Статья на тему: «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности»
статья по развитию речи

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №116 Фрунзенского района СПб

Воспитатель: Горбушина А.П.

Статья на тему: «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности».

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования. Речь — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание». Исходя из этого определения, приведенного в работе И. Е. Трудоношиной и А. Я. Кузнецовой, речь — это психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Сложно поверить, но факт остается фактом: при естественно возрастающей роли речи в коммуникации, ее значимость осознается далеко не всеми представителями социума. Более того, существенный процент современных дошкольников нуждается в профессиональной логопедической помощи. На изменение основных характеристик новых нынешнего поколения детей оказали влияние многие факторы. В том числе, четко выраженная ориентация родителей на успех в достижениях своих детей в детском саду, затем в школе — первоочередной задачей они видят обучение ребенка читать, считать и писать. Речевое развитие уходит на второй план. Часто современные педагоги приводят в качестве аргумента слова К. Д. Ушинского о том, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. И считают первостепенной задачу педагогической работы с детьми, которые затрудняются при обучении грамоте, а именно — формирование у них психологической готовности и должного уровня общего развития и умственных способностей [4]. Соответственно, специалисты дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) ставят перед собой задачу комфортных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития дошкольников. Эффективное направление в этой области — организация единого речевого режима для воспитанников, что подразумевает определенный набор организационных шагов, взаимосвязанных аспектов. Условием решения задач является согласованные действия специалистов, их взаимодействие, их однозначная заинтересованность в гармоничном языковом и речевом развитии детей [1]. Исследователи называют ведущие направления организации речевого режима в условиях ДОО: формирование педагогических требований к речи педагогов и воспитателей, формирование и соблюдение единых требований к речи воспитанников с учетом возрастных особенностей и индивидуальных речевых возможностей; активная речевая практика детей в соответствующих благоприятных психолого-педагогических условиях; развитие речевой активности детей, потребности в речевой коммуникации, создание обогащенной коррекционно-развивающей речевой среды; реализация комплексного профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на речевое развитие детей, тесная работа с родителями по правильному речевому воспитанию ребенка в семье. Реализация указанных видов деятельности позволит создать необходимые психолого-педагогические условия для коррекционно-речевой работы в детском саду в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников [4]. В детском саду № 1 педагоги работают над созданием электронных дидактических пособий для детей разных возрастных групп, направленных на развитие речи дошкольников в процессе реализации образовательных программ. Развитию речи способствует грамотная организация работы с текстом: его полноценное восприятие и понимание, аргументированная интерпретация, умение его комментировать, высказывать собственное мнение о произведении и уметь его выразить [3, с. 70]. Созданию условий для развития речевой активности детей способствует использование проблемных ситуаций, в которых ребенок должен высказаться. Следует «провоцировать» ребенка к общению с взрослыми и между собой, не оставлять без ответа его вопросы, беседовать о прочитанном и увиденном и т. д. Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности. Приобщение детей к искусству — знакомство с художественными произведениями — эффективное средство развития связной речи. «Чтение» и собственная интерпретация созданного художником образа «служит уникальным средством художественного воспитания. Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом» [2, с. 99]. Следует постоянно развивать и обогащать словарь детей в процессе чтения художественной литературы [1], помогать детям осваивать правила родного языка. Ребенок дошкольного возраста воспитывается в окружении близких и значимых для него людей — семью, которая имеет решающее воздействие на него. В случае решения задачи речевого развития дошкольника тесный контакт с его семьей, понимание родителями совместной с воспитателями ответственности за результат поможет сделать деятельность по профилактике и преодолению нарушений речи эффективной.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Шафигулина, М. А. Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности / М. А. Шафигулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № (). — С. 122-123. — URL: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора"

Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности в ходе режимных моментов

Как развивать речь дошкольников в ходе режимных моментов...

Статья по теме: «Развитие речи дошкольников»

Материал будет полезен родителям, педагогам дошкольных учреждений. Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возра...

Научная статья на тему Развитие речи с помощью театрализованной деятельности

Театрализованная игра- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса.Ребенок усваивает богатство родгого языка,его выразительные средства(динамику,темп,и др).Совершенствует артикуляци...

Статья на тему "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников....

Статья Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования. Речь — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создав...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования....