Конспект занятия по Нищевой Н. В. «Комнатные растения». Звуки [с], [ш]
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куфтова Инна Андреевна

Лексическая тема «Комнатные растения». Звуки [с], [ш]

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточне­ние, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные рас­тения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рых­ление, полив, горшок, поддон,лейка;ухаживать, поливать,рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, ко­лючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобук-венного анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тон­кой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради «Занимаемся вместе»-, № 1, №2 по числу детей, контейнер с карандашами, горшок с геранью, игрушечная божья коровка, карточка с ребусом, фломастер.

Предварительная работа. Экскурсия в ботанический сад. Рас­сматривание комнатных растений в уголке природы, в зимнем саду, их изображений в альбоме «Живая природа. В мире расте­ний», расширение словаря по теме.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Раз­витие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Вспомните экскурсии в ботанический сад, в уто­лок природы нашей группы, в зимний сад детского сада и подбе­рите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [к|.

1-й ре бе но к. Кактус.

2-й ребенок. Колеус.

3-й ребенок. Кливия.

4-й ребенок. Камнеломка.

Логопед. Очень хорошо. Садитесь.

2. Рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и воспри­ятия.]

Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».

Логопед. Посмотрите на картинку «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

1 -й р е б е н о к. Мы видим воспитателя и детей.

Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

2-й ребенок. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Логопед. Что делает воспитатель?

3-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

4-й ребенок. Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Логопед. Что делают девочки?

1-й ребенок. Девочки рассматривают бальзамин и гортен­зию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? По­чему?

2-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

3. Рассказ по картине «Уголок природы». [Развитие связной речи.] .

Логопед предлагает детям составить рассказ по картине.

Логопед. Давайте составим рассказ по картине, но сначала нам нужно составить план рассказа. С чего вы начнете его?

1-й р е б е н о к. Мы расскажем, кого видим на картинке, куда эти люди пришли и что делают.

Логопед. Что вы расскажете потом?

2-й ребенок. Потом мы подробно расскажем, что делают воспитатель, мальчики, девочки.

Логопед. Чем вы закончите рассказ?

3-й ребенок. Мы расскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

Логопед. Мы составили план рассказа. Подумайте одну ми­нуту и начинайте рассказывать. Даша начнет рассказ, Ваня его продолжит, а Вадик закончит. Настю мы попросим повторить рас­сказ целиком.

1-й ребенок. На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными рас­тениями.

2-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рас­сматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

3-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Я вами горжусь! Настя, повтори рассказ целиком.

Ребенок повторяет рассказ целиком. Логопед оценивает работу детей.

4. Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей мо­торики, регуляция мышечного тонуса.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.

Логопед. Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы ма­ленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нуж­но встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отой­ду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

Логопед показывает упражнения для регуляции мышечного тону­са и проводит с детьми игру.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений пись­менной речи.]

Логопед приглашает детей за столик, раздает тетради и ста­вит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на комнатные растения. Что нарисо­вал художник?

Дети. Это кактус и камнеломка.

Логопед. Обведите камнеломку и горшок, в котором она растет, а потом раскрасьте картинку.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как они рабо­тают.

6. Игра «Что липшее?» [Развитие зрительного внимания, вос­приятия, мышления, связной речи.]

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами, помеща­ет на доску альбом «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

Дети. Герань, сенполия, кактус, бегония, камнеломка, тра­десканция.

Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

1 -й р е б е н о к. Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

2-й ребенок. Лишний кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо.

7. Упражнение «Божья коровка». [Совершенствование грамма­тического строя речи. Автоматизация звука"[р] в предложении.]

Логопед убирает альбом, ставит на стол горшок с геранью, бе­рет в руки маленькую божью коровку на «липучке».

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с божьей коров­кой. Вы будете рассказывать, что она делает. Следите за правиль­ностью произношения звука [р].

Логопед совершает действия с игрушкой, а дети комментируют их.

1-й р е б е н о к. Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й ребенок. Божья коровка слетела с горшка и летает над геранью.

3-й ребенок. Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й ребенок. Божья коровка летает вокруг герани. (И т. п.) Логопед убирает горшок и игрушку и оценивает работу детей.

8. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (определение места звука в словах).]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страничку тетради. В ниж­ней ее части задание на определение места звука в словах. Опре­делите место этого звука в словах душ, кошка, шарф и раскрасьте соответствующий квадратик в «светофорчике» около картинки, а потом правильно раскрасьте картинки.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убира­ет тетради и контейнер с карандашами.

9. Разгадывание ребуса. (Развитие навыка звукобуквенного анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

 

Рис. 46

Логопед. Давайте отгадаем ребус.

Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

Дети. В слове мак надо букву М заменить на букву К. Полу­чится часть слова как.

Логопед. Напишите ее.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

Д е т и. Из слова туча надо убрать две последних буквы. Оста­нется ту.

Один из детей пишет часть слова на доске.

 Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву.

Дети. Кактус.

Логопед. Отлично. Вы разгадали очень трудный ребус. Я вами горжусь.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занима­лись, и оценить работу друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Комнатные растения». Звуки [с], [ш]

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рыхление, полив, горшок, поддон,лейка;ухаживать, поливать,рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, колючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобук-венного анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради «Занимаемся вместе»-, № 1, №2 по числу детей, контейнер с карандашами, горшок с геранью, игрушечная божья коровка, карточка с ребусом, фломастер.

