря и тут же предлагается задание на описание или на рассказывание, так как важно не отделять их по времени. Назвав отдельные предметы, их признаки, действия, ребята сразу же составляют описание игрушек (предметов), повторяют эти качества, признаки, действия, как и прежде, в виде связного высказывания. Таким образом, дети не только отвечают на вопросы воспитателя, но и составляют небольшие рассказы – описания, повторяют образцы высказываний. Так вырабатывается навык составлять небольшое связное высказывание.

В средней группе углубляется работа над подбором слов, близких по смыслу (синонимов), и слов, противоположных по значению (антонимов), особенно на таких занятиях, где сравниваются какие – нибудь игрушки. Воспитатель, используя ответы детей, составляет небольшой рассказ или описание. Ребята учатся точно обозначать признаки предметов, сравнивая их, находя сходство и различие, составлять по образцу описательные, небольшие сюжетные рассказы.

Особенно четко прослеживается влияние словарной работы на связность высказываний в старшей группе. Упражнения по активизации словаря во время занятий проводятся на основе анализа литературного произведения (занятия по пересказыванию), рассматривание картины или игрушки. Эти занятия важно строить на единой тематике.

Принцип единого содержания является очень важным, так как внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия. Когда на знакомом лексическом материале проводятся грамматические, лексические и фонетические упражнения, переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.

В дальнейшем дошкольники используют усвоенные речевые навыки при ознакомлении с новыми объектами, оперируя грамматическими формами и лексикой в самостоятельном высказывании.

На занятиях по пересказыванию литературного произведения (рассказа, сказки) словарные упражнения непосредственно включаются в анализ текста.

На занятиях с использованием картины детей также обучают рассказыванию, активизируют и расширяют словарный запас. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» воспитатель спросил у детей: «Какая кошка? (Пушистая, белая с пятнышками) А котята какие?» На этот вопрос дети отвечали по – разному: «Смешные», «озорные» т. е. неточные воспитателю следует учитывать, что вопросы к детям должны быть четкими, предполагающий нужный ответ. На вопросы, подводящие к противоставлению, дети отвечают правильно: «Кошка большая, а котята… (Маленькие). Чем котята похожи?» Этот вопрос близок к вопросу «А котята какие?» Но он шире, заставляет детей внимательней присмотреться к персонажам картины, и ответы поэтому более разнообразные.

Правильно и четко поставленные вопросы позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.

Комплексный подход к речевому развитию прослеживается и в подготовительной группе. Словарные задачи включаются в занятия по пересказу литературных произведений, рассказывание по картине (или об игрушке) и в самостоятельное рассказывание.

Один раз в квартал проводятся занятия по словарной работе, где дети закрепляют полученные навыки и учатся подбирать синонимы и антонимы не только в контексте, но и к изолированным словам. От занятия к занятию задания на уточнение и активизацию словаря усложняются, некоторые ситуации и упражнения даются повторно. Словарный запас у детей увеличивается, они начинают свободно подбирать наиболее точные слова при характеристике предмета, персонажа, их действий и качеств.

Формирование грамматического строя речи находится в тесной связи с развитием связной речи и особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения на занятиях по пересказыванию, во время рассматривания картины дети учатся не только распознавать смысловые оттенки слов, но и ставить их в нужный падеж, род, число. Такие упражнения помогают воспитанникам осознавать грамматические формы и при составлении рассказов правильно их использовать.

Начиная с младшей группы, дошкольники выполняют разнообразные грамматические упражнения, а затем несложные задания по развитию связной речи . Например, на одном из занятий они выполняют такое упражнение – называют детенышей кошки, курицы, утки. Затем воспитатель предлагает: «А теперь расскажите мне, кого вы искали и как мама звала своих деток». Ответы: «Кошка – мама искала своих котят, она звала их «мяу – мяу»; «мама – утка искала утят и звала их «кря-кря»; «Курица звала цыплят «ко-ко-ко».

На некоторых занятиях грамматические упражнения выполняются одновременно с лексическими, и здесь же следует переход к обучению рассказыванию. Например. Упражняясь в правильном образовании существительных в родительном падеже множественного числа и в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе, дети одновременно закрепляют умение подбирать слова с противоположным значением (большая пирамидка – маленькая пирамидка; длинная ленточка – короткая ленточка). После рассматривания игрушек (разной величины матрешки, пирамидки, лошадки, ленточки) воспитатель предлагает выбрать любую и рассказать о ней.

У детей закрепляются грамматические умения, полученные в младшей группе. Занятия в средней группе проводятся аналогично, структура их такая же, как и в младшей группе, однако задания по формированию грамматического строя усложняются в соответствии с расширением лексики.

Содержание упражнений связывается с основным занятием. Так после пересказа рассказа Я.Тайца «Поезд» детей спросили: «Как были одеты мальчики, которые играли в поезд? Как они оделись, когда пошли на улицу? Чего не хватает Мише?

( носков, валенок, пальто, варежек).

Упражняясь в правильном употреблении и образовании существительных родительного падежа множественного числа, дети запоминают правильные формы. Эти знания необходимы, т.к. ребята в повседневной жизни постоянно действуют с предметами одежды, называют их в разговорной речи. Упражнение по грамматике включаются и в занятия по описанию внешнего вида детей.

Необходимо проводить д/игры, в которых дети дают поручения Петрушке: «Потанцуй», «Поскачи», «Помаши рукой» и т.д., т.е. упражнять в образовании повелительного наклонения глаголов. В дальнейшем дети используют эти умения при составлении рассказов.

Таким образом, на занятиях по развитию связной речи органически соединяются с лексическими и грамматическими упражнениями, переходы от одной части к другой проходят в естественной форме, живо и эмоционально, с теми же игрушками, предметами, словами, которые дети видят или слышат в первой части занятия.

Особенно эта связь прослеживается в старшей группе. Начиная с первого занятия, дети выполняли грамматические упражнения. После пересказа сказки «Лиса и рак»

( упражнения по активизации словаря выполнялись при анализе текста) проводилась работа по вопросам: «Как можно назвать лису ласково? (лисонька, лисичка – сестричка). Кто детеныш лисы? (лисенок). Как можно назвать его ласково? (лисёночек, лисичка).

Затем словарные и грамматические задания соединяются. Дети рассматривают картину «Лиса с лисятами» и подбирают определения к слову «лисенок». Смысл таких упражнений именно в том, чтобы дети умели грамматически правильно оформлять высказывание.

В подготовительной к школе группе формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и особенно с лексической работой. Все эти задачи органически связываются при анализе литературного произведения, во время рассматривания картин.

Развитие связной речи связано и с воспитанием ее звуковой культуры. Такие элементы звуковой культуры речи, как темп, сила голоса, дикция, интонационная выразительность, по – разному влияют на связность изложения текста.

Если речь ребенка убыстрена, дикция не развита, он плохо произносит отдельные звуки, «проглатывает» окончания слов, то речь его непонятна для окружающих. Если ребенок к тому же не владеет интонационной выразительностью, он будет говорить монотонно, не будет чувствовать границу предложения, не сможет отделить одно предложение от другого. Поэтому при формировании звукопроизношения можно и нужно работать и над развитием связной речи. Упражнения на осознание интонации (просьбы, грусти, удивления, радости) помогают детям связно и выразительно излагать задуманное.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: Помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Консультация на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста»

        Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информ...