Предварительная работа. Экскурсия в ботанический сад. Рассматривание комнатных растений в уголке природы, в зимнем саду, их изображений в альбоме «Живая природа. В мире растений», расширение словаря по теме.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Вспомните экскурсии в ботанический сад, в утолок природы нашей группы, в зимний сад детского сада и подберите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [к|.

1-й ре бе но к. Кактус.

2-й ребенок. Колеус.

3-й ребенок. Кливия.

4-й ребенок. Камнеломка.

Логопед. Очень хорошо. Садитесь.

2. Рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.]

Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».

Логопед. Посмотрите на картинку «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

1 -й р е б е н о к. Мы видим воспитателя и детей.

Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

2-й ребенок. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Логопед. Что делает воспитатель?

3-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

4-й ребенок. Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Логопед. Что делают девочки?

1-й ребенок. Девочки рассматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? Почему?

2-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

3. Рассказ по картине «Уголок природы». [Развитие связной речи.] .

Логопед предлагает детям составить рассказ по картине.

Логопед. Давайте составим рассказ по картине, но сначала нам нужно составить план рассказа. С чего вы начнете его?

1-й р е б е н о к. Мы расскажем, кого видим на картинке, куда эти люди пришли и что делают.

Логопед. Что вы расскажете потом?

2-й ребенок. Потом мы подробно расскажем, что делают воспитатель, мальчики, девочки.

Логопед. Чем вы закончите рассказ?

3-й ребенок. Мы расскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

Логопед. Мы составили план рассказа. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать. Даша начнет рассказ, Ваня его продолжит, а Вадик закончит. Настю мы попросим повторить рассказ целиком.

1-й ребенок. На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

2-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рассматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

3-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Я вами горжусь! Настя, повтори рассказ целиком.

Ребенок повторяет рассказ целиком. Логопед оценивает работу детей.

4. Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей моторики, регуляция мышечного тонуса.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.

Логопед. Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

Логопед показывает упражнения для регуляции мышечного тонуса и проводит с детьми игру.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей за столик, раздает тетради и ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на комнатные растения. Что нарисовал художник?

Дети. Это кактус и камнеломка.

Логопед. Обведите камнеломку и горшок, в котором она растет, а потом раскрасьте картинку.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как они работают.

6. Игра «Что липшее?» [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи.]

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами, помещает на доску альбом «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

Дети. Герань, сенполия, кактус, бегония, камнеломка, традесканция.

Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

1 -й р е б е н о к. Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

2-й ребенок. Лишний кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо.

7. Упражнение «Божья коровка». [Совершенствование грамматического строя речи. Автоматизация звука"[р] в предложении.]

Логопед убирает альбом, ставит на стол горшок с геранью, берет в руки маленькую божью коровку на «липучке».

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с божьей коровкой. Вы будете рассказывать, что она делает. Следите за правильностью произношения звука [р].

Логопед совершает действия с игрушкой, а дети комментируют их.

1-й р е б е н о к. Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й ребенок. Божья коровка слетела с горшка и летает над геранью.

3-й ребенок. Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й ребенок. Божья коровка летает вокруг герани. (И т. п.) Логопед убирает горшок и игрушку и оценивает работу детей.

8. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представлений (определение места звука в словах).]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страничку тетради. В нижней ее части задание на определение места звука в словах. Определите место этого звука в словах душ, кошка, шарф и раскрасьте соответствующий квадратик в «светофорчике» около картинки, а потом правильно раскрасьте картинки.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убирает тетради и контейнер с карандашами.

9. Разгадывание ребуса. (Развитие навыка звукобуквенного анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

Рис. 46

Логопед. Давайте отгадаем ребус.

Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

Дети. В слове мак надо букву М заменить на букву К. Получится часть слова как.

Логопед. Напишите ее.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

Д е т и. Из слова туча надо убрать две последних буквы. Останется ту.

Один из детей пишет часть слова на доске.

 Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву. 

Дети. Кактус.

Логопед. Отлично. Вы разгадали очень трудный ребус. Я вами горжусь.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, и оценить работу друг друга.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФКЦМ "Знакомство с комнатными растениями"

В  данном конспекте дети знакомятся в растениями,которые находятся в группе. Учатся ухаживать за растениями: поливать, рыхлить почву, опрыскивать листики...

Конспект занятия для детей старшей группы «Комнатные растения»

Конспект занятия «Путешествие в мир комнатных растений» в старшей группеЦель: Продолжать знакомить детей с комнатными растениями.Задачи:• воспитывать заботливое и внимательное от...

Конспект занятия по экологии. Тема «Мытье комнатного растения»

Конспект занятия по экологии.Тема «Мытье комнатного растения»Цели:Формировать у детей знания о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труд...

Конспект занятия "Как мы ухаживаем за комнатными растениями"

Конспект занятия "Как мы ухаживаем за комнатными растениями", по познавательному развитию, для детей младшего возраста...

Конспект занятия в средней группе"Мир комнатных растений"

Конспект занятия по окружающему миру " Мир комнатных растений". Направленное на закрепление знаний о комнатных растениях. Умение отличать комнатные садовые и полевые цветы. Прививать навыки бережного...